18. 43. Барон Корф о вине Пушкиной в гибели Пушкин

Поль Читальский
Барон Модест Корф о вине Натали (НН) в гибели Пушкина
или
Барон Модест Корф о вине Н. Гончаровой в гибели Пушкина

Однокашник бессмертного * месьёс** Пушкина по Лицею (так его и называет барон Модест Корф в мемуарах***) оставил о Пушкине несколько текстов и нарисовал портрет натуры поэт-человека Нашего Всего, который можно отнести к разряду текстов «Живой Пушкин».
*) Дословно по Записке (см ниже): «Одного имени Пушкина довольно, чтобы обессмертить этот выпуск; но и кроме Пушкина, мы, из ограниченного числа 29 воспитанников, поставили по нескольку очень достойных людей почти на все пути общественной жизни»
**) Messieurs Пушкин произносил по записке Корфа как «месьёс», всех пародируя и над всеми едко издеваясь по привычке своей родовой программы
***) Барон (затем граф) М.А. Корф после смерти Николая 1 изготовил несколько записок об А.С. Пушкина:
1) «Записка о Пушкине» (см. Пушкин в воспоминаниях, 1974, том1 и Ружицкая И.В. Барон М.А. Корф – историк: по материалам его архива -1996)). Этот текст подготовлен не для печати, а как справка для П.В. Анненкова, готовившего материалы к биографии поэта на основе воспоминаний современников.
2) «Заметки старого лицеиста»  (полное название  авторизованной копии Пушкинского дома – «Заметки старого лицеиста М.К. к статье о Пушкине (глава «Лицей», помещенной в №№ 117-119 Литературного отдела «Московских ведомостей» 1854 года». В смягченном цензурированном виде относительно «Записки» по этой копии «Заметки …» были напечатаны в отрывках князем П.А. Вяземским с его полемическими замечаниями в газете «Берег» в 1880 г и уже затем Гротом Я.К.  в 1899 г (но также не полностью …)
3) «Записки». Их версию выпустило изд-во «Захаров» в  2003 г  в виде  перепечатки  без сокращений по журналу «Русская старина», 1876 г., № 2  https://royallib.com/book/korf_modest/zapiski.html

Важно: Корф написал свои записки о Пушкине и заметки до того, как Пушкин был объявлен А.Григорьевым Нашим Всем и до слезливых пафосных неумеренных торжеств 1880 г, но после того, как вийствующий Гоголь проделал де-тронизацию Пушкина, заявив публично, что «Пушкин – поэт. И НИЧЕГО больше».  Ничего… Ничего себе.
 
Нас интересует в этой заметке мнение Корфа о  роли жены поэта в его гибели:

I
Вот это мнение по тексту Записок 1876 г :

@ @@@   Пушкин не был создан ни для службы, ни для света, ни даже — думаю — для истинной дружбы. У него были только две стихии: удовлетворение плотским страстям и поэзия, и в обеих он ушел далеко.

В нем не было ни внешней, ни внутренней религии, ни высших нравственных чувств; он полагал даже какое-то хвастовство в высшем цинизме по этим предметам: злые насмешки, часто в самых отвратительных картинах, над всеми религиозными верованиями и обрядами, над уважением к родителям, над всеми связями общественными и семейными, все это было ему нипочем, и я не сомневаюсь, что для едкого слова он иногда говорил даже более и хуже, нежели думал и чувствовал.
Ни несчастие, ни благотворения государя его не исправили: принимая одною рукою щедрые дары от монарха, он другою омокал перо для язвительной эпиграммы.
Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда и без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в тесном знакомстве со всеми трактирщиками, бл*дями и девками, Пушкин представлял тип самого грязного разврата.

Было время, когда он от Смирдина получал по червонцу за каждый стих; но эти червонцы скоро укатывались, а стихи, под которыми не стыдно было бы выставить славное его имя, единственная вещь, которою он дорожил в мире, — писались не всегда и не скоро. При всей наружной легкости этих прелестных произведений, или именно для такой легкости, он мучился над ними по часам, и в каждом стихе, почти в каждом слове было бесчисленное множество помарок. Сверх того, Пушкин писал только в минуты вдохновения, а они заставляли ждать себя иногда по месяцам.
Женитьба несколько его остепенила, но была пагубна для его таланта.
Прелестная жена, любя славу мужа более для успехов своих в свете, предпочитала блеск и бальную залу всей поэзии в мире и, по странному противоречию, пользуясь всеми плодами литературной известности мужа, исподтишка немножко гнушалась того, что она, светская дама прежде всего, в замужестве за литератором, за стихотворцем.
 
Брачная жизнь привила к Пушкину семейные и хозяйственные заботы, особенно же ревность, и отогнала его музу.
 
Произведения его после свадьбы были и малочисленны, и слабее прежних.   @@@@

II
Версия по «Заметкам старого лицеиста”по книге моей бум. биб-ки «Пушкин в забытых воспоминаниях современников» сост. С.В. Березкина - СПб, ИРЛ (ПД) РАН, изд. Дмитрий Буланин,2020 – страница 52:

@@@ Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями. В близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата … стихи, под которыми не стыдно было подписать имя Пушкина – единственная вещь, которою он дорожил в мире , - сочинялись не всегда и не легко…. Сверх того, он писал только в минуты вдохновения, а такие минуты заставляли себя ждать по месяцам.

Женитьба несколько его остепенила, но была пагубна для его гения.
Прелестная жена, которая любила славу своего мужа более для успехов своих в свете, предпочитала блеск и бальную залу всей поэзии в мире и – по странному противоречию - пользуясь всеми плодами литературной известности Пушкина, исподтишка немножко гнушалась тем, что она, светская женщина par excellence (пар экселянс – по преимуществу), - привязана к мужу homme de lettres (ом де лэтр – литератору), - эта жена, с семейственными и хозяйственными хлопотами, привела к Пушкину ревность и отогнала его музу …

Произведения его, с тех пор,  были и малочисленнее и все гораздо  слабее прежнего.

Брак не принес  ему счастия, а если б он не женился, то, может быть, мы и теперь еще восхищались бы плодами его более зрелого гения.   

  @@@