Былинные земли. Не совсем понятная история, Ч. 11

Василий Азоронок
КУДА ИСЧЕЗЛО БЕЛОЕ

(Продолжение)

                "Нет в мире виноватых" (Лев Толстой)

Отметим, что иски, вчиненные плебаном Ясинским подляшским воеводам, случились накануне Ливонской войны. Межземельные внутренние конфликты не могли не перекинуться на внешние рубежи, и вторжение опричников в центральноевропейский регион – как следствие внутренних разборок. Стремление обогатиться, невзирая на традиционный крестьянский уклад, вело к силовому разрешению проблем, а власть поощряла прагматический настрой. Дух божественности, которым была проникнута первородная земля, испарялся под воздействием капитала.

Церковь олицетворяла лепельское побережье, но она тоже была разделенной. Проповедовались объединительные флорентийские идеи, но преобладал фон обогащения за счет материального достатка. Плебанией руководили луцкие бискупы римского толка, а земля еще не остыла от северного полоцкого влияния. Если Боровенский рубеж был в руках ксендзов Свято-троицкого собора, то в западном секторе, на старом гостинце к Полоцку, красовалась православная церковь - «храм Николы Чюдотворца». Таким его фиксировали посыльные Иоанна Васильевича Грозного во второй половине XVI столетия, описывая волость Лепль. 

Был ли в то время на Лепельском побережье католический костел, точно неизвестно. Плебания создавалась на общей территории, где сформировалась Белая Русь. Окружность Лепельского озера составляла порядка 40 километров, и плебания врезалась в прибрежные земли, состоявшие из трех больших секторов. Они были отделены друг от друга речными потоками, но каждый сохранял прежние черты «белого». Так и получилось, что Сапеги, утверждаясь в наследстве, приобрели три части приозерной земли.

Где же были все три центра Белого?

Белое в западном секторе можно отождествить с селом «Белое Виркова Стена». Такая аббревиатура стала возможна, судя по всему, в честь Юрья Зеновьевича (Деспота), который направлял своих оброчных крестьян на сооружение оборонного Лепельского замка, чтобы защититься во время большой войны. На период строительства, подданные были освобождены от всех повинностей. Сегодня в том месте деревня Юрковщина.

На восточном побережье Белое могло остаться в виде поселочка Беленица при водоеме, который сотворила природа. Часть большого озера образовала залив-бухту, которая до сих пор называется Белым, словно удерживая патриархальное прошлое и побуждая нас искать свои корни.

А вот южное Белое исчезло - пропало. Что оно было, сомнений нет. Еще историк Довгялло, создавая монографию в честь 100-летия уездного Лепеля (1905 год), называл его «Белым, или Новым Лепелем». Правда, не раскрыл, на каком основании. Можно предположить, что - рассматривая старые картографические издания. На первой российской карте (1795 год) Лепельское озеро обозначено как Белое. Под тем же названием оно во французских изданиях.

Что одно из Белых находилось в южной области побережья, говорит бискупский документ за 1539 год. Если читатель помнит, то Белое упоминалось в виде «села» на Боровенском рубеже, когда витебский виж осматривал повреждения плебанской межи. Понятыми у него участвовали представители смежных земель: «Хренвар, муж пана Яна Скиндера села Звады» (Свяды), «Симон села Щерца (Черцы, - авт.), муж пана Матея Юндилы, маршалка витебского воеводы», «потом Филип Жежлина, чоловек пана Роского» и «Понас Жежлина», еще один «муж», другого пана, который прописан как «Васильев Wстроюсовичъ». Состав определенно «юго-восточный», и главную роль в нем играли «мужи» из смежной Звады (Свяды). Обратим на это внимание, так как еще вернемся к ее роли.

Но к южному сектору относился также «пятачок» - береговая линия, где образовался центр современного Лепеля. Прав ли был Довгялло, отождествляя его с Белым?

Если верить средневековому документу, составленному витебским вижем Матеевским, то повреждения церковной межи в 1539 году произошли на плебанском рубеже, шедшем с озера Луки «подле села Белого». Если Луки – это нынешние три боровенских озера-братца, то Белое располагалось поблизости, где-то рядом, а значит, на некотором расстоянии от «пятачка».

В подтверждение можно привести еще ряд доказательств. Учёный Измаил Срезневский, филолог-славист, cоставитель «Словаря древнерусского языка», утверждал, что название Луцка происходит от слова «луга» — выгона возле реки. Связывая его с «греблей», упомянутой в очередной бискупской «телеге» на белянцев, мы находим луга в окрестностях тех же Лук.

Но самым неопровержимым свидетельством разнородности лепельского "пятачка" и Белого будут факты, добытые доктором исторических наук, белорусским ученым Виталием Голубевым. Участвуя в одной из научно-практических конференций «Лепельские чтения», он рассказал, что Новый Лепель носил название Jessa (Еса). Это вытекает из документа за 1610 год, где фигурировала запись: «… а в городе Есе, это значит в Новом Лепеле…» В тот год, если верить документу, хозяин северной части Белого – Лев Сапега обогатил нового плебана своей собственностью в «Есе, или Новом Лепеле». Он передал ему «при костеле плебанию с забудовой (постройкой, - авт.), а при ней шесть пляцев с мещанами». Чтобы было понятно, скажем, что Сапега к тому времени стал полным, единоличным, владельцем Лепельского побережья. Это случилось в 1586 году, сразу после войны, когда потомок подляшских воевод, занимая канцелярскую должность при Батории, выкупил бывшее церковное имение за 1200 литовских грош. Теперь он мог рапоряжаться собственностью по своему усмотрению. Объединяя все прибрежные области, он первым делом, судя по всему, построил костел. И это было сделано на «пятачке», в знак первоочередной роли нового государственного строя – Речи Посполитой. А чтобы вытравить из сознания людей историю межземельных распрей между плебанцами и белянцами, назвал главный пункт своих владений Новым Лепелем.

(Продолжение следует).

На снимке из интернета: часть лепельского "пятачка" сегодня.


31.01/22