Памятники! Памятники? Памятники...

Сергей Белов 13
                «Я памятник воздвиг.
                Себе. Нерукотворный».
                Какой-то поэт.

   Давным-давно, путешествуя по ГДР, наша группа заехала в Дрезден. На одной из лужаек, перед каким-то зданием, лежала большая скульптура обнажённой женщины, в отдыхающей, расслабленной позе. В те времена в СССР такое если и встречалось, то очень редко. И поэтому она привлекла наше пристальное внимание. Такой декор городского пейзажа. Словно фарфоровая статуэтка книжной полки в квартире. Красиво?  – На любителя. Познавательно? – Нисколько. Полезно?  – Ничуть. Она не для этого. А могло ли её не быть? Конечно. И мир этого и не заметил бы!

   А могло ли не быть статуи Свободы? Наверно исторически это бы было неправильно. Всё-таки это слово, «свобода», так или иначе, присутствует, и присутствовала,  в становлении современного общества. Когда одни люди. зачастую их маленькая часть, имея большую власть на остальными, извлекают для себя выгоду, эксплуатируя их. Так что нужна была какая-нибудь «зарубка» в летописи, которая и воплотилась в такой монумент. А как дела обстоят со «свободой» в современном мире, когда американская военщина натыкала по всему миру свои военные базы? И под предлогом «дать свободу» воюет на территории суверенных государств? Не вдаваясь в политические и исторические события, я думаю, что пора статуе Свободы поменять факел на кулак сложенный в фигушку. Или же кулак с выставленным «американским» средним пальцем! Так пусть, для людей нашего времени, этот памятник будет отражать современную реальность, и оправдывать свое бетонное существование. А со временем может быть и ёще раз поменяет своё предназначение. Например приобретёт толстые губы, широкие ноздри и чёрный цвет кожи.
 
   Кстати, это не такая уж фантастическое предложение. Учитывая тот факт, что в Америке стали сносить некоторые памятники. Которые прославляют такие ценности, которые не нравятся определённому кругу лиц. Но я противник таких действий. Не только потому, что есть памятники, отражающие сложные исторические искания в продвижении к цивилизованному обществу, но, в основном, не вижу в таких людях гуманистического отношения к жизни, а только нахрапистый, хамский, стадный вандализм. Но и не хотел бы, чтобы где-нибудь стояли памятники Гитлеру и Сталину. Кроме как в музее – в зале негодяев и злодеев. (По-моему, в каком-то музее есть памятник, или бюст, Калигулы. О котором ходят ужасные истории).
 
   Взявшись за эту тему, я задумался – нужно ли мне, лично, то обилие памятников, которые были созданы в прошлом и устанавливаются сейчас. Например, писатели. Пушкин, Гоголь, Крылов, Маяковский и т.д. Они писали – я читал, но не всё и не всех. Влияли ли их произведения на моё восприятие окружающей жизни? Считаю, что в какой-то степени – да. Влияло ли на моё читательское увлечение наличие памятников, которые есть не у всех, кто пишет, писателей?  Категорически – нет. Потому что с книгами я познакомился ещё до школы, и никакие памятники меня не интересовали. Должен ли я был испытывать какое-либо почтительное чувство, когда я узнал об их существовании? Не знаю, существует ли правильный ответ на этот вопрос, но ничего такого у меня не было. Относился к ним как к декору городского пейзажа.

  Хотелось бы мне поехать взглянуть на памятник Высоцкому? Который находиться на кладбище, в отличии от памятников расположенных в людных местах – на бульварах, в скверах или площадях. И можно сказать ежедневно мелькают на глазах у тысяч людей.  А к памятнику Высоцкого, ушлые люди, организовывали автобусные поездки с московских вокзалов. Но это их, туристов, личное дело. У меня же нет такого желания. Нет желания и посмотреть на мемориальную доску посвящённую Высоцкому. Наверно, где-то в глубине сознания, у меня сформировалось чувство, что эти люди всё-таки не были кристально чистыми людьми, чтобы я преклонялся перед ними. Если говорить об конкретном человеке, том же Высоцком, то впоследствии выяснилось, что свою-то жизнь он сгубил. Оказался слабаком, неспособным противостоять жизненным «неприятностям». Которые случаются и у его коллег, и абсолютно у всех людей. Так зачем мне глазеть на памятник не справившегося с жизнью человека? Кстати, может быть на памятнике надо было высечь и ящик водки у него под ногами? А на мемориальной доске дописать алкоголик и наркоман? Так было бы честнее перед его слушателями.

   Конечно, это частный случай. Но всё ли мы знаем о других, тех, чьи памятники мы созерцаем? И возлагаем, кроме меня, тоже не идеального человека, цветы к их подножью? Несомненно, (в тексте начинаются качели), их вклад в культуру вызывает уважение. Но мы ведь не можем знать, если бы не было этих писателей, другие, всё равно появившиеся сочинители, были бы хуже или лучше. И может мы имеем и не такую уж хорошую литературу. Литературу не на сливочном, а на пальмовом масле. И которые, пищу и литературу, вынуждены потреблять за неимением выбора (или денег) граждане.
 
   Всем известно, что памятники появились очень-очень давно. И удивительным образом эта традиция продолжается и в наши дни. Кто же их «потребитель»?
Первые потребители – это все граждане хоронящих свои родных. Казалось бы, всё правильно – прийти на могилку, обозначенную гранитным, или из какого другого материала, памятником и вспомнить, очень востребованная функция человеческого существования, приятные совместные жизненные моменты. (Для некоторых религий это священная обязанность связная с жизнью в загробном мире – но для меня это за гранью понимания и не будем эту грань трогать). Но есть некоторые традиции, которые не укладываются в такую схему. Прежде всего это вкладывание денег в «престижное» кладбище. Существует категория лиц, связанная только с их воспитанием, из разных слоёв населения и профессиональных занятий, чьи похороны поднимают статус их родственников над всеми остальными. Приблизительный перечень: артисты, чиновники, писатели, художники и т.д., включая в этот список и криминальных авторитетов. Чьи памятники в «лихие девяностые» затмили надгробные плиты творческой интеллигенции. (Интересно, какие воспоминания появляются у родственников этих воров, убийц, грабителей, рэкетиров когда они посещают эти «шедевры»?). Но проходит время и остаются эти каменные вехи, последние, конечные в жизни человека, без того внимания, для которого они были «изобретены». Остаются лишь ротозеи и туристы. Непонятно что ищущие, обозревающие и гуляющие среди могил.
 
   Хочется провести параллель с американскими кладбищами, которые появляются в их фильмах. Наверняка у них есть различные способы сохранить память об усопших, но обычно показана ровная лужайка с натыканными на ней надгробными плитами с именем, и датой рождения и смерти. В Южной Корее, подсмотрел в детективных сериалах, сплошь и рядом, впрочем не только у них, покойников кремируют. (Из известных людей приведу Фридриха Энгельса, чей прах развеян в море). И мне думается, что такой способ завоюет, в конце концов, мировое признание. Не только потому что земли, как в Южной Корее, мало. Но из-за того, что основная память о человеке хранится в головах живущих. А не только от посещения, время от времени, могил на кладбищах и мемориалах.

  (Попалась статья, прямо в струю, что прах уже 450 человек путешествуют по космосу. Одного отправили аж поближе к Плутону. Ещё предлагают замораживать человека, вместо того чтобы его кремировать, дробить тело на гранулы, извлекать из них воду, а остатки возвращать в урне родственникам. Или помещать тело в капсулу, наподобие яйца, и выращивать на нем дерево. И уже существует способ, пишут, что он пользуется спросом, помещать усопшего в бетонную «авоську» и отправлять на дно моря. Так что, мысль человеческая работает и в этом направлении).

   Но если кто подумал, что в душе я мечтаю бульдозером снести все кладбища, тот глубоко ошибается. Ну взгрустнётся немного, проезжая мимо россыпи крестов – потом текущие дела поправят моё настроение. А вот есть категория памятников, которые раздражают и бесят. Потому что они публичные. Они назойливо лезут в глаза с экранов телевизора, исторических книг, политических акций и требуют, требуют, требуют к себе внимания!

   Частично я затронул уже эту «темку», упоминая творческую интеллигенцию. Теперь хочу свои претензии изложить конкретнее.

   Но и сейчас я не буду заводить бульдозер. Дело в том, что кроме увековечивания памяти есть такая вещь как «искусство». И глядя на некоторые памятники, удивляешься таланту скульптора, который в камне запечатлел человеческие эмоции. Каким-то образом они, памятники и скульптуры, завладевают твоим вниманием, оставляя след в твоей душе. Впрочем как и все талантливые вещи создаваемые человеком. Конечно, в соответствии со вкусами индивидуума, которые могут различаться у разных людей. Но такое положение дел – это норма.
Неприятно, когда навязывается идеологическая политика, связанная с монументальными произведениями. На которую тратятся приличные финансы. С пролонгацией будущих затрат на их содержание.
 
   Давайте начну с современности. Данный пример не стоит на первом месте по значимости, но с него удобно начать. Потому что его все знают. Ельцин-центр,  с внушительным памятником, рядом со зданием посвященный первому президенту России. (Как я к нему отношусь я написал в сборнике «Возмездие» + статья «Мавзолей»). Хотелось бы понять следующее: что должно появиться у человека посмотревшего экспозицию музея. Почитание, уважение, благодарность?  Презрение, недоумение, удивление? Удивление – как народ выбирает себе президентов. В частности Ельцина, который запросто смог сказать: «Я ухожу». Конечно, неизвестно что было бы, будь у нас другой глава страны. Как бы лично я повёл дело, на таком посту. Но посещать его музей я не буду. Кроме того как он правил, экспонаты музея, я на сто процентов в этом уверен, и пока в нашей стране будет так, поданы в выгодном свете для его родственников. (У нас любят искать национальную идею. Но она у нас давно уже есть. И ею охвачены все слои населения и все структуры власти – это умалчивание!)

   Понятно, что традиция, многовековая, не позволяет просто уходить в тень знаменитому человеку. Как-то неправильно предавать забвению человека, который играл ключевую роль в свой исторический период. Но и преувеличивать его заслуги тоже не стоит. Тем более придавать идеологический смысл тому, чего на самом деле не было. Или, если быть точным, насколько это возможно, то надо говорить: «как пишут историки».

   Вот Александр Невский. С какой помпой встречали его восьмисотлетие. Что хочется отметить – такое чувство, что его победа это такое событие, которое своим «действием» так забетонировала ход исторического развития, что никакие дальнейшие военные действия не смогли повернуть судьбу народа, живущего на данной территории, в каком-нибудь другом направлении. Не буду описывать все войны которая вела Россия. Отмечу лишь сражение с крымским ханом Гиреем при Молодях, ключевое, по мнению историков. Но незаслуженно, или намерено, забытое. Может потому что для родственников Ивана Грозного было неприятно вспоминать о расправе, впоследствии, под надуманным? предлогом об измене, над воеводой, одержавшего эту победу. Которое, если бы «мы» проиграли, то история пошла бы по совсем другому пути. И надо сказать, что в те времена не очень-то и помнили, кроме летописцев, про Александра Невского. Вспомнили же о нём, это  уже я предполагаю, в связи с появлением орденов. Которым давали имена выдающихся полководцев. (Против  орденов я не имею ничего против, хотя…). А сейчас же это стало какой-то манией – вспоминать сражение, в котором, между прочим, никто под лёд, очень яркий эпизод, не проваливался! Его приписали от другого сражения, которых во времена княжеств, где одни русские князья не редко воевали с другими, было множество. Проще говоря – местные разборки.
Я понимаю, что государственные мужи должны проповедовать какую-то идеологию. Но стоит ли строить её на надуманных или утаиваемых фактах? Ведь когда истина всплывает, и она не стыкуется с идеологией властных структур, неизбежно падает степень доверия к институтам власти.

   Все мы знаем памятник Минину и Пожарскому. Их даже два – один в Москве, другой в Нижнем Новгороде. (Не вижу никакой логики в установке второго монумента, кроме как наличие тупой гордости – раз герои «свои», должны стоять у нас). Памятник мне нравится – кажется что они на секунду замерли. Но историческая правда такова, что и его могло бы не быть, если бы не один широко не разглашаемый факт. Оказалось, я прочитал об этом в книге, к сожалению потерянной, посвященной тем временам, что в решающий момент поляки стали теснить наше войско к Москве-реке. На другом, высоком, берегу располагалась дружина какого-то русского князя, не решавшегося прийти на помощь Пожарскому.  Простые воины, видя нерешительность своего князя, сами кинулись на подмогу и была одержана победа.
 
   Историк, чью книгу я читал, описывает этот эпизод гораздо полнее и точнее, включая имя князя (или воеводы). Почему же этот важный момент – момент проявления инициативы так называемых «низов» – не может стать примером для подражания следующих поколений, чем фактически и является памятник Минину и Пожарскому, помимо скульптурного отображения исторической вехи? Даже с момента появления «Дня Единства», в различных многочисленных репортажах об этом дне, я ни разу не слышал даже упоминания про этот эпизод. Не знаю кому как, но я против получения дозированной информации, тем более идеологического характера. И стараюсь донести «выуженную» информацию окружающим меня людям.
Кроме того, мне думается, что ложь из различных сфер нашей жизни – история, образование, информационные источники, кино, книги, религия, и, конечно же, политика, переплетаются, усиливая друг друга, и влияют на наш быт и производство, не давая поступательно, может это и звучит высокопарно, развиваться. Проще говоря – мы могли бы, особенно это важно для нас – нашей страны, стоять на более высокой ступеньке развития во все сферах. Дороги, компьютерные технологии, образование, архитектура и прочее могли бы быть гораздо лучше.

   В последнее время при проведении торжественных мероприятий на Красной площади закрывают, коммунисты очень недовольны этим, мавзолей Ленина плакатами. И правительство не стоит на трибуне над гробом, фактически на могиле, Ленина. Наверно у кого-то из правительства тоже существует неприятие языческого аппендикса в сознании людей и со временем, наконец-то, все захоронения перенесут или внутрь Кремля, или выделят делянку на каком-нибудь кладбище.
 
   Правда у правительства тоже, на мой рядовой взгляд, существует перекос в процессе патриотического воспитания. Я имею ввиду установку, наверное их больше, двух памятников. Один выполнен хорошо, композиция мне почти нравиться. Это памятник посвящённый сражению по Ржевом. Устанавливать его где-то в глуши, тратить большие деньги на мало востребованный монумент – это пустое дело. (Правительство на его открытие прибыло на вертолёте. Остальным придётся добираться по нашим дорогам). Кроме того установлен он спустя 75 лет после войны! Когда современные люди, здесь чистая психология, не смогут осознать всю трагедию людей сражавшихся как в этой битве, так и в течение всей войны. Читая разрешённые исторические документы, это очень важный посыл, узнал, как нередко рядовые бойцы расплачивались своими жизнями за бездарное руководство.  Так может этот памятник нужно было установить перед военным ведомством. Как напоминание и предупреждение о том, как их профессиональные предки поступали. И не только в Отечественную войну, но и позже, в чеченскую кампанию. О которой станут известны все подробности через семьдесят пять лет!

   Другой памятник это скульптура изобретателю огнестрельного оружия Калашникову. Нужен ли нам такой автомат – несомненно нужен. И будет нужен ещё долго, учитывая полудикий интеллект немалого количества членов человеческого общества. Нужен ли нам памятник человеку, который изобрёл, всё-таки, оружие для убийства? Особенно в образе Рэмбо, с автоматом наперевес? Категорически против. Надо было увековечить его в виде бюста, на территории своего завода. И этого было бы достаточно. Нет ведь монументальных памятников Хрущёву, Брежневу, Горбачёву, если я не вру, и мало кто страдает от их отсутствия. При надобности можно посмотреть на них в исторических документах.

   Ещё один аспект – это воинские захоронения на территории других государств. Я думаю что правительства не должны оставлять тела своих граждан на чужой территории. Даже если они воевали там за правое дело. Тогда не будет такой ситуации как в странах бывшего Варшавского договора – разрушение и снос мемориалов. Если местные граждане захотят, то они по своей инициативе поставят памятник, как это произошло в Сирии. Там установили памятник погибшему лётчику.

  Есть ещё один вид памятников, помимо других и разных, это памятные места. Это или усадьба, или квартира, или комната, или памятная доска на стене дома, в котором жил или побывал знаменитый человек. Как к ним относится – личное дело каждого человека.

   Чтобы список «памятников» был более полным, на мой обывательский взгляд, добавлю: краеведческие и этнографические музеи; исторические, искусствоведческие, художественные музеи; библиотеки; архитектурные ансамбли и отдельные строения; дуб и другие деревья; названия улиц, городов, космических и географических объектов; методов, реакций, препаратов и устройств; фирм и компаний; теплоходы и летательные аппараты; мумии. Как всегда и в этой деятельности человека есть перегибы и мифы, но в основном всё по делу.

   Есть ещё один негативный момент, связанный с памятниками, но это явление, не знаю как правильно его назвать, связано с человеческим характером.
 
   Четыре памятника. Один в Монголии – Чингисхану, другой в Ташкенте – Тамерлану, (установлен вместо К. Маркса), ещё один во Франции – Наполеону, последний в Грузии – Сталину. Что объединяет всех этих исторических личностей? Огромное число жертв по их инициативе! Как воинов, так и мирного населения. И было бы правильно на всех этих, и им подобных, памятниках дописать несколько строк с указанием об этом и, если это возможно, то и приблизительное число погибших.

   Но если вы проявите инициативу и попробуете потребовать у ответственных лиц и рядовых поданных этих стран дописать такие строки, то ни у кого вы не получите одобрения! Тупая, гнилая гордость за своего знаменитого соотечественника, не позволит им этого сделать. Это одна из самых паскудных черт человека, потому что если спросить у этих людей, хотел бы он погибнуть во славу такой «выдающейся» личности, в ответ получите кривую улыбку.

   И стоит ли нам считаться на данном этапе «цивилизованным» обществом?

   P.S. И вот что ещё хотелось бы написать, но забылось. В Москве есть скульптурная композиция, Шемякина М.М., изображающая человеческие пороки. (По просьбе Лужкова! Ха, ха!). Выполнено профессионально, доступно для понимания, но сколько человек узнало в них себя, черты своего характера? Боюсь что и узнав свою черту характера, (гадкую, в отличие от алкоголизма, не воспримет никто!), человек не станет что-либо менять в свой жизни. Вот если бы публично «вручали» бы призы, конкретному человеку, наподобие «Золотой малины» или похожих призов, по результатам обсуждения, из списка претендентов по всем «номинациям», с нанесением фамилии на постамент соответствующей скульптуры, был бы хоть какой-то толк.

   К сожалению, такой проект, при современном менталитете населения и людей всех ветвей власти, выполнить будет невозможно. Как невозможно будет поставить «памятник» человеческому равнодушию (оно помещено, кстати, в центре экспозиции Шемякина) и эгоизму. Несколько лет назад, в одном городе, в холодное время года, у человека, возвращающегося домой,  заслуженного педагога, случился инфаркт. Он потерял сознание и упал на земля. Его можно было спасти, вызови кто-нибудь скорую помощь. Мне понятно стремление людей, хотя это и неправильно, пройти мимо, если они видят валяющегося пьяницу или бомжа. Но здесь на земле лежал прилично одетый человек, в возрасте. И никто, время было не позднее, рядом остановка автобуса, не удосужился оказать помощь. И поставить бы в этом месте, хотя бы на год, камень с надписью, порицающей равнодушных людей. Но это же лишние затраты. Лишние проблемы. К тому же: «…всё равно, ведь, людей не переделать. Так зачем суетиться, а?».