Счастье трудовых дорог

Зинаида Маласова-Потарась
                По воспоминаниям
                Бодоновой Елены Евгеньевны.

       1975 год. Нам с подругой, Зоей Капацкой, ну совсем не хотелось киснуть в обыденном круговороте жизни. Мы обе молодые, задорные, красивые, кровь с молоком бурлит. Вот и хочется, чтоб жизнь была наполнена интересными событиями, захватывающими приключениями, романтикой….
       По стране гремит слово БАМ, по радио трубят марши, в газетах мелькают огромные буквы БАМ, по телевизору показывают молодых девчат, ребят в красивых форменных костюмах цвета хаки с эмблемами на рукавах и множеством значков на груди. Шли кадры, как они где-то в непролазной тайге машут топорами, ставят палатки. Вот где романтика!
       Всё! Решили мы с Зоей ехать на БАМ. За плечами учёба, работа продавцами, затем заведующими секциями и даже заведующими небольших магазинов. Значит, и на БАМе пригодимся. Узнали, что у нас в городе в районе Элеватора организована экспедиция от Управления рабочего снабжения (далее УРС) треста НАТС (Нижнеангарсктрансстрой).  Рванули туда, но нас не взяли, сказали, что продавцы не требуются. А мы-то девчонки решительные, значит, пойдём другим путём. Обратились в Обком комсомола и добились-таки, в один прекрасный день нам вручили комсомольские путёвки на мыс Курлы. И вот, 6 декабря 1975 года мы, счастливые, летим в самолёте рейсом Улан-Удэ – Нижнеангарск.
       Прилетели, а нам ещё предстояло добраться до мыс Курлы. Попутного транспорта не оказалось, только один водитель ехал до какой-то нефтебазы, откуда шли машины до посёлка. Доехали, но отсюда все машины шли уже с пассажирами, свободных мест нет. Узнали, что до посёлка мыс Курлы ещё 25 километров. Мне было не понятно, далеко ли это, близко ли. На мои сомнения Зоя, жившая в деревне, сказала, что это недалеко, мол, они ходили на ферму доить коров за 20 км. Ну что же, значит, пойдём пешком, направление знаем, других дорог нет, ошибочно свернуть некуда.
       Идём, идём… А дорога всё выше и выше поднимается, чемоданы всё тяжелее и тяжелее становятся. Эти чемоданы мы закидывали и на плечо, и на спину, уже и пинали, катили, толкали, благо, что советский знак качества не подвёл, на совесть тогда производили товары. Тут подвернулась толстая крепкая палка, просунули её в ручки чемоданов, одной ношей нести стало легче, только меняли руки попеременке. Мы хоть и молодые, здоровые, но не были привычны к горному затяжному подъёму на перевал, а дороге конца – края нет. Нам уже казалось, что мы давно прошли те обещанные 25 км. Да ещё беспокоились, время-то не стоит на месте, успеем ли дойти до темноты. Благо, на нашем пути оказалась какая-то мехколонна. Здесь нам оказали радушный приём, накормили, на радостях предложили остаться у них поварами. Но у нас же цель, мы поблагодарили ребят, вернулись на трассу. Нам посчастливилось, к вечеру мы были уже в посёлке. Когда заехали в посёлок, водитель показал, где находится контора УРСа, от дороги к ней вела лесная тропинка.
       В посёлке первое, что нас поразило: лежали две огромные бочки, то что мы видели перед собой ни с каким другим понятием не ассоциировалось. Уже потом мы узнали, что эти сооружения – ангары, смонтированные из профильных металлических сегментов. К нашему удивлению в одном из них разместился продовольственный магазин, в другом промтоварный, а в народе их так и называли бочками.
       Мы поспешили в контору, дело шло к концу рабочего дня, а нам надо было ещё устроиться. В одном здании из щитов разместились конторы УРСа, ОРСа (отдел рабочего снабжения) и контора самого треста НАТС. Рядом стоял вагончик, в нём расположился Совет депутатов посёлка мыс Курлы (поссовет).
       Нас поселили в общежитие № 2. В комнате с нами жили ещё трое девчат: Надя Карагаева -товаровед, Люда Хулугурова - экономист по ценам, Валя Аникина - экспедитор. Мы жили дружно, пусть не было условий, выстаивали очереди к водовозке, часто оставались без электричества, ужин готовили на костре. Но нам всё здесь нравилось: народ весёлый, молодой, все друг друга знали в лицо. Природа - не наглядеться, закаты каждый вечер были разнообразны, что ни вечер, новая красивая панорама. Байкал не описать простыми словами, даже в шторм аж дух захватывало.
       8 декабря 1975 года мы вышли на работу в третий магазин посёлка, в народе «деревяшка», т.к. был выстроен из деревянных брусьев. Здесь мы крепко влились в коллектив, нам на первых порах было тяжело. Мы, можно сказать, дневали и ночевали в магазине, работали с 7 утра до 10 вечера, в общежитие приходили уставшие до жути, ни рук, ни ног не чувствовали. Не чурались никакой работы, уборка, разгрузка машин по несколько на день, а ящики по 20 кг, порой и тяжелее. Мы понимали, что посёлок строится, каждый товар необходим людям, нельзя, чтоб он лежал где-то в подсобках. Даже распаковка товара стоила трудов, они шли в ящичках, обшитых проволочкой и закреплялись гвоздиками. Заносить товар в отдел, разложить по полочкам – святая наша обязанность. Так, видя нашу загруженность, покупатели сами вызывались нам помогать. Даже Новый 1976 год встречали на рабочем месте, молодёжь после работы шла за разными вкусностями, чтоб хорошо встретить праздник.
       Снабжение было отличное, бамовцев обеспечивали разными деликатесами, есть что вспомнить. И всё доставлялось с неимоверными усилиями, ведь машины шли с грузами с Таловки по труднодоступной лесной дороге через 110 километр. Мы видели, какими уставшими приезжали водители, в то же время читалась на их лицах гордость за выполненную работу, что без потерь и убытков доставили груз, в очередной раз одолев все преграды.
      Наступило лето, товар стал прибывать по Байкалу с посёлка Усть-Баргузин на барже «Клара Цеткин». На радость молодым строителям появились свежие овощи, фрукты, яйца, запах свежих огурцов напоминал многим их родные тёплые края, оставленные далеко на южных широтах нашей необъятной страны. Ну и конечно, все остальные продукты прибывали, бакалейные товары, да всего не перечислить.
В дальнейшем, набрав опыта, я, хоть и числилась продавцом, нередко в качестве экспедитора, во время овощной компании летала в командировку в Улан-Удэ, ездила по совхозам, колхозам по заготовке картофеля, морковки, капусты. Ну и, конечно, за другими скоропортящимися продуктами, в таких случаях обратно возвращалась на вертолёте, который доставлял груз к нам. Не успеет вертолёт приземлиться на вертолётную площадку, только лишь винты остановятся, а вездесущие ребятишки уже бегут, на ходу выкрикивая волнующий их вопрос: «Что привезли?». Услышат слово «колбаса», бегут обратно в посёлок, оглашая окрестности: «Колбаса! Колбаса!». И все уже знали, что будет у них на столе на ужин, и с вожделением ждали конца рабочего дня.
       Позже, по мере приближения железной дороги, шли машины с запада, их рейсы становились короче и короче. Так, сначала мы ездили на разгрузку вагонов в Усть-Кут, затем в Улькан, далее поэтапно Кунерма, Даван, Гоуджекит. И, наконец, 29 октября1978 года строители Иркутского треста «Ангарстрой» передали эстафету укладки рельсов БАМа тресту «Нижнеагарсктрансстрой». Победа была достигнута героическими усилиями коллектива строительно-монтажного поезда (СМП) -581треста НАТС, при участии остальных поездов треста. Из Иркутской области БАМ шагнул на территорию Бурятской АССР. Был организован грандиозный праздник, на который выезжали автолавки нашего ОРС-575.
       Хоть железная дорога вплотную пришла к нам, мы, в качестве товароведов, кладовщиков или даже представителей общественности, как стояли на разгрузке вагонов в любую погоду, зной, дождь, стужа -45 градусов, так и продолжали выполнять эту работу. Грузчики на себе таскали груз из вагона, неимоверно тяжёлый труд. А мы считали каждое место, смотрели, нет ли повреждения тары, обеспечены ли сохранность и качество товара, т.е. после перевозки принимали груз от железной дороги, представитель которой тоже стоял с нами, считал.
       Поначалу в посёлке мыс Курлы улица, по которой проходила главная дорога, была центральной и называлась она улицей Космонавтов. Посёлок строился очень быстро, отвоёвывая у леса каждый пятачок. К бане, больнице, к милиции вели лесные тропинки. Однажды, рано утром, по дороге на работу я встретила косулю. Мы обе замерли, смотрели друг на друга во все глаза. Насмотревшись, она резко отпрыгнула с тропинки в сторону и умчалась в тайгу.
       А народ прибывал, темпы строительства требовали молодых рабочих рук. Появилась столовая под названием Таёжная. Здесь почти в каждую пятницу проводились комсомольские свадьбы, и в основном интернациональные. В то время в посёлке жила молодёжь 33-х национальностей. Что уж говорить, если в нашей бригаде работали девчата 5 национальностей: латышка, белоруска, украинка, бурятка и русская. Ну и естественно, последовал показательный итог. На первомайскую демонстрацию 1978 года вышли 3 колонны женщин с колясками. Срочно нужны были детские сады, школы, выросшие дети учились в 3 смены.
       Молодёжь устраивала спортивные соревнования между коллективами: футбол, волейбол, лыжи, легкая атлетика, шахматы. В коллективах проводились конкурсы профессионального мастерства. По итогам таких конкурсов комсорг ОРС СМП-575 Галина Назарова-Широкова ездила в Улан-Удэ на конкурс кондитеров, привезла диплом «Мастер Золотые руки».
       Стоит вспомнить, какие торты появлялись из-под рук наших других мастеров! Свадебный торт «Сюрприз» украшала бутылка шампанского из безе, неотличимая от настоящей бутылки. Начальник ОРСа Бочкарёв Владимир Сергеевич изготавливал изумительный шедевр под названием «Леденцовый тортик». А его рубленный торт имел широкий успех в других посёлках и даже был востребован в городах.
       Как выше вспоминала, я числилась продавцом, но познала весь процесс рабочего снабжения бамовских строителей товарами первой необходимости, в частности продовольствием. Экспедитор, грузчик, кладовщик, заведующая магазином, постоянный наставник у вновь прибывавших продавцов, делилась с ними опытом.
       Являясь бригадиром комсомольско-молодежной бригады магазина № 19, активно участвовала в общественной жизни посёлка, ставшего городом Северобайкальск. Была членом горкома ВЛКСМ, членом горкома КПСС, депутатом поселкового Совета, затем городского Совета, членом комсомольского прожектора  посёлка. Принимала участие в работе районной комсомольской конференции в качестве делегата от организации ВЛКСМ УРС НАТС. В 1979 году была избрана делегатом республиканской комсомольской конференции. За добросовестный труд мой портрет был размещён да Доску почета посёлка.
       Однажды в посёлок приехал художник, писать портреты отличившихся бамовцев. Такой чести удостоилась и я. Помнится, с моей натурой и подвижными условиями труда, было очень сложно сидеть, не шелохнувшись, длительное время. Жаль, что художник канул в лету, а мне не удалось лицезреть свой портрет. Может он где-то будет украшать стены музея, где проведут выставку в честь 50-летия БАМа, олицетворяя людей труда.
       Мною был исполнен интернациональный долг, в 1983 году от Главка УРСа из Москвы была направлена в командировку на 1 год в Афганистан. По истечению срока вернулась в г. Северобайкальск, где продолжила трудиться в ставшем родным коллективе. Имею трудовые награды: медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медаль «За трудовую доблесть».
                На фото Елена крайняя слева