Моя первая недетская победа в детстве

Фархад Гулямов
В моем детстве покупных игрушек и не было. Если и было что, не запомнилось. Помню только игрушки, которые я мастерил сам: самокат из тракторных подшипников и досок, деревянные же машинки, домики. Это когда встал на свои ножки только в пять лет и побежал. До этого, как рассказывали мне потом, только сидел, обложенный подушками, и перекладывал в немудрёные песенки все, что видел и слышал.

Да и не нужны были нам игрушки. Считай. девять месяцев в году лето, кругом сады и огороды - мы там целыми днями и пропадали. Домой возвращались только к ужину. Разве что мама тоже даст какое-то поручение поработать у себя в саду и огороде: полоть грядки, проредить листья на виноградниках, лазить по деревьям и крыше. чтобы собирать урожай абрикосов, черешни, винограда...

В бесконечных колхозных садах тоже было чем заняться: игры в войнушки, в «домики», лазили по деревьям (кто выше), гоняли резиновые, а то и тряпочные мячики. Помощь дяде Гафуру-звеньевому в сборе урожая тоже была частью игры, за которую еще и платили: не важно сколько часов отработали, мы возвращались домой с полными ведрами помидор или огурцов, винограда... И лакомились от пуза.

У нас, у мальчишек, популярны были игры в орехи и лянку. Лянка или лянга — это кусок овечьей шерсти с кожей (напоминает волан), который утяжелили кусочком свинца. Надо быть настоящим акробатом, чтобы, не роняя лянку на землю как можно дольше, жонглировать ею ногой и проделывать те кульбиты, которые мы проделывали при этом!

В орехи (грецкие) играли так: рисовали на земле круг, в центре — ряд орехов. С определенного расстояния другим, «козырным», орехом надо было выбить из круга хотя бы один орех. Если выбил, то становился на то место, где остановился твой «козырной» орех и уже с близкого расстояния стараться выбить остальные орехи из круга. Все выбитые из круга орехи становятся твоими.

«Козырным» выбирали особенно крепкий и крупный орех. Иные мальчики умудрялись залить орехи изнутри горячим гудроном: орех становился еще тяжелее и далеко от круга не отскакивал. Мальчишки таких жуликов не уважали.

В нашем саду орешников не было, но я каждый день домой возвращался с полной пазухой орехов, которыми мама запасалась на зиму. Потом нас же угощала разными вкусностями на основе орехов.

Мое первое ощущение себя сильным мужчиной связано именно с игрой в орехи. Я как-то подчистую обыграл; мальчика с соседнего кишлака, года на два старше, да и крупнее. Тогда мне было лет восемь. Я его до сих пор помню: как выглядел, как зовут и где жил. Он попытался отнять у меня орехи. Тут я в кулачок зажал свой «козырной» орех и со всей силы ударил его в грудь. К моему удивлению, он растянулся в пыли. Я подготовился отстаивать свои трофеи. Но он встал, отряхнулся и, как ни в чем не бывало, протянул мне руку.

Мы потом с ним дружили до армии, пока не потеряли друг друга из виду.

Какая у вас была первая победа в жизни?

____________________________
Написано по заказу дзен-канала "Академия интернет-профессий 50+"