Из цикла "Матушка Лень и другие сказки Энского монастыря"
Матушка Стяжанна в Энский монастырь перешла из другой епархии. Говорили, что это доктора ей посоветовали сменить климат. Сама она тоже была доктором, но экономических наук. До пострига читала лекции в вузе, руководила фирмой, писала научные книги. Неоднократно издание её трудов спонсировал фонд Сороса.
Да вы, вероятно, видели в книжных магазинах популярный учебник «Занимательная экономика, или Искусство занимать». А, может, и учились по нему «грамотно брать кредиты». Так вот автор этого классического учебного пособия Жмотильда Скрягина и наша матушка Стяжанна – одно лицо.
Казалось бы, при появлении в Энском монастыре столь компетентного специалиста игумения Смирена должна была сразу же послушание эконома обители возложить на мать Стяжанну. Ан нет! Экономом осталась, как и прежде, матушка Нищета (Духовная).
По традиции накануне Великого поста матушка Нищета приходила к игумении попросить прощения и подать прошение об освобождении от хлопотного послушания. И (опять же по традиции) игумения прощала просительницу и просила её ещё хотя бы на год остаться экономом.
Мать Стяжанна энских традиций не знала. И вообще своим намётанным оком она увидела в монастырском хозяйстве множество грубейших нарушений разных экономических норм и правил. В частности - всемирного закона тяготения копеечки к копеечке. Сначала докторша экономических наук возмущалась про себя. Затем начала делиться своими критическими замечаниями с сёстрами. Те её не могли понять.
- Так кормят же нормально. Всем хватает, - разводила плечами мать Чревоугода.
- И вкусняшки по праздникам бывают. А праздников у нас – полный календарь, - поддерживала свою однокелейницу мать Деликатесса.
Гипотетического голода инокини-соседки не испугались. Не испугалась и мать Сластёна.
- Какой может быть голод, если к концу каждого поста нам приходится чинить монастырские весы? – удивилась она.
Остановила мать Стяжанна на минуточку мать Суету. Но за 60 секунд не успела ей изложить суть проблемы. А на более длительный отрезок времени задержать подвижницу не удалось.
К матушке Лени новая насельница монастыря не достучалась. Лень полулёжа расписывала матрёшек и слушала акафисты в наушниках, не воспринимая звуков из внешнего мира.
Заинтересовалась было экономическими прогнозами Стяжанны матушка Гордыня. Однако быстро смекнула, что в обществе докторши экономических наук она всегда будет играть лишь вторую роль, и спешно нашла себе неотложное послушание на безопасном расстоянии от особы, затеявшей хозяйственный переворот в обители.
И мать Стяжанна, сетуя на экономическую недоразвитость сестёр, отправилась на штурм кабинета игумении Смирены в одиночку.
- Матушка, благословите в монастырской лавке ценники на книжках переписать, - начала мать Стяжанна с вопиющего. – Сёстры выставили на продажу новую литературу с такой маленькой наценкой, что никакой прибыли мы не получим. И если в таком духе будем продолжать дальше, скоро по миру пойдём. А поскольку в миру сейчас народ нищает, то мы всем монастырём помрём с голодухи.
- Вот именно потому, что в миру народ нищает, я и благословила у нас в монастыре делать на духовную литературу минимальную наценку, - объяснила игумения Смирена. - А Евангелие и вовсе выставить по издательской цене, без наценки.
- Матушка, Вы меня убиваете, - мать Стяжанна плюхнулась на диванчик игумении и схватилась за сердце.
- Если же у человека есть духовная жажда, а средств нет, то душеполезную книжку ему можно отдать и так.
- Как «так»? – не поняла докторша экономики.
- Даром, - улыбнулась игумения. – Книжки – они, как котята. Их нужно отдавать в хорошие руки.
- Убили, - посерела мать Стяжанна и стала реже дышать, словно экономя воздух.
- Что с Вами? – обеспокоилась игумения Смирена. – Вам плохо?
- Опять жаба давит, - пожаловалась монахиня. – Видно, и в вашей епархии климат мне не подходит. Надо искать себе другое место.
Так и покинула мать Стяжанна Энский монастырь. И всё в нём осталось по-старому: не по экономическим законам, а по Божеским.