Оссуарий Дуомон и Трептов-парк, часть 1

Дмитрий Шашков
ДВЕ ПОБЕДЫ В ДВУХ МИРОВЫХ ВОЙНАХ.
СРАВНЕНИЕ ВОИНСКИХ МЕМОРИАЛОВ:
ОССУАРИЙ ДУОМОН (ФРАНЦИЯ) И ТРЕПТОВ-ПАРК (ГЕРМАНИЯ)

Каждый год 9 мая наша страна празднует победу над нацистской Германией и её многочисленными союзниками во Второй мировой войне.
Но Вторая мировая война 1939–1945 гг. была второй попыткой Германии в XX веке установить свою гегемонию над миром, ей предшествовала Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
И если главным победителем германской сухопутной армии во Второй мировой войне был СССР, то в Первой мировой войне – Франция, которая за счёт второй колониальной империи мира (после Великобритании) в начале XX века была огромным государством и по территории и по населению.
В Первой мировой войне Франция трижды выдержала страшный натиск немцев. Первый раз – в 1914 году. Решающая битва состоялась на реке Марне к востоку от Парижа, в сентябре 1914 года. В этой битве французы впервые массово применили автотранспорт: 1300 парижских такси доставили на фронт около 6000 солдат. Отличились и французские лётчики: они впервые не просто осуществляли разведку, но и корректировали огонь артиллерии. В результате абсолютное на тот момент превосходство Германии в тяжелой и сверхтяжелой артиллерии удалось свести к минимуму, кайзеровские войска были вынуждены отступить. Надежды немцев закончить войну «до осеннего листопада» потерпели крах, началась позиционная война.
В 1915 году, несмотря на наступление немцев против России, большая часть германской армии оставалась на Западном фронте. По данным генерал-квартирмейстера (начальника оперативного отдела штаба) русской Гвардии генерал-майора Бориса Владимировича Геруа (1876–1942), в июле 1915 года против русских действовало 77 германских пехотных дивизий, против французов – 83.
21 февраля 1916 года Германия начинает новое наступление против Франции, в районе старинной крепости Верден к северо-востоку от Парижа. Битва продолжалась до 18  декабря 1916 года. Впервые в истории целая армия снабжалась только автотранспортом: только за период с 27 февраля по 6 марта французские грузовики доставили под Верден около 190 тысяч солдат и 25 тысяч тонн военных грузов. Новое слово в истории военного искусства сказала и французская авиация: началось массированное применение истребителей, в результате чего французские лётчики завоевали господство в воздухе над Верденом и не дали немцам корректировать огонь своей артиллерии, буквально ослепили её. На завершающем этапе битвы под Верденом, начиная с октября 1916 года, французы догнали немцев и по сверхтяжёлой артиллерии: германским 420-мм гаубицам, сокрушившим бельгийские крепости в 1914 году и русские крепости в 1915 году, они противопоставили свои 400-мм железнодорожные пушки. В итоге и вторая попытка немцев разгромить Францию не увенчалась успехом, битва под Верденом закончилась тем, что французы отвоевали всё то, что немцы захватили на начальном этапе этого сражения.
21 марта 1918 года Германия начала своё величайшее и последнее наступление на Западном фронте Первой мировой войны. К началу лета немцы снова вышли к реке Марне, столь памятной и им и французам по осени 1914 года. 18 июля Франция перехватила инициативу, её войска перешли в наступление. На острие атаки шло совершенно новое оружие – сотни танков Рено ФТ-17, первые в мире танки с вращающейся башней. Измученные пятилетней войной немецкие войска начали отступать. Инициатива перешла к Антанте, 11 ноября 1918 года Германия капитулировала.
Завершающий этап Первой мировой войны превосходно описан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым (1891–1940) в романе «Белая гвардия»: «Галльские петухи в красных штанах, на далеком европейском Западе, заклевали толстых кованых немцев до полусмерти. Это было ужасное зрелище: петухи во фригийских колпаках с картавым клекотом налетали на бронированных тевтонов и рвали из них клочья мяса вместе с броней. Немцы дрались отчаянно, вгоняли широкие штыки в оперенные груди, грызли зубами, но не выдержали – и немцы! немцы! – попросили пощады».

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.