Женщины ждут 1952г. реж. И. Бергман

Максим Странник Петров
Можно предположить, что Бергман снял так много фильмов, потому что мучительно искал ответы на животрепещущие вопросы, которые мучили, терзали его самого. И каждый его фильм — это попытка нащупать путь к устранению страданий, жизненных драм. Есть люди, которые приходят к открытиям через спонтанные озарения, через интуитивное прозрение великих истин. А есть те, кто должен всё испытать через опыт, через тяжёлый труд, через большое количество проб и ошибок. Например, в науке к первым принадлежали такие гении как Эйнштейн, Менделеев. А ко вторым — Фарадей, Эдисон. Нельзя сказать, что есть правильный или неправильный путь. Это просто разные пути, которые всё равно приводят к великим открытиям. Кому-то легче понять то, что делал Эдисон, потому что все его опыты можно изучить и понять причинно-следственные связи. Гораздо сложнее понять и принять Эйнштейна, потому что его открытие плохо формализуется, и не вписывается в обычную человеческую логику.

Бергман действует как Эдисон. Он ставит большое количество промежуточных экспериментов, на ощупь двигаясь к своим главным шедеврам. И можно проследить ход его исследований. Поэтому не надо быть слишком пристрастным и критично настроенным к его фильмам. Он просто показывает весь свой творческий процесс, свои черновики и рабочие материалы, которые другие режиссёры не выводят на общественный суд. Мы знаем много режиссёров, которые стали выдающимися, сняв всего лишь несколько фильмов. Но шли они к своим шедеврам где-то внутри себя. И нам теперь трудно сказать, как рождались эти шедевры. У Бергмана же вся его творческая деятельность открыта, прозрачна благодаря тому, что на каждую свою промежуточную идею он ставил фильм.

И вот новый очередной фильм "Женщины ждут". Режиссёр вплотную подошёл к теме семейных драм. До этого он только вскользь касался этой темы. В основном его герои только вступали в пору романтических отношений. Семейная жизнь исследуется лишь в фильмах "Жажда" и "К радости". Теперь же Бергман решил рассмотреть 4 истории супружеских пар глазами женщин. И выставить на суд зрителя то, что получилось.

Страх смерти заставляет нас искать человека, который даст забвение от этого страха. Это попытка избежать одиночества. Миллионы одиноких людей чувствуют себя несчастными. Но это свойственно и сообществам людей. И большим группам людей, которые отождествляют себя с государством, с народом, с нацией. Патриотизм — это не что иное, как чувство отождествления себя со своим государством для ощущения своей безопасности, значимости, своего бессмертия, которое выражается в продолжении себя в своём народе. Ведь народ, страна, государство живут дольше, чем отдельный человек.

Есть семейные бизнес-компании, которые существуют на протяжении многих поколений. Они оберегают свою историю, не допускают того, чтобы прекратилась преемственность, давят на любого члена семьи, желающего выйти из дела. К этому тоже подталкивает страх смерти. Бессмертие семьи в деле, которым они заняты.

У Бергмана в фильме "Женщины ждут" именно такая семья и семейный бизнес. Их дело насчитывает 100 лет. Предки этой семьи заложили в головы своих потомков чувство патриотизма и гордости за свою принадлежность к этому семейному клану. И это заставляет всех членов семьи делать бессознательно совсем не то, что они хотят на самом деле. Индивидуальность молодого Мартина проявляется в том, что он хочет быть свободным художником, соединить свою судьбу с девушкой Мартой, которую он полюбил. Но его семья вмешивается в его судьбу, заставляя Мартина вернуться в семейный бизнес после смерти его отца. Чувство вины перед памятью отца вынуждает его уехать, фактически бросив свою возлюбленную. Правда, узнав, что она беременна, братья соглашаются на брак, потому что это входит в понятие чести семьи. Девушка почувствовала себя преданной Мартином и сначала отказалась общаться со своим возлюбленным. Но позже после родов всё-таки согласилась на брак. Что ею двигало? Может быть, страх одиночества?

Свою историю Марта рассказывает, когда в ожидании своих мужей женщины собираются в загородном доме, пьют кофе, беседуют, постепенно погружаясь в свои переживания и рассказывая о тех критических моментах семейной жизни, в которые они попадали в недавнем прошлом. История Марты была второй по счёту.

Первую историю рассказала Ракель. Её муж Ожен ушёл с головой в свою работу. Ракель чувствует своё одиночество, отсутствие прежних теплых чувств со стороны мужа. И на этом фоне появляется её давний друг детства Кай, который возбуждает в ней прежнюю страсть. Ракель не в силах сдерживать своё желание, и отдаётся во власть физической близости. Но потом начинает испытывать угрызение совести. Чувство вины захватывает её. И она признаётся в измене мужу, пытаясь переложить всю ответственность за произошедшее на мужа. Ведь он сам виноват, что перестал уделять ей своё прежнее внимание. Но реакция Ожена была неожиданной. Он начал биться в истерике, пытаясь показать, что стал жертвой этой измены, а потом схватил ружьё и не подпуская никого, стал грозить Ракель, что покончит с собой. Успокоить его смог только его брат Поль.

Рассказав эту историю, Ракель подводит итог словами:

"Я поняла, что Ожен — это большой ребёнок. Я должна заботиться о нём и опекать его. Его надо жалеть. Он очень страдает от своей невостребованности. Теперь он всем делится со мной. Теперь я очень ценю Ожена. Я для него единственное, ради чего стоит жить. Когда такое чувство взаимно, жить становится очень легко."

Вроде бы, проблема решена и мир в семейной жизни восстановлен. Но что это за мир? К кому он имеет отношение?

В 1964 году американский психолог и психиатр Эрик Берн, развивая идеи Фрейда, изложил свои выводы в книге, которая стала бестселлером. "Игры, в которые играют люди". Все дисфункциональные взаимоотношения с людьми он описал с помощью ролевых игр. Существуют три основных роли: родитель, взрослый и ребёнок. Каждый человек в той или иной ситуации принимает на себя одну из этих ролей. Если вы осознаёте, какую роль играете в данный момент, а какую играет ваш партнёр, то сможете выстроить отношения, которые не будут вызывать драматических сцен, не будут приводить к взаимным страданиям и трагедиям. Достаточно лишь того, чтобы один из партнёров понимал, какую роль играет его оппонент, и выстроил правильный сценарий поведения. Что и произошло с Ракель после сцены с её мужем. Она приняла его роль ребёнка, став ему родителем, и заполучила его преданность.

Вопрос заключается в другом. Тот же Берн, описывая роли и правила ведения игры, называет эти роли эго-состояниями. Это значит, что во взаимоотношения, ведущие к конфликтам, вступает не сам человек, а его эго. Эго всегда корыстно, потому что оно рождено от ощущения человеком своей недостаточности. Физический мир по такому сценарию — это единственная реальность, в которой мы существуем. Он жесток, часто непредсказуем, неуправляем, а потому враждебен нашим целям и желаниям. За своё место под солнцем надо бороться. Надо как-то выживать в этом мире, потому что к тем же целям устремляются миллионы других людей. И если ты не будешь работать локтями, то можешь потерпеть фиаско. В одиночку выживать и бороться трудно. Поэтому нужен кто-то ещё, с кем можно разделить свои страхи, свои проблемы. Так рождаются пары "он и она". Так рождаются семьи. А затем и все остальные сообщества по схожести интересов, убеждений, целей. Так возникают народы и государства. Эго — это не только проявление индивидуалистических корыстных интересов. Эго возникает на уровне коллективного бессознательного, диктуя отдельным личностям установки, которые выгодны выживанию общества, но вынуждают отдельного человека действовать вразрез его личным устремлениям, подчиниться, лечь в тиски традиций предков, выполнять навязанные ритуалы и жить под гнётом общественной морали. Всё это мы хорошо видим уже в первых работах Бергмана.

Ракель для удовлетворения её эго необходим был человек, который будет рядом, избавит её от чувства одиночества, будет заботиться о ней, от которого она будет получать духовное и физическое блаженство. Но Ожен перестал удовлетворять её запросы. Его интерес ушёл в сторону его научных исследований. И жена ощутила, что в их совместной жизни она не получает удовольствия, она оказалась на последнем месте. Инстинктивно она восполнила этот пробел, приняв ухаживания Кая. Но общественная мораль принесла Ракель новые страдания. Это чувство вины за содеянное. И это чувство заставило её признаться в измене мужу. Но реакция Ожена вдруг обнажила его роль ребёнка, и Ракель уцепилась за это, признав за ним эту роль, взяв на себя роль родителя. Эго мужа и жены получили взаимное удовлетворение. "Она его за муки полюбила, а он — за сострадания к ним".

Если попробовать проследить связь этого фильма с предыдущими фильмами Бергмана (а их насчитаем не меньше 15), то мы поймём, что темы всё те же. Страх одиночества, который является прямым следствием страха смерти, отделённости человека от мира, от других людей, рождают и усиливают эго каждого человека. И эго воспринимает мир как враждебный, полный опасностей и чужих людей. В этом своём стремлении выстроить свою зону безопасности человек устремляется к тому, чтобы найти спутника жизни. За иллюзией семейного счастья человек просто пытается спрятаться от мучительных мыслей о своём одиночестве во Вселенной.

Это первый фильм Бергмана, где он полноценно затронул тему супружеской жизни. Почему создающиеся супружеские пары с течением времени не могут сохранить те чувства, которые у них были в начале их знакомства? Почему начинаются ссоры, скандалы, непонимание друг друга, охлаждение во взаимоотношениях? Совместная жизнь превращается в скучную рутину.

Историю самой старшей семейной пары этого клана я оставлю разбирать читателя и зрителя самостоятельно.

А заканчивается фильм тем, что самые юные члены этой семьи решают бежать из дома, чтобы разорвать путы семейного долга, стать свободными для выражения своей индивидуальности. "Им хочется сделать что-то, что запрещено", — говорит вслед им один из персонажей фильма.