Узы, путы и скрепы

Маргарита Морозова 3
Напечатан в №4 газеты "Моя Семья" выпуск от 31.01.2022 года. Незначительно сокращён. Изъяты рассуждения пр политику, дороги и свободу.

...Я проснулась до звонка будильника. Надо же! Раньше встать в 4 утра для меня было каторгой, а теперь просыпаюсь сама… Вот что значит работать не «на дядю», а на себя. «Свобода – это осознанная необходимость», - единственная цитата, что я помню из институтских лекций по философии. Но ведь верно!

Я протянула руку к телефону… Спрут из проводов, проводочков, шнуров и шнурочков лежит на стуле перед кроватью, свисая с него и свиваясь кольцами на полу. Удлинитель, ещё один, провод от лампы, зарядка от телефона и ноутбука, шнуры от наушников, проводок от мышки… Куда современному человеку без гаджетов? Можно забыть смыть косметику на ночь, но забыть поставить телефон или ноут на зарядку – страшный сон пользователя.

Речь Президента вбила в головы граждан старинные понятия «Путы» и «Скрепы». Но он говорил о духовном… А у меня тут материальные путы, узы и скрепы… Сколько же их в жизни человека? Ну вот у меня, например?

…Так, посмотреть одним глазком, что новенького в мире и семье? Быстро пролистать новостную ленту, и обязательно заглянуть в соцсети и чаты: что за ночь тебе ответили, что написали?
Ох уж эти социальные путы! Они связывают нас сильнее, чем все шнуры и проводочки. Эта привязка сильнее, чем родственные связи!

Выхожу из дома в 5 утра. Собираюсь в поездку за 100 км, с заездом в запланированные пункты по определённому маршруту. Надо выйти, очистить от снега и прогреть машину, загрузить товар, который я вчера вытащила из машины, чтобы не замёрз. Выхожу, обвешанная и перепоясанная крест-накрест: сумка через плечо, сумка с документами… В руках по объёмной коробке, которые не влезают в узкий проём дверей. Я чертыхаюсь про себя, боясь разбудить соседей по подъезду… Таких «ходок» вперёд-назад до машины и обратно надо сделать раза четыре, пока всё не загружу в машину. Спасибо, что живу на первом этаже. Не представляю, как бы я всё это спускала в лифте с пятого этажа из нашей с бывшим мужем квартиры. Нет уж. Развод – это великое благо для меня. Свобода от мужа стоила мне дорого, зато теперь никому не кланяюсь. Но теперь – всё сама, сама, сама… Кнопку на входной двери нажимаю подбородком – руки заняты. Если ставить коробки на пол – то придётся дверь держать ногой, чтобы она не закрылась, а самой в позе буквы «зю» исхитриться поднять коробки и протиснуться в двери. Когда выхожу, дверь толкаю от себя, это проще. А вот когда я захожу в подъезд, то всегда недобрым словом поминаю строителей: ну почему ни один конструктор не догадался приварить крючок на металлические двери? Он точно мужчина! Женщина бы обязательно спроектировала или скамеечку для сумок, или крючок на двери…

Ну, размечталась!

…Машину оставляю заведённой, мне надо вернуться домой за новыми коробками и сумками. Снова чертыхаюсь: только что держала в руках ключи от квартиры, где они? В куртке множество карманов, второпях сунула в другой? Или в сумку?

О, дамская сумочка, ты – чёрная дыра!  Чем меньше твой размер, тем труднее в ней что-нибудь найти. Три увесистые связки ключей: все нужные. Вот, связка с «таблеткой» от двери… Так, надо держать её в руках, чтобы снова не искать… Но в руках уже брелок от машины, чтобы не рыскать по карманам… Пальцы увешаны ключами-брелками, как ими удержать коробки? Хорошо, есть скотч – великое изобретение человечества. Опоясанные им коробки становятся удобной поклажей, и я несу их в руках, как огромные баулы. Скотч – это путы или скрепы? Двадцать лет я им обматываю коробки – то с одним товаром, то с другим… Сколько километров скотча я перемотала за свою жизнь? Сколько же этих коробок я перетаскала?

А сколько раз за это утро я открыла – закрыла двери? Но это мой выбор, это моя скрепа, это моя свобода,  которая стоит дорого.

Так, загрузилась… Снова подсчитываю свои узы: ремень безопасности, сумка через плечо, примостившаяся на пузе… Провод от телефона, регистратора, навигатора (хорошо, сейчас это всё «три в одном», а раньше их приходилось развешивать по всей передней панели). Провода от наушников, которые так и норовят выскользнуть из ушей при любом движении… А ещё медицинская маска, очки и шапка, не считая капюшона и молнии на куртке. Уф…

Я вся в проводах, проводках и проводочках. Наклоняюсь закрыть дверь – выпадает наушник. Вставляю наушник – слетает резинка от маски. Поворачиваюсь к рулю, задеваю провод, телефон падает на пол. Но без этих гаджетов сейчас никак!
Когда выхожу из машины, всё делаю в обратном порядке – вынимаю наушники, отключаю телефон, отстёгиваю ремень, поправляю сумку… Сажусь в машину – снова по кругу… И так столько раз, сколько приходится останавливаться по пути. Зато весело!
Да, есть машины со встроенными опциями, но у меня – самая дешёвая.  Приходится уважать все мои путы, помогающие мне в дороге. Это мой выбор. Моя скрепа! Едем!
Задаю навигатору знакомый маршрут. До первой точки минут двадцать без пробок, можно расслабиться. Эх, дороги! Треть моей жизни связно с вами! Сколько пережито на них! Сколько передумано!  Сколько страхов я на них натерпелась! Сколько аварий видела!

Но всё равно – я люблю дорогу.

…В пути я в сотый раз вспоминаю, как «влипла в бизнес». Много лет я работала в разных компаниях, торговым агентом. Продажи, продажи, продажи…Сначала всеми силами уговариваешь людей взять товар, а потом бегаешь за ними, уговариваешь оплатить… Незадолго до моей пенсии я так эмоционально и профессионально выгорела, что заболела. А тут и очередная фирма обанкротилась. Что делать? Как доработать до пенсии? В больнице я решилась: открываю ИП. Мой бизнес получился этаким уродцем: плохонький, кривой, низкомаржинальный, но, как больной ребёнок, привязал к себе, и я не могу его бросить.

Подумать только, сколько людей кормится с одной шоколадки! Производители – поставщики-продавцы – налоговая… Но сколько мне надо продать шоколадок, чтобы хватило хотя бы на компенсацию расходов на машину, бензин и налоги? Представляете?
Да, бизнес даёт некую иллюзию свободы от работы «на дядю», но свобода стоит дорого.

Зато это мой выбор, моя скрепа, и я безропотно тяну свой воз.

Эх, дороги! Наши маршруты – те ещё путы! Нельзя отклониться ни влево, ни вправо… Попробуй только изменить маршрут! Сразу получишь кучу неприятностей – от потери драгоценного времени до потери нервов на незнакомой дороге… Спасибо навигатору, выводит на верный путь.

…Городская дорога, перетянутая тросами, располосованная линиями, после головокружительной эстакады переходит в скоростную магистраль, разделённую бетонными оградами, ограничительными столбиками, пластиковыми ограждениями, проводами с красными грязными лампочками… Путы, путы, путы…Очередной ремонт. За двадцать лет, что я за рулём, я не помню ни одного дня без ремонта дороги – от маленького ямочного до глобального строительства. Сейчас раннее утро, и машины проезжают аварийное место без пробок. А что будет днём?

Заметила, что во время самых тяжёлых пробок нет ни одно ГАИшника. Да просто его самого в ней запрут, затрут и раздавят. Так что регулировка пробок – дело самих водителей. И правила езды по пробкам – это правила самих водителей.

Не помню, кто сказал, что дороги – это кровеносная система страны. Там, где сосуды эстакад, трасс, широки – там свободно перемещаются эритроциты машин. Там, где узки – образуются тромбы, пробки. Тут же перетираются и визжат нервы. Нельзя развивать только крупные артерии, нужно и «капилляры чистить», а то в основных артериях образуются тромбы – пробки. А пробки - те ещё скрепы: мы оказываемся зажаты в них между отбойниками и смертоносными тросами… Случись авария – будешь стоять запертой в этих ограждениях без возможности аккуратно объехать по свободной полосе. «Только вертолётом можно долететь» (с) до потерпевших.
Дороги – это кровеносная и нервная система России…

…Машины выстреливают из пробки, как камень из пращи: свобода!

…На первой точке просовываю в окошечко сонной кассирше файл с исправленными накладными.
Хоть есть электронный документооборот и электронные подписи, без бумажки с голубой печатью - никуда… Печать – это тоже скрепа.

…Не забыть на следующем месте, где буду загружаться, сходить в туалет. Привязка к туалету – те ещё узы… Попробуй-ка уехать куда-то в дальнюю поездку! В Москве-то их раз-два и обчёлся, а за её пределами их вообще нет. А если опять в пробке застрянешь? Беда! Моя мама любила ездить со мной по городам и весям. Но перед дорогой вообще ни пила, не ела, боялась, что в дороге приспичит, а куда сходить в туалет? Не на всяких заправках они есть, тем более на дальних от Москвы дорогах…

…На оптовой базе толпа машин. Негде встать. Это такое «чрево Москвы», где всегда есть самый свежий товар. Вот уж не думала, что на старости лет, с высшим музыкально-педагогическим образованием, я буду таскать на себе коробки, мешки и вёдра. «Независимость от дяди» дорого стоит.  Но я рассматриваю закупку товара и загрузку машины как бесплатное занятие в спортзале. Во всём надо искать положительные стороны!

…После семи утра на дорогах плотные заторы. Мне ещё надо заехать на склад фирмы, где я когда-то счастливо работала, загрузить эксклюзивный товар, и тогда можно спокойно ехать на юг области. В дороге я уже третий час, пятая точка начинает ныть и требовать разминки. Ничего. Через час буду разгружать машину, будет мне бесплатная физическая нагрузка.

Дорога проходит через новостройки, мимо отвратительных «человейников». Современное градостроительство поражает отсутствием нормальных условий для жизни. В микрорайоны ни заехать, ни выехать. В них ведёт, как правило, одна дорога, значит, и один выезд. Вот и выстраиваются многокилометровые пробки… Сколько людских сил, нервов и времени они съедают! Кто-то брался подсчитать?

Впереди Котельники. Говорят, там очередь к лифтам по утрам. Ближайшая парковка - за два километра от дома… У граждан есть регистрация, прописка, место жительства, у многих - ипотечное жильё. Это ли не путы? Ежедневный маршрут на работу, в переполненном транспорте, - это ли не скрепы? А иначе – как жить?

Семья, любовь, здоровье, красота - всё это стоит дорого.  Но привязанности, обязанности и обязательства нас держит на земле и в жизни крепче любых уз.

…Через полтора часа я на месте. Разгружаю машину (бедная моя спина), снова иду в туалет. На обратной дороге мне надо заехать на другой склад, чтобы забрать новую партию товара. А оттуда уже загляну к дочке с внуками. Всего-то километров восемьдесят по прямой.  Завезу ей продукты, помогу, чем могу.

Ох, когда же я сегодня до дома доберусь?

…Выезжаю от клиента. На выезде из города – ремонт моста. Утром я ехала с другой стороны, но всё равно пришлось постоять в пробке.  Сейчас же я встреваю в неё надолго. Навигатор предложил было сделать крюк, но ехать через Москву не хочется. Постою. Посмотрю, как движется ремонт. Вообще-то его начали ещё в марте, но за весь прошедший год работы не продвинулись.

Перекрыто 150 метров моста. Всего-то! Да современной техникой он ремонтируется за неделю! Но нет же! Весь народ в пробке смотрит, как один человек метлой очищает разрушенную  бетонную кладку… Через пару минут он спокойно садится на бордюр – у него обед…

А где бульдозеры? Где бетономешалки? Где люди, в конце концов?
Не проще ли закрыть всю дорогу, пустить всех в объезд, согнать всю имеющуюся технику, и сделать ремонт за 2-3 дня? Нет… тут время идёт, а денежки капают.

Однако и мне пора пообедать. Моя машина – это мой рабочий кабинет, комната отдыха, ну и столовая! Достаю из сумки припасённые бутерброды – пока стою в пробке, можно спокойно поесть.

И снова думаю о своих узах, путах и скрепах.

Я всё чаще ощущаю себя марионеткой на узах, которыми нас всё больше и больше опутывают современные реалии. Нас обязывают ходить по разметке, по струнке, в пределах рамок, ограждений и тросов. Даже там, где это не нужно.

Мне кажется, что раньше мы жили голоднее, но свободнее. Но мы жили по нравственным законам, по которым воспитывались в Советском Союзе, и по которым, по инерции, ещё воспитывали своих детей. Мы знали, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Теперь нравственные законы почти не действуют, они поменялись, поэтому и свободы никакой! Нас вынуждены скреплять скрепами и путать путами. Новые жёсткие законы, штрафы, регламенты, куаркоды, маски… Нелепые, порой смешные запреты… Независимость стоит дорого! Но мы все зависимы – от работы, от обязанностей, от своих родных, близких и их желаний…

…Моё неисполнимое желание, - доехать до своего города без пробок, без ремонтов на дорогах, без аварий!

В городах вон вообще собираются запретить передвижение на машинах. Только на общественном транспорте! Но как тогда я буду работать?

…Добралась до дочери уже ближе к вечеру. Снова в руках сумки, коробки и пакеты – но это же всё для них, моих дорогих! Внук заметно подрос, улыбается, делает первые шаги. Внучка просит помочь с уроками. Дочке надо отвезти посылки для клиентов. Что ж, поработаю курьером! Как я могу отказать?

Разве не ради своих родных мы живём? 

09.01.22