Пристолбовый предохранитель типа жучок

Александр Кучуро
               Одним летним днём, мне пришлось оказаться свидетелем смены электрических столбов по нашей улице. 
          Отслужившие свой срок эксплуатации  деревянные столбы заменяли на новые, да к тому же устанавливались их на железобетонные столбики. 
          Бригада электриков работала быстро, слажено и уже к обеду, ряд новых столбов стояли по нашему порядку улицы.
           Затем растянули и повесили новые алюминиевые провода, а к ним от домов  подсоединили провода запитки электричеством. 
            В точности утверждать не стану, так как не могу припомнить был ли разрыв фазных проводов к домам раньше, через скрепляющий ролик – изолятор, да и особо до этого не обращал на это внимания, не было в этом большой надобности.
           С обоих сторон ролика торчало два усика очень схожих как у жуков, за что и получил своё меткое название, как «жучок».
          Вот этот самый жучок и выполнял роль, надёжного предохранителя, с накинутой тонкой поволокой на его усы.
            В случае короткого замыкания в проводке дома или по ещё какой – то  другой причине, проволочка просто перегорала, что гарантировало избежание пожара. 
           Простое и надёжное приспособление с полной гарантией безопасности.
          По собственному опыту знаю, что местные специалисты самоучки, за неимением дополнительных плавящихся предохранителей на счётчике электричества, могли воткнуть толстую проволоку или гвоздь, считая, что такой предохранитель выдержит и более сильные нагрузки.
           Так вот, уже к концу смены, а возможно и чуть раннее, в дома по нашему порядку подали электричество.
         Замена столбов не могла не удивить тех хуторян, кто целый день провёл на работе, возвращаясь вечером домой видели новенькие столбы, да и сама улица по нашей стороне смотрелась праздничной новизной.
         
                На следующий день столбы меняли по другому порядку, но у меня уже не было такого интереса наблюдать за всем происходящим процессом, у меня появилось новое увлечение, это забираться на железобетонный столбик у нашего двора.
          С его высоты открывалась удивительная панорама в сторону станицы, где выращивался на плантациях виноград, а у пограничной межи между двух районов высаживалась бахча раннеспелых арбузов.
            Где – то во второй декаде августа, мои наблюдения в сторону бахчи приобретали навязчивый характер, через недельку другую, начнётся массовое созревание  скороспелых арбузов сорта «Огонёк».
          Увидеть со столбика, что начинают спеть арбузы, я естественно не мог по причине удаленности бахчи, но по давнему опыту знал, если на арбузном поле стали возводить шалаши для сторожей, то понятное дело, что арбузы находились в стадии бурения, то это первый признак начала их созревания.
             О своих догадках сообщалась своим товарищам по улице, после чего начиналось активная подготовка к незаконным проникновениям на бахчу.
            Для этого наш старший товарищ Толик ковал нам на маленькой наковальне, по личному заказу, каждому ножичек из гвоздей, обматывая ручку алюминиевой проволокой, той самой, что оставили после себя электрики.

             Но вернёмся к тому самому предохранителю у столба под названием «жучок».
          Не могу утверждать, сколько времени прослужила верой и правдой проволочка, но под воздействием непогоды и ещё иных причин, случилось так, что она перегорела, а у нас в доме не оказалось света.
           С утра я от отца получаю очень важное поручение, дождаться электромонтёра, и показать столб, на котором следовало восстановить проволочку.
          Могло получиться так, что электромонтёр может прибыть к дедовскому столбу, глянуть, что всё в порядке и отчалить дальше по своим делам.
           Заняв с утра место на лавочке, я стал поглядывать на дорогу в ожидании электромонтёра.
           Скучное занятие, если кого – то следует ожидать, не зная даже примерного времени, когда тот прибудет.
         Где – то ближе к обеду, на пустынной улице появился велосипедист, приглядевшись, я по имел самое полное разочарование, ехал видимо какой – то рыбак, привязавший к раме длинное удилище.
         К моему удивлению он свернул в обочину у дедовского столба, перекатив велосипед через кювет, прислонил его к столбу и подняв голову вверх, придерживая рукой на голове фуражку,  куда – то стал вглядываться.
           Я  сидел на лавочке, бессмысленно болтал ногами и думал, что за чудоковатый рыбак и чего он высматривает в проводах.
         Мне бы его спросить, чего он там ищет, но я только наблюдал, что будет дальше.
             Рыбак, не найдя в проводах ничего интересного, пешком проследовал к нашему столбу, глянул вверх и тут же повернувшись ко мне, спросил:
-Так это у вас нет дома света?
              Я утвердительно кивнул головой, и не мог сразу сообразить, для чего это спросил у меня этот рыбак.
             Ведь электромонтёров мне пришлось не раз видеть и смотреть, как они ловко при помощи специальных когтей сбирались на столбы, имея при этом пояс и крепкую цепь.
             А у этого при себе ничего такого не имелось.
      Но рыбак деловито сказал:
                -Это дело поправимо, сейчас всё исправим и будет вам свет.
         Удивительное дело, подумал я, и как это он собирается забраться на столб?
            Рыбак прошёл у дороги мимо меня, а я внимательно наблюдал за ним, вот он подошёл к своему велосипеду, отвязал удилище, а потом с багажника снял плоскую брезентовую сумку с застёжками, где я и разглядел те самый когти.
           Наконец я сообразил, что это и есть тот самый электромонтёр, которого я столько жду, у меня к нему сразу возникло полное доверие и  спокойствие, что в скором времени у нас будет электричество.
           Из брезентовой сумки он достал не большой моток проволоки, примерно такой, какую приходилось не раз мне добывать из разобранных трансформаторов бытовой техники.
            Сумку он вновь увязал на багажник велосипеда, но взял с собой удилище, проявляя любопытство и интерес, я подошёл к нему, когда электромонтёр начал подготовительную возню у нашего столба.
            Я интересом наблюдал, как электромонтёр на указательном пальце левой руки, зачищал проволочку карманным ножичком, делал он это аккуратно и осторожно.
       Дядька лет сорока, примерно так оценил я его возраст, зачищал проволоку не отвлекаясь на моё присутствие рядом.
           Он у меня ничего не спрашивал, я у него тоже особо ни чем не интересовался, просто стоял и смотрел.
            Вот проволочка зачищена, ножичек  положен в боковой карман, на конце проволоки  им делается круглое колечко, затем из общего мотка проволоки отрывается несколькими крутящими движениями нужной длины кусок проволоки и уже оторванным  концом просовывается в  колечко, получается обычная петля.
          Это было настолько увлекательно, что мне хотелось каким – то образом содействовать на этом магическом этапе.
       Скажем, подержать ножичек или моток проволоки, но электромонтёр не просил меня об этом, а я не предлагал своих услуг, все делалось в полном молчании.
          Взял в руки  удилище, дядька свободный конец проволоки накрутил на самый кончик этой длиной бамбуковой палки.
          Затем подняв удилище вертикально, стал прицельно набрасывать петлю на один из усиков предохранителя.
           Это у него получилось довольно быстро, видимо сказывался результат частых тренировок по восстановлению перемычек между усами предохранителя.
         Затянув по крепче петлю, проволочку протянул за второй усик, сделав несколько наматывающих движений и посчитав, что этого будет достаточно, в несколько круговых движений открутил проволочку, между усами заметно было натянутую проволочку.
            Сделав свою работу, электромонтёр мне и говорит:
-Ну – ка сбегай домой, проверь, есть ли дома свет.
            Я срываюсь места, бегу во двор, влетаю по ступенькам на крыльцо, забегаю в дом, дотягиваюсь до выключателя, чёткий щелчок и лампочка вспыхивает под потолком.
           Обрадованный, выключаю свет, мчусь на улицу и от калитки кричу:
-Есть свет! Лампочка горит!
-Ну вот и порядок,
                говорит электромонтёр и направляется под проводами меж столбов к своему велосипеду.
           Я же проявляя интерес, кружусь вокруг столба, выбирая место, откуда хорошо просматривалась тонкая проволочка.
          Электромонтёр давно уехал, а я всё ходил и задирал голову вверх.
      
        Прошло уж и не знаю сколько времени, но в одно утро слышу, как родители меж собой говорили, что, наверное, отключили свет, а сходить к соседям и спросить, имеется у них свет, как – то не было тогда у нас принято, если отключили, то значить так и надо.
           Да и особо не нужно было электричество в течении дня, холодильника тогда ещё не имели, а в основном использовался свет вечером  для освещения и  телевизора. 
           Имея кое – какое соображение, я выхожу на улицу, подхожу к столбу и наблюдаю, что меж усов жучка отсутствует проволочная перемычка.
            Понимаю по какой причине у нас отсутствует в доме электричество, ничего не говоря матушке, а отец к этому времени отбыл на работу, иду за баню, где круглой пирамидой, подобно основе чума, составлены таркалья.
           Это такие тонкие жерди, устанавливающиеся для поддержания кустов винограда.
            Выбираю самый длинный таркал, дожидаюсь, когда моя матушка уйдёт на дойку, иначе ни какой инициативы, а тем более от меня не потерпит, испытывая леденящий страх перед электричеством, которое может убить током.

                Что можно сказать, преподанный  урок электромонтёром пошёл мне в прок и вот я уже скоблю ножом медный провод, удаляя с него изоляцию.
       Далее делаю колечко, просовываю свободный конец и получаю петлю, затем накручиваю наконец таркала и вот тут оказалось, что не так – то просто набросить на торчащий ус петлю.
         Таркал сам по себе увесистый и слегка коротковат, а долго удерживать его в поднятых вверх руках довольно сложная задача, быстро наступает усталость.
           Уже проделано несколько попыток, а я всё ни как не могу накинуть петлю, конец таркала мотыляется во все стороны и чтоб его удержать в равновесии приходилось затрачивать не малые силы.
           Это не бамбуковое удилище лёгкое и длинное,  не требующее высоко задирать руки и приставать на цыпочках.
            К тому же одно неверное движение и приходилось укладывать таркал на землю и поправлять петлю, в какой – то момент меня осеняет одна мудрая мысль, сделать петлю во много раз больше, что даст больший шанс достичь успеха.
           Не мало уже потрачено силёнок и дышу так, что похоже, я сделал приличную пробежку.
           Упорство и ещё раз упорство, и вот он радостный момент, петля накинута на ус и затянута.
         Осталось проволоку накрутить на другой ус жучка, это делается намного проще, затем несколько круговых движений, обрываю излишек проволоки.
            И вот оно радостное ощущение с болью в мышцах рук и лёгкой дорожи в ногах, считай все попытки накинуть и закрепить проволоку пришлось делать на цыпочках.
           Иду во двор, захожу в кухню, щёлкаю выключателем, и лампочка горит. 
         Не передаваемая гордость за своё успешно проведенное дело, меня просто распирает от своей значимости, жаль только, нет того, кто бы мог по достоинству оценить мой героический поступок.
            Ведь без всякого вызова электромонтёра, смог сам восстановить предохранитель.
           Я гордой походкой электромонтёра – монтажника высотных опор прохаживаюсь по двору, чувство признательного восхищение толкает меня на улицу.
          Здесь обосновавшись у столба, с деловым видом поглядывая на сам жучок,  не забываю посматривать и на улицу, чтоб увидеть кого – то из своих друзей и похвастать перед ними своим умением восстанавливать предохранитель.
               Но, как часто так бывает и особенно в минуты личного торжества, мои уличные товарищи, вымерли словно мамонты в трескучий мороз.
            Вечером с загадочным лицом предстал перед родителями, но про свой геройский поступок, ни промолвил ни слова, иначе вместо похвалы мог отхватить хорошего нагоняя, хотя за моей спиной уже было окончено четыре класса и вскоре по осени пойду в пятый, в восьмилетнюю школу в соседнем хуторе.
         Потом ещё несколько раз приходилось чинить предохранитель, всё ж таки погодные условия окисляли проволоку, создавая плохой контакт, отчего возрастало сопротивление, приводя к дополнительному нагреву и в какой – то момент повышенной нагрузки, проволока попросту перегорала.
            А ещё через  некоторое время, в самый расцвет победившего социализма, деревянные столбы  заменили бетонными, на которых повесили фонари и улица, да что там улица, весь хутор по ночам утопал в свете ярких фонарей.
              А пристолбовые жучки ушли в прошлое, уступив место предохранителям – автоматам, установленных на щитке электросчётчиков.

                30 января 2022г.