Тренды в ювелирном мире

Нонна Ананиева
Одержимость нулевых дорогим, эксклюзивным, брендовым, невиданным и тому подобным по всем признакам острого заболевания не сразу, но откатилась. Модели постарели, светские львицы тех лет тоже, дизайнеры  и стилисты кто как, но тоже изменились или изменили своим прежним «линиям». Новое по-новому мыслящее поколение Z- Gens требует понимания прежде, чем разрешит общение, как на работе, так и в сети. Их интересует биомедицина, биохимия, экология,  робототехника, ЗОЖ, искусство, тут можно оговориться, конечно, так как без искусства ни одно поколение бы не выжило, скорее, что именно в искусстве.
 Одним словом, мир меняется на глазах, но есть и константы. Их много. Я выбираю одну – ювелирку. Ох, оставьте! Но статистика, как говорится, вещь упрямая. Чуть-чуть спал интерес в 2019 – пандемия, вызванные ею опасения и тревоги, и опять цифры потребления полезли вверх с ещё большей скоростью и напором. Украшательство, самовыражение, созерцание прекрасного и желание красоты движет точно также и поколение Z, не переставая мотивировать. Желание обладать красотой в самом широком смысле всегда было и осталось рядом с драгоценностями – самой распространённой валютой.
А что там нового в мире и в нашей загадочной стране, где ювелирная промышленность не просто встаёт на ноги, но и начинает серьёзно о себе заявлять? Соглашусь, пока только начинает. Мирового бренда ещё не создано, но процесс пошёл. Ну, как сравниться с огромным Картье, история которого не прерывалась более ста пятидесяти лет, и компания стала глобальной, хотя я не совсем об этом, а о тенденциях мирового, так сказать, ювелирного мира.
Обратимся, например, к трендовой книге Паолы Де Лука* «The Jewellery TrendBook 2023: Re.Humanization: The Awakening». В заглавии есть два слова  «гуманизация» (невероятно широкое и модное  понятие, прям для Z-шек) и «пробуждение» (это для тех, кто постарше). О чём это, по мнению автора? Судим по обозначенным трендам на ближайшие пять лет.
- геодизайн. Под ним скрывается обновлённый или, точнее, подверженный эволюции наш любимый стиль «деко». Бриллианты, оникс, перламутр и геометрия. Эх, картинок бы! Но неформат.
- геймификация – всё сверхцветное. Пластик, золото, бриллианты.
- органика (куда ж без неё). Всё малообработанное, ремесленные текстуры. Натуральные камни (можно с пляжа) и всё, что пущено в дело.
- зелёный след – творческое переосмысление растений, животных и насекомых с помощью экологически чистых материалов. Стекло, переработанный пластик и немного драгоценных камней, чтобы не терять реноме и  блестело. Блеск вообще важнейшая вещь из разряда психологических.
- флюидкор – нечто перетекающее слева направо и в обратном направлении, то есть речь об агендерности. Вот он основной тренд! На самом последнем месте. Украшения становятся агендерными. Мужчины могут носить две серьги любого дизайна, девушки могут их тоже носить, лишь бы было понимание и чувство вкуса. Спасительная для многих ювелиров соломинка, ведущая прямым ходом к расширению количества потребителей. Включаются мужчины всех ориентаций.
Я всё таки хочу вернуться к Картье, как к самому главному и определяющему  почти всё на ювелирном поприще мэтру и посмотреть, что говорят высшие чины компании о  ситуации на  волнующемся постпандемическом рынке украшений. Что они думают по вопросу сохранения символов бренда и неминуемом цифровом формате, по некоторым оценкам способным разрушить магию бутика Картье.
 Ответ интересен – а что если включить интернет в самом магазине и создать дополненную реальность? С помощью технологии 3D в результате сканирования головы, шеи, рук клиент сможет увидеть , как изделие будет выглядеть непосредственно на нём. В последствии это заносится в базу данных, и примерка вообще может быть излишней, а уж качество компания точно гарантирует. Одновременно высказывается некоторая уверенность в том, что люди будут хотеть самовыражаться на глобальном уровне, а украшения, понятные и узнаваемые  во всех столицах, точно сделают их частью глобального мира. Браслет из линии «Пантера» выглядит и стоит одинаково по всей планете. Точно в этом месте очень хочется, увы, не согласиться. Z-Gens как раз не хотят становиться витриной для украшений, которые все видели в журналах, они за личный выбор, за эмоциональную связь с камнем, а не за социальные нормы стариков.
Если продолжить достаточно самодовольную точку зрения Картье о неминуемости приоритета глобальных брендов, то получается, что региональным компаниям вырасти до их уровня крайне сложно и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения традиций, хотя, по моему личному мнению, шанс всегда есть. Тут я намекаю на чудо, а чудеса, как известно, случаются, особенно в некоторых странах.
И ещё одно явление, набирающее силу и популярность по всему миру – это искусственно выращенные алмазы, превращённые в бриллианты. Сейчас уже с полной уверенностью можно сказать, что от них никуда не деться. Качество и цена завоёвывают пространство повсеместно. Единственный их недостаток – у них нет истории, и они не имеют включений, то есть у них нет индивидуальности, они инкубаторские - похожи друг на друга. Судя по опросам общественного мнения на Западе, уже почти половина женщин предпочитают в качестве помолвочного кольца, кольцо с искусственно выращенным бриллиантом. О, да! Он дешевле, а значит, крупнее. Срабатывает подсознательное.
А теперь два слова о новости на нашем рынке. Министерство финансов Российской Федерации выступает за создание специального маркетплейса, который будет специализироваться на торговле ювелирными изделиями и ориентироваться на покупателей за рубежом. Соответствующую инициативу предложил замминистра финансов Алексей Моисеев.  А вы говорите! Просто так такие инициативы не возникают. Есть, чем торговать, значит. А поколению Z и карты в руки. Начинайте и меняйте!

*основательница и креативный директор Trendvision Jewellery + Forecasting, независимого аналитического центра IEG-Italian Exhibition Group