О фильмах-спектаклях

Борис Пономарев 3
О фильмах-спектаклях

В стародавние времена, когда в нашу жизнь еще не вошло телевидение, доступными для народа зрелищами были кинофильмы, театральные и цирковые представления, а также концертные программы. На заре Советской власти В.И.Ленин произнес свою знаменитую фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сейчас, в эпоху телевидения и Интернета, кинематограф уже не является важнейшим, но остается значимым видом искусства, поскольку кинофильмы и сериалы показывают по телевидению, их смотрят и на мониторах компьютеров. Однако, в первый десятилетний период после окончания войны эта фраза продолжала оставаться стопроцентно актуальной, и нужно было сделать все возможное, и даже невозможное, для того, чтобы советский народ постоянно имел возможность смотреть новые кинофильмы.

Производство кинофильмов является чрезвычайно затратным в финансовом отношении делом. Когда завершилась Великая Отечественная война, нашей стране потребовались астрономические суммы денег для восстановления народного хозяйства. Приходилось экономить буквально на всем, в том числе и на создании новых фильмов. Масштабы снижения выпуска игровых кинокартин после Великой Отечественной войны, по сравнению с военным периодом, когда производилось в среднем по 25 фильмов в год, оказались весьма значительными: в 1946-47 они выпускались на уровне военных лет, в 1948-49 — по 17 лент в год, в 1950 — 13 фильмов, в 1951 — 9 фильмов. Но такое решение вызвало появление в стране своего рода проблемы, так как наш народ получил до этого «сверху» обещание, что каждый понедельник в кинотеатрах страны будет демонстрироваться новый фильм. Возникшие затруднения частично удалось разрулить путем показа кинолент, захваченных у врага в качестве военных трофеев. У людей вызывал некоторое удивление тот факт, что чисто немецких кинолент типа фильма «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли было тогда в прокате очень малс. В основном, на экранах кинотеатров появлялись копии довоенных американских киношлягеров, такие как «Долина гнева», «Невидимый идет по городу», «Друзья и враги Америки» и другие, которые имелись в киноархивах Германии по той причине, что они закупались «Третьим рейхом» в США в то время, когда эти две страны еще не вступили в войну друг с другом. 

Но этого оказалось мало. В результате, правительство приняло очень правильное решение: наряду со съемками небольшого количества обычных художественных кинолент, начать массовое производство фильмов-спектаклей на основе самых удачных, самых популярных в стране театральных постановок ведущих "храмов Мельпомены" с участием наиболее известных, чрезвычайно талантливых и любимых народом актеров и актрис. Для съемок таких фильмов отбирали только те спектакли, которые получили наибольшее одобрение как со стороны зрителей и театральных критиков, так и со стороны руководства партии и правительства. 

Фильмы-спектакли можно было смело отнести к малобюджетным, поскольку на их создание требовалось гораздо меньше финансовых средств, чем на съемки обычных полнометражных фильмов. Но у таких фильмов было еще немало других неоспоримых достоинств. Дело заключалось в том, что эти знаменитые спектакли, созданные театрами Москвы, Ленинграда и Киева, желали увидеть очень многие жители этих городов, но вовсе не все из них сумели достать остродефицитные билеты и посмотреть данные театральные постановки «вживую», сидя в зрительных залах этих прославленных театров родных для них городов. А что говорить о заядлых театралах других городов нашей большой страны? Им только оставалось мечтать на эту тему и уповать на чудо.

И с созданием фильмов-спектаклей такое чудо свершилось. Вся наша страна получила возможность увидеть легендарные театральные постановки, а также самых любимых прославленных актеров и актрис, которых они ранее видели только в случае их участия в каких-либо кинофильмах. 

Но был еще один позитивный аспект в создании фильмов-спектаклей. Во многих городах нашей великой страны, помимо Москвы и Ленинграда, функционировало большое количество театральных ВУЗ’ов и средних учебных заведений, готовивших актеров, режиссеров и других творческих работников театра. В моем родном Ташкенте был превосходный театрально-художественный институт имени А.Н.Островского, подаривший стране немалое количество первоклассных актеров и режиссеров. И, в процессе учебы в таких «провинциальных» театральных институтах, фильмы-спектакли были потрясающими учебными пособиями для будущих гениев отечественного театра и кинематографа. 

Все это я рассказываю сейчас не только для ознакомления читателей с историей нашего искусства. Я повествую об этом с той целью, чтобы данный великолепный опыт был использован сегодня и в ближайшем будущем. Беда заключается в том, что сейчас многие молодые люди читают мало книг или не читают их вовсе. Телевидение довольно часто предлагает им «мордобойные» боевики или еще менее достойную сериальную «жвачку». 

Я, к сожалению, не имею надежды на то, что кто-то из режиссеров начнет сейчас создавать фильмы-спектакли, хотя, если бы это начало происходить, то я бы приветствовал такое начинание всем своим сердцем. Однако, Интернет предоставляет своим пользователям возможность осуществлять просмотры если не всех послевоенных фильмов-спектаклей, то очень многих из них. И их надо начать смотреть, поскольку, в основном, это были эпохальные театральные постановки с участием гениальных советских актеров и актрис. 

В качестве примеров приведу данные по некоторым фильмам-спектаклям, выпущенным в прокат в послевоенное время:
1. «Правда хорошо, а счастье лучше» — спектакль Малого театра по пьесе Александра Николаевича Островского, снятый в 1951 году режиссером Сергеем Петровичем Алексеевым. В главных ролях: Николай Иванович Рыжов, Народный артист СССР, Евдокия Дмитриевна Турчанинова, Народная артистка СССР, Варвара Николаевна Рыжова, Народная артистка СССР.;;;;;;;
2. «Учитель танцев» — спектакль Центрального театра Советской армии, снят в 1952 году режиссерами Владимиром Семеновичем Канцелем и Татьяной Николаевной Лукашевич. В главных ролях: Владимир Михайлович Зельдин, Народный артист СССР, Марк Наумович Перцовский, Народный артист РСФСР.
3. «Любовь Яровая» — спектакль ленинградского Большого драматического театра имени А.М.Горького по пьесе Константина Андреевича Тренева, снятый в 1953 году режиссером Яном Борисовичем Фридом. В главных ролях: Зинаида Александрова Карпова, Александр Федорович Мазаев, Виталий Павлович Полицеймако, Народный артист СССР, Игорь Олегович Горбачёв, Народный артист СССР.
4. «Анна Каренина» — спектакль Московского художественного театра по роману Льва Николаевича Толстого, снятый в 1953 году режиссером Татьяной Николаевной Лукашевич. В главных ролях: Алла Константиновна Тарасова, Народная артистка СССР, Павел Владимирович Массальский, Народный артист СССР, Ангелина Осиповна Степанова, Народная артистка СССР.
;;;;;;;
Выдающийся немецкий писатель, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн (Paul Thomas Mann) произнес в свое время весьма знаменательную фразу о роли искусства в нашей жизни: «Искусство — это важнейшая и серьезнейшая область жизни, высокая миссия человеческой культуры. В сознании людей оно занимает такое же почетное место, как наука. Короче говоря, оно приравнивается к высшим духовным интересам человечества». 

Все мы прекрасно знаем пословицу «Нет худа без добра». Конечно, послевоенный кризис «малокартинья» был явлением чрезвычайно неприятным. Но, именно благодаря ему, на экраны нашей страны тогда были выпущены совершенно феноменальные фильмы-спектакли, которые сейчас можно смело назвать шедеврами отечественного искусства. 

И к ним сейчас нужно со всем вниманием относиться как к своего рода кладам драгоценностей, конечно, не материального характера, а духовного, но от этого не менее ценным. И эти клады нужно начать раскапывать, скрупулезно их изучать и организовывать их просмотры по телевидению хотя бы на канале «Культура». И делать это нужно незамедлительно!

Борис Пономарев