Коварство лени

Петрова Инна Владимировна
               

Давайте, наконец, поговорим о лени серьёзно. На первый взгляд, тема банальна и избита. Слышать о лени мы начинаем с детства от взрослых, которые твердят нам, что лениться плохо и стыдно. Те, кто особенно дружили с ленью, имели плохие показатели в учёбе, неряшливый внешний вид, и, не зная чем себя занять, бесцельно бродили по улицам в поисках приключений.  За всё это потом влетало от родителей и учителей. Нам не терпелось поскорее стать взрослыми и самим решать: чем заниматься, а от чего отлынивать. Нам хотелось свободы выбора. Казалось, что  ничего страшного нет в том, что мы позволили себе не выучить урок, плохо выполнить или вовсе не сделать порученную нам работу. От замечаний взрослых мы досадливо отмахивались, считая, что  сами себе хозяева в своей жизни.
Вроде бы  всё логично. Тогда причём тут наша лень? Оказывается, она активно вмешивается в процесс принятия нами ответственных решений. Но как? Каким образом?  Попробуем ответить на эти вопросы.
В последние годы наша официальная наука начала робко признавать, что деятельность человека определяется заложенными в него программами, влияя на которые с помощью психологических практик и психотерапии, можно изменять характер человека и его способности. А если повнимательнее посмотреть на нашу жизнь, то мы обнаружим наличие алгоритмов в реакции человека на развитие различного вида ситуаций. Становится очевидным, что принятие нами решений по тому или иному вопросу есть алгоритм.
Красноречиво говорят о программном управлении все механизмы саморегуляции человеческого организма. Алгоритмизация затрагивает всю психическую деятельность человека. Современная наука только подходит к необходимости глубокого изучения этих вопросов, и в ближайшее время, возможно, порадует нас открытиями в этой области.
      Несмотря на скудность официальной информации о природе психической деятельности человека, кое-что всё-таки до широкой аудитории доходит усилиями парапсихологов и исследователей тайн человеческого сознания и подсознания.
       Из этих источников известно, что человек у себя в подсознании содержит набор программ, определённых ему при рождении для реализации своей сознательной деятельности. Так вот, программа лени присутствует у нас среди прочих, управляющих нашим мышлением, и в той или иной степени заставляет принимать решение под своим влиянием.
       Общеизвестно, что человек добивается особенных успехов на том поприще, где он является первопроходцем и решает насущные задачи впервые. В таких условиях происходит духовное развитие, то есть обогащение подсознания и сознания новым опытом. Это касается не только профессиональной деятельности и связанными с ней ситуациями, но и нашей обыденной жизни, богатой на нестандартные развития событий. Попадая в непривычные условия, мы тратим много усилий на адаптацию к ним. Так вот, задача программы лени – лишить духовное развитие энергетической основы. Для этого она склоняет наше сознание сделать выбор в  пользу готовых решений и стереотипов, за которые мы отдаём свою энергию, но не нарабатываем опыта. Таким образом, задачи по духовному развитию становятся невыполнимыми.
       Пакет программ лени включает в себя алгоритм контроля энергозатрат на каждое событие какой-либо ситуации. Если наступает событие, энергетические затраты в котором превышают определённый порог, то включаются механизмы воздействия на аппарат сознания в виде мыслей неуверенности и пессимизма по поводу своевременности и результативности возможных энерговложений. Так как за каждой ситуацией закреплён индивидуальный энергетический запас, то невыполнение необходимых действий для решения задачи, в пределах отведённого ситуацией времени, ведёт к потере выделенной энергии. Откладывая на «потом»  какие-либо трудоёмкие мероприятия, мы «потом» не находим в себе сил и времени на их выполнение. Как говорит восточная поговорка, по улице «потом» приходят на площадь «никогда».
        Есть ещё один интересный нюанс, который содержит в себе программа лени - это условие получения материальных благ. Если в процессе решения трудоёмкой задачи возможно получение существенных материальных благ, то лень соглашается с дополнительными  энергозатратами. Потому что значительные материальные блага в будущем станут склонять нас к отказу от наработки значительной части своего опыта и безвозвратной потере выделенной для этого энергии.  Никому из нас не пришло бы в голову связать свою заинтересованность в материальной выгоде с ленью. Но, тем не менее, это так.
 Взглянуть на свою лень по иному меня подтолкнула книга  М. Норбекова «Опыт дурака, или ключ к прозрению». Там лень представлена как некое существо, которое общается с нами через наш мысленный фон, заставляя  делать выбор в сторону отказа от усилий, направленных на внутреннюю работу над собой. В книге было представлено несколько приёмов, которые использует лень для того, чтобы склонить  сознание на свою сторону.  Такими примерами  могут служить обращение лени к нашему тщеславию, или разжигание жалости к себе. Прочитав о наблюдениях автора книги, я с удивлением заметила, что  всё так и  происходит на самом деле. Этот материал послужил мне основой для дальнейшего изучения данного явления. Самое поразительное было то, что как только я приняла решение вычленить в себе лень, так тут же в моей голове появилась мысль отложить это на потом.  Мне уже было известно из книги, что откладывание на «потом»  –  это её излюбленный приём.  Сообразив, что во мне сейчас заговорила моя лень, я решила не откладывать работу по ней, а начинать незамедлительно.
  В процессе наблюдения и изучения в себе проявлений лени, было отмечено следующее. Лень является яростной противницей всего нового, выходящего за привычные рамки, заставляет жить, думать и поступать как все. И еще, что очень важно: она активно вмешивается в процесс принятия нами ответственных решений. Но как? Каким образом?  И за счёт чего она это делает?
           Мне понадобилось несколько лет, что бы ответить на эти вопросы. Результатом проделанной  работы  стало ясное понимание и представление в деталях всех способов воздействия лени на человека, а так же осознание, насколько она пагубна для нас. Хочу отметить, что это довольно серьёзный и опасный вирус, хитрый и коварный,  поедающий нас изнутри, причём с нашего же еще согласия на это.  Излечиться от лени возможно через  аппарат нашего сознания. Способы и методы этого лечения будут изложены в данном материале.
       Как известно, излишние материальные блага, которыми  пользуется человек, тормозят его духовное развитие,  провоцируя человека к обмену этих благ на готовые решения насущных задач. Таким образом, лень лишает нас  необходимого опыта. Чрезвычайные ситуации и катаклизмы в последнее время стали частыми и повсеместными. Попав в такие условия, ленивый человек не может найти самостоятельно выход, и, оказавшись беспомощным, может погибнуть.
      Используя информацию, приведённую в книге М. Норбекова как стартовую, и проведя собственные исследования в этой области, стало ясно, что программу лени можно классифицировать на формы и виды.
  Формы лени:
1. Агрессивная
2. Пассивная
Рассмотрим каждую в отдельности. Как выглядит агрессивная форма, представить не сложно. Человек злобно реагирует,  когда его отрывают от развлечений и просят выполнить какую-то серьёзную работу. Он сначала обещает выполнить «потом»,  если же от него не отстают и продолжают напоминать об обещании, то в качестве аргументов для отказа в ход могут пойти: протест, возмущение, сомнения в необходимости выполнения, жалобы на плохое самочувствие и т. д.  Эту форму часто можно наблюдать у детей. Но бывает она и у взрослых.
       Пассивная форма проявляется в виде мыслей неуверенности в себе и своих действиях, а так же пессимизма относительно результатов выработки решений. Сами решения принимаются под девизом «так делают все». Постоянные сомнения в правильности своих решений побуждают человека действовать только в рамках привычного.
     Лень можно разделить на два вида:
1. Духовная;
2. Физическая.
 
  Духовная лень протестует против освоения нового и сложного. Сталкиваясь в жизни с ситуацией, в которой требуется изучить то, чего мы никогда не касались, под действием лени мы пасуем и отказываемся от самостоятельной выработки решения задачи, тормозя своё духовное развитие. Этот вид лени склоняет нас не утруждаться сложными умозаключениями. А для нашего согласия с чем-нибудь, мы, находясь под действием  чувства неуверенности, требуем массу всяких доказательств, которые нам якобы должны предоставить другие, вместо того, чтобы добывать их самостоятельно. Еще лень подталкивает нас выполнять задания кое-как, необдуманно, побыстрей, и не заботясь о том, какой получится результат, внушая нам, что главное в жизни –  это отдыхать, а не напрягать мозги.
       Ну и самое, пожалуй, важное – это то, что духовная лень проявляется у нас нежеланием каких-либо внутренних изменений в себе.
       Лень физическая всем известна  как нежелание содержать в чистоте себя и своё жилище, соблюдать правила личной и общественной гигиены, поддерживать порядок –  и всё это под действием личного интереса в получении отдыха или удовольствий.
     Теперь перейдём к нашему главному вопросу. В чём же коварство лени? Коварством называется злонамеренность под видом благожелательности. 
      В чём злонамеренность лени? Как уже было сказано выше – оставить процесс нашего духовного развития без энергетической основы. Коварство лени заключается в том, чтобы тонко подвести нас к выбору в сторону лёгкого пути решения вопроса. Не вырабатывать своё, а использовать уже готовое, аргументируя это тем, что так быстрее, и не надо напрягаться. Если у нас нет своего отрицательного опыта от приверженности к стереотипам, то мы ведёмся на предложение лени поискать к использованию уже готовые решения, так как ещё не знаем, что они хороши только в сугубо конкретных ситуациях и в нашем случае могут не работать.
      Лень не принуждает нас силой,  добиваясь своей цели, она подаёт себя как желающая нам благо, как наш лучший друг и союзник  и даже представляется нам в виде нашей «матушки». Вспомним выражение «лень-матушка». Это выражение появилось в народе с её подачи. Расположить к себе, завоевать наше доверие и  распоряжаться нами как ей нужно – вот её задача. Для примера можно привести, как аналогично действуют те, кому нужно обманным путём завладеть чужим имуществом. Они  точно так же втираются  в доверие, обещая нам какую-то помощь, представляются нашими друзьями. Мы, не ожидая подвоха, открываемся им. Ведь они делают акцент на нашей личной выгоде, умалчивая о своей. В жизни такие ситуации заканчиваются плачевно. Всех в таком случае огорчает то, что они не только не получают обещанного, но и лишаются тех материальных ценностей, которыми  дорожили.
       Так и с ленью. Она подстраивается под наш мысленный фон, и мы воспринимаем её как своё второе «я», а затем доверчиво следуем тому направлению, который она нам задаёт. И даже если кто-то берётся побороть в себе лень, то он проигрывает, не понимая всей сути её влияния на сознание. За личным интересом, которому подыгрывает лень, очень трудно разглядеть пагубность её влияния на человеческую жизнь в целом. Сожаления о подверженности лени наступают, как правило, в зрелом и преклонном возрасте, когда человек начинает связывать и осознавать все этапы своего жизненного пути, понимая, что жизненные силы, особенно в молодости, благодаря лени были растрачены впустую. Лень «тихо» энергетически обкрадывает человека, и потерянную энергию восполнить уже невозможно. Она умело использует наше эго, выражающееся в личных интересах: увлечения, материальная выгода, тщеславие, развлечения, отдых. В погоне за удовлетворением этих интересов мы часто упускаем важное и тем самым тормозим своё духовное развитие.
        Как же избавляться от этой вирусной программы, которая подчиняет нашу волю себе и сбивает  с назначенного  курса? Наиглавнейшую роль в этой работе играет  только человеческое  сознание. Ему предстоит научиться видеть лень в себе и в других. А, научившись распознавать лень, сознание сможет  с ней справляться. По каким же признакам  распознавать лень? Сейчас мы их перечислим.
      Как уже было сказано выше, лень воздействует на аппарат человеческого сознания в виде мыслей. Так вот самой первой её мыслью, как правило, является мысль отложить  на «потом» какое-то важное или энергозатратное дело. А как трудно порой оторваться от развлечения, когда появляется необходимость выполнения серьёзной задачи! Если взрослый человек может сознательно, включив свою силу воли, преодолеть действие лени, то детям с этим справиться очень трудно. У них зачастую включается протест, и они отказываются выполнять требования взрослых. Но детям трудно контролировать себя, а вот взрослый человек это может. Поэтому прежде, чем сердиться на детей, давайте решим этот вопрос у себя. Итак, как уже было сказано, в случае возникшего желания отложить на «потом» выполнение важного дела, преодолеть лень можно, включив сознательно свои морально-волевые усилия. А именно, собрав свою волю в кулак, привести самому себе веские аргументы в пользу немедленного выполнения требуемого задания. Уж поверьте, лень отступит.
       Мною было сделано одно открытие. Оказывается, слово «потом» может работать как в пользу лени, так и против неё. Всё зависит от того, как им оперировать. Например, хочется вам поваляться в постели, отложив все вопросы на потом, а вы говорите себе: « я сначала решу все вопросы, а потом отдохну». Сонливость как рукой снимает. Ведь та энергия, которая отведена на решение вопросов, остаётся при нас, а не становится добычей программы лени.
         Известно, что непосильных задач человеку не ставят, и все ситуации, в которые он попадает, имеют свой оптимальный выход. Следовательно, сомнения относительно собственных возможностей по решению задач беспочвенны. Поэтому, развенчивание сомнений, неуверенности и пессимизма, опираясь на априорную выполнимость ставящихся  задач, наносит лени непоправимый урон.
         Выработанное  решение по жизненной задаче остаётся в нашей памяти навсегда, да ещё и помогает нам вырабатывать и другие новые решения в возникающих нестандартных ситуациях. А готовые решения быстро забываются  и могут использоваться  только в конкретных случаях.
        В конечном итоге, человек, ставший на путь духовного развития, получает внутри себя такое глубокое удовлетворение, которое с лихвой перевешивает удовлетворение всех личных интересов.
        В заключение, можно сказать, что автор сама прошла этот путь, выработав приведённые выше методики борьбы с ленью на личном опыте, а так же опыте других людей, пожелавших провести с собой подобные эксперименты. Убедившись, что методики  успешно работают и способны нанести нашей «всеобщей беде» сокрушительное поражение, у меня появилась мысль,  что эта информация  будет полезна  для широкой аудитории. Поэтому я взялась за создание данного материала. Желаю всем успехов на поприще борьбы с ленью, и скажу с уверенностью: тут есть за что бороться!