Смысловые точки экспозиции Салона Чехова

Наталья Иванова 26
Смысловые точки экспозиции "Салона Чехова" в Баденвейлере

Предыдущие главы:

«Чехов и Баденвейлер»
«Три музея Чехова»
«Салон Чехова в Баденвейлере» (Белая витрина)

В экспозиции музея Чехова в Баденвейлере – месте смерти Антона Павловича Чехова, носящем название «Салон Чехова», который  посвящён смерти писателя, можно выделить несколько смысловых точек.

В этом музее смерть не называется по имени, но мыслится как точка в жизни человека. В Салоне Чехова несколько таких смысловых точек, призванных подчеркнуть тему экспозиции, а именно смерть Чехова. Это ряд развёрнутых метафор. Метафора – один из литературных приёмов, и именно её используют создатели  "Салона Чехова" как литературного музея.

Самая известная и понятная точка - бокал, из которого Чехов за несколько минут до смерти выпил шампанского. Бокал не тот, но такой же – не в этом суть. А до этой точки – рассказ о яркой и талантливой жизни великого русского писателя: фотографии, портрет А.П. Чехова кисти Браза, цитаты. И обрывается этот рассказ двумя витринами – одна с синеньким пузырьком для мокроты и вторая с уже известным всему читающему миру бокалом. Точка (смерть) всегда приходит неожиданно, всегда потрясает. И здесь тоже: после витрины с бокалом стена обрывается, и живи дальше, как хочешь...

Самая динамичная точка – стена фотографий от Антоши Чехонте до последней фотографии писателя, сделанной перед смертью в Баденвейлере. Самая первая фотография высоко наверху, а последняя – внизу, почти на земле... Течение жизни в этой части экспозиции такое стремительное, что, как и после бокала, не успеваешь подготовиться к концу, и он бьёт тебя наотмашь.

Белая витрина, напротив, располагает к созерцательности. Она повествует о трёх ипостасях Антона Павловича  – человека, писателя, врача (именно в такой последовательности)  – которые и делают Чехова Чеховым. Отойдите от витрины на три шага, и вы увидите, что она имеет форму могилы, в которой похоронено то, что когда-то было Чеховым. Но сама витрина ещё не точка. Точка – на самом дне витрины. Там стоит пустой раскрытый докторский саквояж и рядом – пустые пузырьки от лекарств. Пустые, потому что они не помогли Чехову.

Все три точки, когда их распознаёшь, вызывают сильнейшую эмоциональную реакцию. Удержаться от слёз невозможно. Смерть – это трагедия, которую следует оплакать. Эта мысль и положена в основу экспозиции "Салона Чехова" её создателями.

Но есть в этом музее ещё одна точка, самая главная. Чтобы её найти, нужно после витрины с бокалом завернуть за угол, покинуть хорошо освещённую часть экспозиции и оказаться лицом к лицу с тёмной витриной. На чёрном фоне – посмертная фотография Чехова. Он ещё здесь, ещё в гостинице «Sommer», но его уже нет. А где-то наверху – ослепительная точка света – света в конце туннеля. Эту точку нельзя не заметить, не распознать, нельзя истолковать превратно.  Это уже не метафора, это смерть как она есть.

Музейная экспозиция со смысловыми точками в виде развёрнутых метафор, очевидно, не является чем-то новым в музейном деле. Но создателям "Салона Чехова" в Баденвейлере это удалось блестяще, особенно если учесть небольшую площадь  этого литературного музея.