Доктор Неля. Глава 1

Рита Аксельруд
     Предисловие.
 Эту повесть я посвящаю замечательной медицинской сестре, прекрасному ЧЕЛОВЕКУ НЕЛЕ ВАЛЕНТИНОВНЕ АНДРУСЕВОЙ 
    7 января - это день памяти Нели Валентиновны, день ее рождения и день смерти.
  Глава 1
    Затокская санаторная школа-интернат открылась 21 сентября 1964 года.         Обычно школы открываются 1 сентября. Но эта школа была не совсем обычной – сюда поступали по направлению областного туберкулёзного диспансера дети, у которых родители болели туберкулёзом.
               
  Можно сколько угодно ругать советскую власть. Но в СССР выполнялся завет Ленина, по которому строились лесные школы, детям создавали условия для   лечения и обучения. Такая лесная школа была в селе Дубки Савранского района Одесской области. И вот, по решению Министерства здравоохранения на берегу Чёрного моря выстроили корпуса санаторной школы интерната для детей с малыми и затухающими формами туберкулёза.

   Первыми воспитанниками  были дети, привезённые из Дубков, а первыми учителями и воспитателями – педагоги, съехавшиеся со всех уголков области. Для санаторной школы подбирали медперсонал. Врач Новак Василий Андреевич привёз свою жену – медсестру Веру Дмитриевну, а школьный завхоз  Андрусев Степан Григорьевич  именно 21 сентября перевёз свою – медсестру Нелю Валентиновну Павлову с её матерью и годовалой  дочкой Лариской.

  Тогда она даже ещё не была официально его женой, так как первая жена Степана Григорьевича никак не давала ему развода. Неля  Валентиновна  после медучилища поступила в медицинский институт, но учиться пришлось недолго. Она полюбила студента-однокурсника, вскоре узнала, что ждёт ребёнка. Пришлось оставить институт и вернуться домой, к маме, в приморский городок. Здесь  она встретила Степана, гуляя  с колясочкой вдоль набережной.   Степан влюбился сразу и очень скоро сделал красавице Неле предложение стать его женой. Мечта стать врачом осталась нереализованной. Но Степан позвал Нелю в новую жизнь, в посёлке  на берегу моря, в новой школе, где она была нужна не только, как жена, но и могла работать,  пусть не врачом, так хотя бы  медсестрой.

  Поселились они в доме барачного типа, в угловой однокомнатной квартире, двумя окнами смотрящей на море. Степан уверял, что это временно, так как строится новый дом, и там у них обязательно  будет хорошая квартира со всеми удобствами.      Дел у завхоза в школе-новостройке было невпроворот. Ещё достраивался трёх- этажный спальный корпус, строился двухэтажный восьмиквартирный дом для сотрудников, только закончили свинарники. Завозили оборудование для школьных мастерских.  Внимания требовала насосная станция, так как воду качали насосы из артезианской скважины, с глубины 150метров.   Электричество тоже было своё, автономное,  от дизельной электростанции. Так что Степан Григорьевич редко бывал дома.

   К переезду семьи установил в квартире три кровати с металлическими спинками, столик и три табуретки. Ещё пришлось найти время и сбить две полки для книг. Именно книги были у них главным богатством. И Степан, и Неля любили читать, с юности собирали книги. А у Нели бережно хранились книги её родителей. Была даже книга её деда – семейная реликвия. Дед с молодости любил хорошую поэзию, собирал стихи, делал вырезки из журналов и ещё до революции все эти стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока, Северянина и других отнёс в переплётную мастерскую.  Получилась красивая книга в добротном коричневом переплёте. И эта книга была дорога как память от деда - маминого отца. Она  уцелела, несмотря на революцию, войны и все передряги жизни.
               
  Тёща спала в кухне, напротив плиты. Она почти не ходила – болела.  Маленькая Лариска хвостиком бегала за мамой, быстро научилась быть самостоятельной. Главной в семье была Неля Валентиновна.  Она всё успевала, и всюду у неё был порядок.  Медпункт в тот первый год находился на первом этаже  учебного корпуса, а классы – на втором.  Воспитанников было мало – всего 70 детей с 4-го по 7-й класс. Уже через год вошёл в строй новый спальный корпус. Тут на первом этаже было царство медперсонала – отдельный кабинет главного врача,      зубоврачебный  кабинет со специальным креслом и бормашиной, процедурная, физиотерапевтический кабинет и ещё изолятор для больных детей с крошечными палатами и ванной комнатой.

   Зато на втором и третьем этажах были огромные спальные комнаты, больше напоминавшие солдатские казармы, с металлическими кроватями и множеством окон без занавесок и штор. В такой спальне укладывались на дневной  или ночной сон часто более 25 мальчиков или девочек. Легко представить,  как эта спальня превращалась в битву подушками, когда рядом не было воспитателя. Или какой дух стоял в спальне по утрам после холодной ночи, когда батареи отопления были холодными, а в окна из щелей дул  ветер с моря.               

  Медсестёр было несколько. Командовала всеми старшая медсестра Ксения Спиридоновна. Она была  инвалидом Великой Отечественной войны, имела много наград,  почти двадцать лет проработала сельским фельдшером и хорошо знала своё дело.  А  все медсёстры были молодыми, только после медучилищ, и уже здесь постигали  сложную медицинскую науку, искали подход к воспитанникам и строили  собственную семейную жизнь.