Притча о всепрощении

Жук Радомила
Эту притчу рассказала давным-давно моя бабушка и только сейчас, спустя больше 50 лет я вспомнила не только о ней, но и поняла глубокий смысл её повествования. Это то, что сейчас происходит с народами всех стран и даже с людьми, имеющими родовые отношения. Вдумайтесь в мудрые изречения и возможно мы сможем изменить наш мир и наши не только родовые, но и международные отношения… А теперь я и начну повествование.

Давно это было, а может и не так давно, но в одном княжеском имении было два наследника, законнорождённый Святослав сын 14 лет и 19 летний Ярослав. Когда отец помер, то на трон должен был взойти меньший сын, но быть опекуном мог стать старший. Но Ярослав давно готовился к восхождению на трон и будучи сам выходцем из простого люда по материнской линии, стал еще за долго до смерти отца рассказывать людям о том, как бы он поменял все и стал заботиться о них, какие бы сменил за-коны и отменил денежные сборы и подати.

Поэтому то народ втихую тоже ждал, когда князь помрёт и к управлению придёт их не просто земляк, но и простолюдин. Об этом знали и не-которые приближённые князя, но что-либо говорить князю не стали, да он бы и не поверил, а вот Святослава предупредили, что если он сразу же после похорон отца не спрячется, то по случайной закономерности с ним может случится беда, которая приведёт его к смерти вслед за отцом.

Святослав хоть и был ещё молод, но слыл мудрым и дальновидным поэтому сразу же после похорон согласился сбежать с одним купцом в его имение и там схорониться. Прошло чуть более трех лет, а Ярослав продолжал поиски меньшего брата, понимая, что вскоре ему наступит совершеннолетие и он может занять его тронное место. За это время он многих управителей казнил по лживо составленным обвинениям, а к управлению своим княжеством привлекал таких же малограмотных, как и он сам, но на их фоне он был и мудр, и силен. А то что в селах и поместьях царил бес-порядок, и своевластие он даже не замечал.

Однажды Ярослав узнал от одних из своих осведомителей где находится Святослав, и по его приказу схватили купца вместе с женой, связали и повели по сельским и городским улицам. Святослав видел, как их вели и подошел к ним с предложением пойти вместе с ними и сдаться, но купец запретил это делать, а затем крепко зажав его ладонь и тепло глядя в глаза произнёс:

— Святослав, сын мой, запомни. Вражда не умиротворяется враждой, а, напротив, только не враждой. Не смотри, сын мой, ни слишком далеко и ни слишком близко.
Ярослав обвинил задержанных в измене и предательстве и повелел рассечь их тела за городом на четыре части, а когда приговор был исполнен, он устроил пышное застолье с тостом, что после казни больше никто не посмеет прятать Святослава и его тоже скоро поймают и приговорят к смерти за измену. Но меньший брат не стал прятаться, а проник в замок и добавил в напитки снотворных настоев для стражи и застольных друзей. Когда же они все заснули, то он с помощью близких и родных людей купца забрал остатки казнённых тел, чтобы их затем сжечь по обычаю того времени, обойдя трижды со скрещенными руками вокруг костра.

Возвратившись в замок, юноша подумал: "Этот брат Ярослав при-чинил нам столько зла. Отнял у меня дом, землю, казну, свободу и уважение, убил не только моих покровителей — купца с женою, но и тех, кто мешал ему грабить моё княжество и мой народ. Теперь настало время удовлетворить мою жажду мести".

И он извлек из ножен меч. Но в этот момент в его голове мелькнула мысль: "Мой второй отец и наставник купец, когда его вели на казнь, сказал мне: "Сын мой Святослав, не смотри ни слишком далеко, ни слишком близко; ибо вражда не умиротворяется враждой, а напротив — не враждой. Было бы неладно преступить слова моего отца и омрачить его душу". Тогда он вложил меч в ножны, но желание отомстить снова как горячая волна накрывала его... Трижды овладевала им жажда мести и трижды побеждал завет купца.

А в это время Ярославу снился зловещий сон как его брат угрожал ему мечом. Во сне Святослав схватил левой рукой его голову, правой из-влек свой меч и сказал: "Я Святослав, сын князя Мирослава Купальского. Ты причинил нам много зла, ты отнял у нас честь и славу, дом родной и обозы, землю и казну, умертвил многих родных и близких моих. Теперь настало время удовлетворить и мою жажду мести".

Проснувшись в страхе, Ярослав увидел занесенный над ним меч. Но юноша медлил... Тогда старший брат воскликнул:
— Почему же ты медлишь, почему не убиваешь, трусишь?
И тогда Святослав рассказал ему о последних словах своего покровителя купца, второго отца.

Тогда старший брат, встав на колени и припав к ногам юноши и сказал:
— Даруй мне жизнь, брат мой, и прости мой черный грех!

— Как могу я даровать тебе жизнь, ведь ты сейчас у власти ты занял место моего отца? И это ты, Ярослав, должен даровать мне жизнь!
— В таком случае, - сказал старший брат, - даруй ты мне жизнь, Святослав, а я дарую жизнь тебе.

И даровали братья не только жизнь друг другу, но и подавая руки друг другу поклялись никогда не причинять один другому зла, быть верными и дружелюбными до конца их жизни. И сказал затем старший Святославу:
— Брат мой, скажи, а что хотел тебе завещать купец перед смертью, говоря: "Не смотри ни слишком далеко, ни слишком близко, потому что вражда не умиротворяется враждою, а напротив – не враждою".

 И юноша ответил:
— Мой спаситель и названный отец хотел сказать этими словами вот что: не давай вражде долго длиться в своем сердце, не расходись слишком опрометчиво со своими друзьями, не руководствуйся в своих поступках мыслями из прошлого или из будущего, а руководствуйся интересами настоящего. Слова же, сказанные отцом перед смертью: "Вражда не умиротворяется враждой, а напротив - не враждой" означают вот что: ты, брат, умертвил моих опекунов купца и его жену; если бы я захотел отнять у тебя жизнь, то те, кто предан тебе, отняли бы жизнь у меня. Так наша вражда не умиротворилась бы враждою. Теперь же, Ярослав, ты даровал мне жизнь, а я даровал тебе жизнь; вот не враждою и умиротворилась наша вражда.

Старший, обнимая Святослава, воскликнул:
— Чудно! Удивительно! Как умно ты рассуждаешь! Да простят меня Боги и души мною убиенных, отныне я уступаю тебе твоё законное родовое место правления, а сам уйду в скитания и отработку моих грехов.

Но Святослав его остановив ответил:
— Нет брат мой, теперь ты понимаешь до чего может довести сила вражды и сила мести, вот и возглавляй наши общины казаков, да и блюди за их чистыми помыслами и дружелюбием, братством и землелюбием.

Вот так и завершилась эта жизненная история и я понимаю, что многие, прочитав это рассказ, начнут оспаривать правдивость притчи и доказывать, что поступок Святослава глуп и не осторожен, а Ярославу доверять нельзя.
Но, возможно, именно такое завершение этого рассказа и послужит некоторым читателям последним убеждением, что "не смотри ни слишком далеко, ни слишком близко, потому что вражда не умиротворяется враждою, а напротив – не враждою".