3

Ааабэлла
                http://proza.ru/2022/01/29/938



  Я обещал вам привести примеры смены представлений о безумии.
Понимаю, что лучше… за границей. Ведь когда плохо у нас, это неприятно. Другое дело и радость, если у них…
Пожалуйста!

«В конце XIX века в список показаний к госпитализации в психиатрические клиники США входили привычка к мастурбации, аморальное поведение, несдержанность, избыточное религиозное рвение, общение с дурной компанией, а также чтение романов и употребление табака. Принудительной госпитализации подлежали также те, кого лошадь ударила копытом в голову, кто побывал на войне или чьи родители были двоюродным братом и сестрой. Убористый список из нескольких десятков показаний не оставляет сомнений: каждый из нас где-нибудь в 1890 году, будучи в США, запросто мог бы загреметь в психлечебницу.

Удивительно, но в то время, как для мужчин мастурбация считалась опасной, женщинам предписывали ее в качестве лечебного средства для лечения истерии. Этот диагноз мог быть поставлен женщине за что угодно - от раздражительности до наличия сексуальных желаний. В качестве лечения назначали так называемый "вагинальный массаж", то есть, массаж влагалища с помощью специального приспособления с доведением пациентки до оргазма. У самих пациенток разрешения никто, разумеется, не спрашивал, - и все же, с учетом обстановки в психбольницах, это был отнюдь не худший, хотя и бесполезный, метод лечения.

Отправить женщину в психиатрическую лечебницу несколько десятилетий назад было гораздо проще, чем мужчину. Для этого чаще всего использовался уже упомянутый диагноз "истерия", под который можно было подогнать что угодно, даже сопротивление насильнику-мужу. Еще одним фактором риска считалось чтение: считалось, что оно однозначно ведет женщину к безумию. Немало представительниц прекрасного пола провели годы в психиатрических клиниках лишь по тому, что, как гласили больничные документы, их застали читающими в 5.30 утра.

Сто лет назад в США человек, отказавшийся от помощи терапевта или хирурга по религиозным соображениям (как это сегодня делают, к примеру, поклонники сайентологии) имел все шансы вместо хирургии отправиться в психиатрическую клинику. Но и нехватка религиозного чувства также была чревата попаданием в психушку: известно несколько случаев, когда люди проводили в домах скорби не один год лишь потому, что открыто заявляли себя атеистами».

Поскольку эти представления менялись и продолжают меняться, то не всегда ясно, кого считать психом, а кого психиатром. Ибо было сказано Аркадием Давидовичем:
«История – борьба психов с психиатрами».
Но «кто ж не псих»,- пел Галич устами своего героя, а кто…
Достаточно вспомнить, с одной стороны,  иронию современного психиатраТомаса Саса:
«Если ты разговариваешь с богом – это молитва. Если он с тобой – это шизофрения»,
а с другой, бедную Жанну д*Арк, спасительницу Франции, с которой беседовали святые!

На это затруднение один из моих любимых авторов, работник этой сферы, Рефат Шакир-Алиев, без тени смущения заметил: «У нас в психиатрии говорят, кто первым надел халат, тот и лечит».

Вот откровение уже нашей медсестры из подобного заведения:
«Почему я все-таки уволилась из больницы? Потому что вне работы стала видеть, замечать, сколько вокруг ненормальных людей. Они есть везде, их можно встретить среди клиентов любого учреждения. При этом никто из них наверняка никогда не лечился в психушке. Однако, поработав в «дурдоме», всегда определяешь потенциальных пациентов по лицам, движениям, взглядам. Сейчас, получив другую работу, я стараюсь от этого отходить. И все же не отказываюсь от мысли о том, что психическое здоровье нации — под угрозой».

Но не довольно ли о нас, в смысле, ненормальных, то есть, тех, что не вполне в себе, а выходя из себя, идут – куда посылают далеко и надолго?
Перейдём-ка лучше к тем, кто, по выражению психиатров, «ходят толпами на воле». К идиотам.


                http://proza.ru/2022/01/31/1016