Афоня

Лена Мюрат
Светлой памяти Леонида Куравлева посвящается...

Более сорока лет минуло со дня выхода на экраны страны всенародно любимого фильма "Афоня". И вот ведь что занимает - почему так полюбилась эта картина многим поколениям зрителей ? Ведь, несмотря на весь свой юмор, фильм скорее грустный, нежели смешной . Да и сам герой картины , Афоня ,если честно, отнюдь не самый симпатичный персонаж . Мало того,что на протяжении всего фильма нам  постоянно намекают, что он любитель хорошенько поддать ( хотя бутылки и появляются на экране всего лишь дважды),и к тому же уже приобретший характерные для злоупотребляющего алкоголем человека  черты -хитрость , лживость, ,изворотливость,  и общий пофигизм. Так нет же - авторы фильма настолько хотят вызвать симпатию к своему герою , заблудшему сантехнику -алкоголику с нежной и ранимой душой, что постоянно придают его образу загадочности , и устремляют его взгляд куда-то в далшь светлую... То есть, алкаш -то он алкаш, но не мы такие- жизнь такая. Однообразная малооплачиваемая работа , подбивающая на шабашки , унылый и скудный быт убежденного холостяка ,и даже служебная однокомнатная халупа с продавленным диваном , от которой он "сдаст ключи", когда уедет в деревню- все это наталкивает нас на мысль о "временности" такого существования . То есть наш герой вовсе не так и плох, как  кажется вначале, он просто проживает не самый лучший период своей жизни, погрязнув в безысходности , и закоснев от одиночества.Борщов почти стоит в одном ряду с  Онегиным, Чацким,  Печориным и Обломовым. Афоня-это ведь  практически классический "лишний человек", излюбленный русский персонаж.Он тоже пребывает в перманентном "сплине", тоже скучает... А в грезах ему мерещится совсем другая жизнь.Дом- полная чаща с "финской" раковиной, жена -красавица с толстой русой  косой , и целый выводок детишек. И он сам -в роли положительного и заботливого отца семейства : " Учитесь , дети, учитесь...Без образования -то сейчас нельзя..."Но этого авторам фильма явно не достаточно, и чтобы окончательно убедить зрителя в скрытой положительности своего героя,достойного лучших чувств высокого накала,  они придумывают трогательную историю, когда в Афоню без памяти влюбляется молоденькая медсестра Катя Снегирева,"кареглазая". Влюбляется совершенно без причины и мотивации , как это и бывают в столь юном возрасте . Впрочем , нет -очарованная им, для себя она придумывает оправдание для героя своего романа -для нее он и красивый , и добрый. Но мы то с вами знаем, что это не совсем так ! А вернее, совсем не так. Афоня не красивый ,не модный,  а уж тем более, не добрый. Он имеет совершенно стандартную внешность   среднего советского работяги , не очень опрятен ,от него не веет чистотой и здоровьем, и не пахнет дорогим одеколоном.Борщов-он и есть Борщов. К тому же он ведет себя не как опытный соблазнитель, рассыпающийся в комплиментах и целующий ручки молодой симпатичной особе.Афоне вообще не присущ мачизм. Скорее наоборот -он с присущим ему цинизмом и заученными остротами , прикинувшись "рубахой-парнем", начинает ловко "слезать с темы" , следуя давно заученному им алгоритму,и избавляясь от наивной девы , влезшей к нему в кровать, которая ну абсолютно не его "типаж" -Борщову нравятся взрослые  дамы "корпулентных" форм.  Так что же так вскружило голову Кате ? А вот с этого момента позвольте мне начать рассыпаться  в комплиментах и авторам фильма ,и Леониду Куравлеву, виртуозно сыгравшему эту роль ,и прелестной Евгении Симоновой , так как они, может быть , намеренно, а может, и совершенно об этом не подозревая, создали исключительно правдивую историю почти по Фрейду, прямо таки энциклопедию по психоанализу. Тут надо признать, что юная Катя не является исключением- Афоня нравится женщинам. То ли тут играет роль присущее ему обаяние , то-ли все эти его шуточки -прибауточки :"Алле! Крокодил Гена слушает !Вот и созвонились." Он с легкостью охмуряет случайных знакомых (помните ту знойную даму на танцплощадке ? ) По Афоне уже как два года сохнет  Тамара ( Нина Русланова) - вполне приличная  дама с усталым лицом.У него даже есть свой "донжуанский список"- в минуты душевного (или похмельного ? )кризиса Афанасий достает потрепанную  записную книжку, и , не особенно надеясь на удачу, обзванивает  знакомых женского пола , большинство из которых уже не так легки на подъем , как влюбленная Катя, а некоторые и вовсе давно повыскакивали замуж.В оправдание Афони надо признать, что он вовсе не является коварным соблазнителем. Похоже,  ему просто лень тратить свою энергию на охмурение дам, которые и сами , без особенных усилий с его стороны, летят "на огонек". А с наивной Катей и вовсе "по пьянке завертелось".Прилипла она  к нему,  как репей, ну что с ней поделаешь ? А вот тут снова потирает свои ладошки дедушка Фрейд. Ведь молодым девицам вполне хватает загадочного выражения лица и устремленных в потолок, грустных, как у спаниеля,  голубых глаз, , чтобы такого себе новоображать!И в расписных красках придумать историю о несчастном,  бедном, добром и умном принце, которого надо спасать, любить, и оберегать от злых мира сего,  наставляя на путь истинный . Хорошо, что эти истории из жизни  юных дев, большей частью,  случаются все-же со счастливым концом, и вспоминаются потом, как страшный сон. А иначе трудно без содрогания представить, что ждет бедную Катю Снегиреву,поселившуюся со своим Афоней, который старше ее лет на десять, в полуразвалившемся деревенском доме.
 И все же, как это знакомо :" Афанасий ! Мне кто-то звонил, я подумала, что это вы..."
Фильм ,безусловно,полон намеков, метафор , и знаков-символов,как и все фильмы Георгия  Данелии.А вот ответ на вопрос, почему у Афони было в детстве прозвище "Конек-Горбунек ",сможет наверно дать только автор сценария «Про Борщова, слесаря сантехника ЖЭКа № 2» Александр Разногласия Бородянского и Данелии начались с того, что каждый по-своему видел настроение "Афони".
— Моя идея сценария была такая: "Горюй", то есть не "живи и горюй", но, если ты профукал жизнь, значит, профукал. А Георгий Николаевич считал, что у него и так жизнь сложная, чтобы ещё кино снимать в мрачной тональности. Он говорил: "Я должен кино делать в тональности "радуйся". Но материал сценария не давал это сделать, это же не оптимистичный сценарий, — рассказывал сценарист Александр Бородянский. — Из-за этого Георгию Данелии пришлось изрядно помучиться.
Если же говорить про личное зрительское восприятие, то мне видится, что это прозвище в детстве Афоня получил за свой подвижный ум и шустрый характер,за шкодный характер ,за веселую голубоглазую физиономию ,а возможно и за готовность всегда придти на помощь другу. А в финале картины мы видим совершенно опустошенного человека , который уже свое отпрыгал- отскакал, и тащится по жизни, как та кляча, запряженная бочкой с водой...По последнему варианту сценария, в финале Афоня покупает в кассе аэропорта билет на первый попавшийся рейс ,и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер , и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии - молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером обрюзгший мужчина с абсолютно пустыми глазами.А заканчивается сценарий словами Кати на провинциальном маленьком аэродроме:
- Вы зачем на сырой земле лежите, Дормидонт?
Так что в фильме финал получился даже оптимистичнее...