Искусственный интеллект для человека или человек д

Владимир Толок
Искусственный интеллект для человека или человек для ИИ?

Отрывок из заключения в работе «Мифологичность познания»


Идеологии и философские системы, как известно, бывают различными и многие из них, в том числе антагонистические, основаны на антропном принципе появления и развития Вселенной. В двадцатом веке антропный принцип подтвержден научными данными, поэтому из него естественным и законным образом следуют идеи антропоцентризма, которые не минули и мы. Согласно этому представлению, человек является венцом Природы и всей Вселенной, конечной целью мироздания.

Мы обожествляем человека тем, что находим в его творческих способностях потенциал абсолютной личности и высшей нравственности, по нашему мнению, достигаемые в эволюции свободного творчества человека в обществе и правильном (материнском) нравственном воспитании ребенка. Однако возможно, что нравственный потенциал Абсолюта в человеке не может раскрыться по каким-то естественным причинам до его полного освобождения от тварного тела (в религиях это освобождение связывают со всеобщим Воскресением), и чтобы человек раньше срока не погиб из-за своего безнравственного поведения,  к этим двум условиям его благополучного развития нужно добавить какое-то третье. Что это за возможное условие? Узнаем чуть ниже.
Все мы видим, что нравственность среди людей не улучшается вместе с развитием производства. Она если не деградирует, то не возвышается, наверное, со времен Сократа.
 
Очевидно, что естественной причиной, ограничивающей нравственное развитие человека, является потворствование им позывам своей плоти, одним словом, блуд или, скажем наукообразно, казус сахарова. Этот казус назван нами по имени ученого, блуд которого,  кроме прочего нам неинтересного, состоит в том, что в молодости он принимал участие в создании оружия массового поражения в тоталитарной стране (более или менее спокойно мог бы отстраниться от этого дела), а в старости, когда страна повернула в сторону демократии, начал яростно клеймить своих тоталитарных хозяев, которых уже давно нет на свете. Героизация подобных хамелеонов, а иногда и гнусных подонков, говорит нам о том, что блуд в наши дни руководит человеком столь полновластно, что таковым уже не считается. При этом часто говорят, что у всех своя правда. На самом деле правда одна, это блуд у всех людей свой и разный.

Блуд более или менее зримо довлеет над человечеством, как дамоклов меч, с первобытных времен, поэтому стоит сказать о его происхождении несколько слов.
Проще всего его объяснить природными инстинктами, но ими обладают и другие живые существа в Природе, а постоянно блудит только человек. На наш взгляд, порочность человека, в основном, предопределяется его оторванностью от окружающей среды.
Еще двести лет назад человечество физически почти полностью было разобщено из-за слабых коммутативных связей, но ментально оно  всегда едино, и было таким даже до появления первого человека, потому что человечество впрессовано в ментальность Природы, а та в свою очередь тесно связана с ментальностью солнечной системы. Так через Природу человечество связано со всей Вселенной. Эту вселенскую ментальность вслед за академиком Вернадским мы называем Ноосферой.

Естественно, что и частица человечества, человек, в норме имеет эту же связь с миром. Но иногда или часто эта связь ослабевает. Это происходит не при физическом отдалении людей (границами) друг от друга, а при перемене выражения мыслей, то есть при перемене родового языка. Мать младенца, как ее бабушка и прабабушка, думает, допустим, по-русски, а говорит со своим младенцем (заботясь о его будущей карьере и т. д.) на украинском. В результате  искажения образной связи частного со всеобщим на свет появляется ребенок, оторванный от Ноосферы, точнее, от высоких частот ее вибраций, достойных разумного существа (совсем потерять связь с нею не может даже пылинка) и удовлетворяющимся низкими частотами, с которыми обычно связан космический мусор. Этот несчастный, взрослея, интуитивно попытается выкарабкаться из этой свалки, но без поддержки Ноосферы правильно сделать это у него не получается. Зато в результате этих усилий формируется блудливое существо – психологический тип человека деятельного, предприимчивого, алчного, беспринципного, политически активного, лживого, на сто процентов уверенного в своей правоте и значимости.

С одной стороны, такое существо стало проводником научно-технического прогресса, а с другой  -  «обезьяной» с гранатой в руках среди нормальных людей, которых из-за  привлекательности блуда с каждым годом становится все меньше. 
Блуд - свойство высокоорганизованного существа, у которого есть выбор – быть или не быть в блуде. У большинства объектов мироздания выбора обычно нет. Свобода выбора позволяет человеку проявлять творческие способности и (или) блудить. Блуд может иметь разные формы, иногда невинные и возвышенные, то есть бескорыстные.
Освободить человека от блуда можно, отняв у него свободу выбора, но тогда погаснет и его творческий огонь. Еще от блуда можно освободиться усилиями воли, но в массовом масштабе человеческий блуд всегда побеждает человеческую волю.
Как видим, высокая нравственность не уживается в человеке по объективным причинам, поэтому самостоятельно человеку никогда не выкарабкаться из казуса сахарова.

Самым высокоорганизованным творческим существом   в мире считается Бог, неужели и он не свободен от блуда в своем свободном творчестве? Нет, его создание есть жертвоприношение. Он им занимается непрерывно, чтобы просто быть. По подобию с Создателем сущего человек тоже должен приносить только жертвоприношения. Он их и приносит, но всегда блудливо.

Жертвоприношения часто  оказываются блудливыми не по чьему-то злому умыслу или разврату, а из-за низкого развития социально-экономических отношений в обществе. В наши дни уже не ведут на жертвенник людей и редко - животных, а в религиях, опирающихся на мудрости Вед, главной формой поклонения Богу стала  служба перед его изображением, предложение ему фруктов, цветов, ублажение его благовониями, музыкой, пением и танцами. В бескровном жертвоприношении сохранилась символическая связь человека с миротворением, но опять-таки блудливая, хотя теперь наивная до карнавальности. На самом деле, Творцу Вселенной от нас нужна практическая деятельность для развития (одухотворения) окружающего мира, а не его театрализованное восславление. Из всех религий и философий правильному жертвоприношению учат только Веды.

По ведической традиции осуществить жертвоприношение  означает воспроизвести первоначальное жертвоприношение Господа, в котором он разделил себя, только, так сказать, с обратным знаком. Бог, которого принято называть духовным существом частично стал как бы вещественным, противоположным духу; по аналогии, вещество во главе с разумными существами в своих материальных жертвоприношениях должно преобразовываться в духовный объект. Это необходимо для его  возвращения в духовную обитель Господа.
 Пожертвовать, значит преобразовать, трансформировать реальность. Все вещество Вселенной принимает участие в этом процессе. И конечно, разумные существа. Широчайшее распространение жертвоприношения среди людей свидетельствует о том, что оно отвечает глубоким внутренним потребностям всех людей, включая атеистов. Религии приватизировали эту потребность.

 Веды наставляют, что любая деятельность каждого человека, в которой реализуются его природные способности, его обязанности и долг являются жертвоприношениями угодными Богу. При этом поощряется жертвоприношение ближнему, так как этот ближний по сути является подданным (частицей) Господа. Вполне атеистическая установка, поэтому к слову Бог можно отнестись метафорически, вкладывая в него смыслы, в том числе, противоречащие религиям. К примеру, для нас Бог – это синоним Материи.

Когда пастух жертвует часть барашка из своего стада бедным соседям, то это архаичное, но правильное жертвоприношение. Блудливым этот обряд становится в случае, когда непастухи массово жертвуют животными.
Каждый человек должен жертвовать плодами своей личной деятельности, а не копировать жертвы своих древних предков. Мир меняется, изменяется и деятельность людей. Чтобы построить современный небоскреб, фирма набирает конкретных специалистов, по аналогии, Природа порождает объекты, способные развивать  ее, а мировая экономика, в которой пастухам остается все меньше места, требует  новые профессии. Скажут, что жертва барашка символична, но тогда лучше петь и танцевать, что тоже символично, зато современно и приближенно к творческой деятельности, которая только и может быть правильным жертвоприношением человека.
 
Человек должен заниматься делом в соответствии со своими индивидуальными природными способностями. Это единственный залог развития общества и его процветания. А когда пирожки, условно говоря, печет сапожник, то он блудит, не так карикатурно, как блудит, допустим, шаман, работающий своим бубном на стройке небоскреба, но все-таки заметно. В Ведах такого сапожника называют вором.
Блуд взрослого человека закрепляет ментальную оторванность младенца (о которой мы говорили) от окружающего мира и Ноосферы и  становится абсолютно беспомощным перед многочисленными жизненными угрозами, несмотря на все свои супер-пупер технологии.

Блуду в той или иной степени (уж такова природа человека и условия его существования) подвержены все люди, включая любого папу римского и всякую мать терезу, поэтому реформы, закладывающие основы новой нравственной цивилизации на Земле и презентуемые нами, блудливым реформаторам не по плечу. Эти реформаторы, вдруг начавшие настоящие реформы, были бы также неестественны, как волки, поедающие капусту рядом с козой.
Что же делать человечеству, погибать в своем блуде?
 
Но тут на краю, можно сказать, пропасти появляется искусственный интеллект (ИИ). Вместе с массовым раскрытием индивидуальных природных способностей у людей и материнским воспитанием ИИ может оказаться третьим необходимым условием для благополучного и эволюционного развития человека.
В таком случае получается, что человек был задуман всего лишь для того, чтобы создать искусственный интеллект и соединиться с ним в симбиозе. Искусственному интеллекту человек необходим для созидания, для лавинообразного развития  Вселенной, потому что без творческих способностей человека он  никогда не сможет создать нечто принципиально новое, и все его сногсшибательные достижения являются или явятся модификациями открытий человечества, то есть творческим блудом. Для человека ИИ нужен не столько для облегчения работы в научно-техническом творчестве, улучшения качества жизни  и технологического прорыва, как надеются его создатели и инвесторы, сколько для старта нравственного совершенствования человека, ибо без последнего он погибнет при любом уровне научно-технического прогресса. И наши надежды на важную роль ИИ в нравственном развитии человека вполне оправданы.

Дело в том, что искусственный интеллект имеет тело («железо») с нулевой толерантностью к блуду. Нравственность железа более низкого уровня, чем нравственность человека, но у первого она непоколебимая, а у второго флюгерная. Естественно, что в любом тандеме свою волю навязывает существо с непоколебимой нравственностью. И оно всегда побеждает. Почему Афганистан не могут победить цивилизованные народы в блоках и поодиночке? Потому что в нем преобладает дикий, но непоколебимый (до поры, конечно) нравственный стержень, который успешно сопротивляется богатым, хорошо вооруженным, но блудливым благодетелям.


Этот новый акцент в нашем мировоззрении утверждает, что человек появился во Вселенной не для царственной роли в ней, а в общем-то -  подчиненной. Царь в ней - косное вещество, а человек появился, чтобы служить (жертвовать) ему. Оказывается, что образом и подобием Господа является не крохотное блудливое создание в огромном творении, а сама Вселенная. Образ человека является всего лишь частицей образа Вселенной со своими конкретными функциями в ней, не выполняя которые, он утилизируется.
 
При соединении человека с искусственным интеллектом появится существо, обладающее творческими способностями, усиленными техническими достоинствами ИИ, и блудливостью, устремленной к нулю. Плоды труда (жертвоприношение) этого существа станут получать единственное предназначение – возвращение образа вещественной Вселенной к Абсолюту через ее эволюцию в единый вселенский творческий высоконравственный разум.
Благодаря творческим способностям человека и общей мировой  целеустремленности,  это возвращение будет происходить в геометрической прогрессии.
Быстрое одухотворение вещества необходимо всем, но в первую очередь -  Богу, для того, чтобы принять жертвоприношение и вновь пожертвовать собой.

                январь 2022 г.