Гаитянская литература 20 век Латинская Америка

Валерий Орлов-Корф
Гаитянская литература (20 век) – Латинская Америка.

Республика Гаити занимает западную часть острова Гаити, ее народ говорит на французском языке. Историки считают, что основу культуры Гаити составляют три источника: индейская культура (племя таино), негритянская культура (негры завезены из Западной Африки) и европейская культура (французская). Если народ Гаити говорит на креольском языке (в основе – французский), то в литературный язык – чисто французский, с некоторыми местными добавлениями. Гаитянская литература имеет одну главную направленность – это гражданственность, тяготение к героике (война за независимость 1791-1803 гг.) Эта война имела некоторые успехи, поэтому ее влияние на литературу было существенным (развитие поэзии и драматургии). Конечно, вся эта литература развивалась  под воздействием французской культуры. О войне за независимость читателю рассказывали  поэт И. Но и прозаик Э. Бержо  (роман «Стелла»,1859). Во второй половине 19 века, историки отмечают, особое развитие публицистики (Л. Ж. Жанвье, А. Фирмин), как ответ угрозам со стороны США и европейских захватчиков. , В это время развивалась патриотическая поэзия (Ю. Дюран, Т. Гильбо (1856-1937), И.Вье (1865-1941). Прозаики Д. Делорма (роман «Франческа»,1872);  Жанвье  (роман «Искательница»,1889) решили отойти от темы безудержной борьбы, и рассказали о жизни простых людей. Реалистический роман в гаитянской литературе возник в начале 20 века. Писатели этого времени отбросили романтические покрывала и углубились в разработку социальной темы. Ф. Марселен (1848-1917) в своих работах  показал картины нравов и быта страны (роман «Фемистокл Эпаминонд Лабастер»,1901). Критики отмечали в его романе черты натурализма, который был присущ и другим авторам этого периода – Ж. Лериссону (роман «Семья Питит-Кай»,1905), Ф. Иберу (1873-1928), (роман «Сена»,1905). Критики отмечали, что их патриотизм выражался в резком, правдивом отображении жизни страны. Поэзия 30-50годов имела несколько другое направление – творчество этих поэтов в меньшей степени затрагивало жизнь народа Гаити, а стихи писателей были обращены в сторону западно- европейских коллег (Ж. Сильвен (1866-1925), Э. Виллер (1872-1951).
В1915-1934 годах Гаити были под властью США. Свободолюбивый народ, конечно, не мог долго терпеть эксплуататоров. В гаитянской литературе, как и во всей стране стали происходить революционные преобразования. Журнал «Местные преобразования» собрал группу писателей, которые отображали новую жизнь Гаити. В прозе и поэзии было заметно преобладание социальной тематики: Ж. Румен (1907-1944), сборник рассказов «Добыча и тень»,1930, роман «Заколдованная гора»,1931, книга «Хозяева росы»,1944. В поэзии тоже звучали революционные и социальные мотивы – поэты Ж. Бриер (1909), Э. Румер (1903), Р. Камиль (1915-1961) – все они были объединены этой тематикой. Народные элементы часто встречаются в творчестве братьев Филиппа Тоби и Пьера Марселен (роман «Канапе вер»). Творчество писателей второй половины 20 в. было во многом похоже на искание предыдущих творцов – Ф. Фуше (1915-), сборник стихов «Весть»; Р. Депестра(1926-), сборники стихов. Литературные критики особо отмечали творчество прозаиков – Э. Сент-Амана (роман «Господь бог смеется»), А.Леспеса (роман «Семена гнева»), Ж.С.Алексис (книга «Деревья-музыканты»). В 60-80-ые года поэзия становится главным рупором гаитянских писателей – О. Дюран (поэма «Шукун»), Г. Филоктет (1933-), Л.Лемуан (1923-), Ж. Р. Лафоре (1941-) и др.
 
Жак Румен (1907-1944) – романист, поэт, политический деятель. Он является автором романов: «Зачарованная гора» (1931), «Хозяева росы» (1944), сборника стихов «Черное дерево».
Стихотворение «Гроза» Ж. Румена:
«Ветер погнал белых бизонов стада по просторным степям
Небес. Безмолвные грузные быки растоптали солнце;
Оно погасло.
Ветер орал, как роженица.
И тогда прибежал проливной дождь,
Сотканный из огня и моря.
Он приплясывал, и топотал.
И волочил над землей полотнище тумана.
Листья пели дрожа, как дебютантки кафе-шантана;
Потом явился гром4
Он рукоплескал. Все это свершалось для того,
Чтоб радовался и рукоплескал гром.
Хлестала вода; не раскрывшись, умирали цветы;
Пальмы размахивали веерами;
Черных бизонов стада шли вслед за ветрами
С востока на запад;
Ночь спешила им вслед, как женщина
В траурном платье».
Жан Бриер (1909-) – известный поэт, драматург, романист, общественный деятель. Критики особо отмечают его драмы в стихах: «В сердце цитадели», «Знамя грядущего», «Прощание с Марсельезой» (1955). Его перу принадлежит роман «Горизонты без неба» (1954), поэмы – «Истоки». «Ночь» (1957).
Отрывок из стихотворения Ж. Бриера «Приветствие …»
«Сказочный город, Москва, под прозрачным дождем,
Как рисунок углем,
Как толстовских времен литография,
Москва, синеватая в дымке листвы запоздалого лета,
Москва, на рассвете вся розовая, а в вечернем тумане
Нереальная, будто мираж…
Москва, в кружевах осеннего золота,
И задумчивый Пушкин на площади,
И недвижимый пожар тополей вдоль аллей и проспектов,
Москва, золото, пурпур, сангина и сепия,
Пространство огромное, камень нетленный,
Мрамор, бронза, базальт богатырского роста,
Черепица годов на кровлях столетий
Под плющом сегодняшней жизни»…

Рене Депестр (1926-) – его считают одним из первых революционных поэтов современности. Поэт много занимался общественной работой. Образование получил в Сорбонне, жил в Париже (1946-1957). Автор сборников поэзии «Ростки света» (1950), «С открытого моря» (1952), «Черная руда» (1956), «Дневник морского животного» (1964). Он также писал рассказы – Сборник «Аллилуйя женщине» (1973) и др.
Стихотворение Р. Депестра «К Гаити»:
«Дождь родины, сильней, сильней стучи
В пылающее сердце,
Залей струей прохладной
Незатухающий огонь воспоминаний!
Гаити…
Вот уж сотни лет
Я пишу на песке твое имя.
И море каждый день его смывает…
И горе каждый день его смывает…
И утром снова я его пишу
На тысячелетнем песке моего терпенья.
Гаити…
Проходят годы с их великим молчаньем моря,
Есть еще мужество в крови,
Но от случайности любой зависит тело
И разум мой не вечен.
Гаити…
Мы смотрит друг на друга
Сквозь моря бесконечное стекло,
И плачет в моих глазах одно желанье:
Пусть твой дождь прольется
Над моей неутолимой жаждой,
Над моей неутомимою тоской!»

Антони Фелпс (1928-) – современный гаитянский писатель. Читателям известны его сборники стихов «Присутствие» (1961), «Лето» (1960), «Сиянье тишины» (1962), «Взорванное молчание» (1968), поэмы «Паутина вечера», «Поэма горы» и др.
Стихотворение А. Фелпса «Дерево»:
«Повинуясь шепоту веток,
Ветер губы свои разомкнул,
Чтобы в зеленой тени
Разомлевшему лету поведать
Тайны стиха
И науку соцветий.
Ни на что не похожее дерево,
Угловатое,
Высится
Посреди одинокого дня,
Как упрек.
Одинокое дерево
С лохматой листвой –
Как упрек
Небесам.
Отражение дерева
В раме воды.
Отражение дерева
На холсте синевы.
Оскорбленное дерево
В раме гулкого ветра
Кровью сочится
И думает о семенах»…

Яник Лахенс (1953-) – гаитянская современная писательница. Училась во Франции, преподавала в Университете Гаити; она занимается большой общественной работой. Ее первый роман был опубликован в 2000 году. Всего читателям известно около 10 произведений.
Лайонел Труйо (1956-) – прозаик и поэт, который пишет на гаитянском креольском и французском языках. Много времени жил в США, где получил юридическое образование. С 1996 года по 2013 год им были написаны девять романов и сборник стихов.

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1964г.
2. Поэзия Латинской Америки. М., 1975г.
3. Журналы «Иностранная литература», 1970-80 гг.
4. Латинская Америка – литературный альманах, 1970-80 гг.