Любовь Орлова-принцесса сталинского кинематографа

Сергей Хазов
29 января 2022 года: 120-летие великой актрисы Любови Петровны Орловой.

Фильмы, снятые в сталинское время, особенно: послевоенные, мотивируют на созидание. Сталинский кинематограф монументален, как эмблема Мосфильма, знаменитая скульптура "Рабочий и колхозница" с Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ставшей затем ВДНХ. Именно в фильме "Весна" киностудия Мосфильм дебютировала с этой эмблемой.

Сталинский кинематограф нельзя представить без фильмов Григория Александрова. Великий вождь благоговел этому режиссеру ещё с фильма "Веселые ребята". Посмотрев кинокомедию, Сталин сказал: "как будто в отпуске побывал". Этими словами сразу сделав Александрова классиком советского кино, а сыгравшую в фильме главную роль актрису Любовь Орлову -
принцессой сталинского кинематографа.

Любовь Орлова была не только женой Григория Александрова, но и его музой. Все свои киношедевры Александров снял с ее участием. Дочь офицера царской армии, актриса скрывала свое дворянское происхождение. Понимая, что при такой биографии карьера в сталинское время невозможна.

Орлова-актриса работала самоотверженно: сидела на раскаленной от прожектора пушке в фильме "Цирк", научилась управлять ткацкими станками для съемок фильма "Светлый путь".

Один из лучших фильмов с участием Любови Орловой: "Весна". Вышедший на экраны в 1947 году, фильм снимали в послевоенной Праге в павильонах бывшей немецкой киностудии "Баррандов".

Фильм, как и весь сталинский кинематограф монументален: начиная со сцены, где героиня Орловой, профессор Никитина едет по Москве в лимузине "ЗиС", продолжаясь в ее шикарных апартаментах в сталинской высотке и заканчивая самим сюжетом, когда начинающая актриса Шатрова, которую также играет Любовь Орлова, дает советы маститому кинорежиссеру Громову в исполнении статного красавца Николая Черкасова.

Написанный великим Сергеем Михалковым для фильма марш звучит как гимн сталинского времени, иллюстрируя весеннюю послевоенную Москву. Когда смотришь сцену с "Маршем", хочется созидать во благо Родины - современное кино, увы, не мотивирует зрителя на достижения.

Несмотря на то, что фильм черно-белый, он воспринимается как цветной. Свежесть исходит от экрана, показывающего сказку советской реальности: широкие чистые улицы и высотные здания Москвы, красивых, шикарно одетых людей, которые ездят на новой модели легкового автомобиля "Победа" и двухэтажных троллейбусах, снимают кино про ученых, открывающих в секретном Институте Солнца под руководством профессора Никитиной солнечную энергию, а вечерами после работы говорят о романтике и о том, как "счастья хочется", гуляя по набережной Москвы на фоне Кремля.

Иллюзия сталинского кино о сказочной Москве позволяла людям, которые смотрели этот фильм в городских кинотеатрах или в колхозах просто под открытым небом с кинопередвижек, отвлечься от жесткой жизни, забыв, что работают за копейки или вообще за палочки. Простые люди искренне верили, что их страна: самая лучшая и гордились своей страной.

Фильм "Весна" в советское время показывали по телевидению весной. Вместе с этим фильмом с экрана приходит позитивная энергетика. Сталинское кино вообще щедро на позитив. Можно критиковать эпоху Сталина, но снятые в то время фильмы не могут не восхищать. Идеология страны - победителя, только что выигравшей войну с Германией, ощущается в этом фильме, снятом учившимся в Голливуде Александровым. Это из Голливуда он перенял многолюдные массовки, большие панорамы и стиль главных героев, одетых с американским размахом в шикарную одежду. Это: идеальные советские люди.

Искрометный юмор диалогов героев фильма, преображение профессора Никитиной из аскетичной в романтическую особу, веселый характер молодой артистки Шатровой были бы невозможны без таланта Любови Орловой. Актерский ансамбль фильма подобран Александровым точно: все они - звезды первой величины. Черкасов, Раневская, Плятт, Коновалов, Сидоркин. Но главный бриллиант - Любовь Орлова.

За фильм "Весна" в 1947 году на Венецианском кинофестивале Александров получил Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру.

Любовь Орлова кроме кинематографа блистала в театре Моссовета. В театре все звали Орлову "Любочка", отмечая ее искренность в общении с людьми.
Правда, критики лет тридцать пишут, что играла она мало, практически в одном спектакле. А журналисты "желтой" прессы вообще публикуют про звезду сталинского кино всякие сплетни. Это: неуважение к прекрасной актрисе, каждый фильм которой восхищает зрителей.

А еще Любовь Орлова дружила с великим Чарли Чаплиным, вместе с мужем, Григорием Александровым постоянно ездила к нему в Америку. Это к репликам антисталинистов, что в то время диалога между СССР и США не было.

В шестидесятые годы Орлова перестала сниматься в кино. Новое время требовало от "самого важного из искусств" новых героев и сталинский глянец рабочих и колхозниц, профессоров и ткачих заменили "Девушки без адреса".

Но талант Любови Орловой восхищает спустя много лет: фильмы с ее участием показывают достижения граждан великой страны, где главными были люди.