Совершенно секретно! Дело лётчиков. 28

Вячеслав Полежаев
Глава 28. 1941.

Сентябрь 1941 года. Уже не лето, но ещё не зима.
В моём кабинете зазвонил телефон.
- Первый. Слушаю.
- Товарищ командир, докладывает Восьмой. Тут у нас ЧП нарисовалось. Вы сможете подойти?
- Через десять минут буду.
Давно уже не было у нас никаких ЧП. Что у них произошло?
- Что у вас тут случилось?
А сам осматриваю дежурку. Всё как обычно, кроме одного. В углу сидит мальчик лет семи, в рваной одежде не по сезону лёгкой, и ест из солдатского котелка кашу. С таким аппетитом, как будто дня три ничего не ел.
- Старший лейтенант Андрюсенко. Вот, товарищ командир, вышел из леса к нам.
- Из какого леса?
- С Юго-Западной окраины. И идёт прямиком на минное поле. Я кричу ему: «Стой! Там мины!», а он идёт себе, как будто не слышит.
- И из-за этого меня надо было вызывать? Накормить надо было и в тыл отправить.
- Я решил сначала его вам показать. Уж больно интересную историю он тут рассказывает.
- Какую историю?
- Сейчас он покушает, а потом попрошу повторить её.
- Хорошо. А пока сами расскажите, как он появился тут.
- Да я всё рассказал, кроме несущественных мелочей.
- Давайте подробно обо всём, хорошо?
- Хорошо. В общем дело было так. Я вёл смену караульных на посты, и тут вижу, что от леса напрямки к нам идёт кто-то. Шатается, как пьяный. Я и подумал сперва, что пьяный мужик какой-то, а потом смотрю – слишком мал для мужика. Окликнул его, он посмотрел на меня, и пошёл ко мне. А там же минное поле! Я кричу, чтобы остановился, а он словно не слышит меня. Я выстрелил в воздух, он вздрогнул и остановился. Я приказал одному из караульных добежать до поста, позвонить в дежурку, чтобы они машину прислали. А сам остался наблюдать за мальчиком. Минут через десять приехала дежурка и забрала его. Я закончил смену расставлять, вернулся в дежурку и позвонил вам. Вот и всё.
- Ну, что ж, правильные действия. Объявляю благодарность.
Андрюсенко вытянулся в струнку:
- Служу трудовому народу!
Мальчик поел, и я стал его расспрашивать:
- Тебя как зовут?
- Сашка, Сашка Климов.
- Как ты сюда попал?
- Неделю назад к нашей школе подъехал грузовик и нам всем сказали срочно грузиться в него. Нам обещали, что отвезут нас в тыл, что родители наши уже там ждут нас. Мы залезли в кузов, и поехали. Ехали мы долго, а потом появился самолёт, фашистский. Он пролетел над нами и сбросил бомбу. Дальше я плохо помню. Помню только, что куда-то полз, в кусты какие-то. Потом появились наши солдаты. Я уже хотел вылезти из кустов, а они вдруг заговорили на немецком языке. Я испугался, и не вылез. Потом они ушли, а я пошёл сюда.
- Когда это было?
- Вчера.
- На карте можешь показать?
- Нет, я в картах не разбираюсь.
- Понятно. Спасибо тебе за информацию! Мы найдём этих гадов!

- Дежурный, звено разведчиков ко мне, срочно.
В кабинете у меня был Дементьев.
- Сергей, надо усилить незаметно охрану аэродрома. Я так думаю, что диверсанты прибыли по нашу душу.
- Почему ты так уверен? А может быть, что по душу наших соседей.
- Какая разница, к нам они собрались, или к соседям. Нужно их обнаружить и уничтожить.
- Это да. Какие будут приказания?
- Сначала дождёмся разведчиков, потом увидим.
Вошёл дежурный:
- Товарищ командир! Группа разведки прибыла.
- Хорошо, зови их всех.
В кабинет вошли шесть лётчиков.
- Товарищи лётчики, для вас новое задание. Где-то рядом с нашим аэродромом выявлена группа диверсантов в советской форме. В этом и заключается необычность задания. Нужно следить за всеми передвижениями наших войск в радиусе семидесяти километров. Особое внимание уделять пешим группам. Приказ понятен?
- Так точно! Разрешите выполнять?
- Выполняйте!
Когда лётчики вышли, Сергей спросил:
- Ты думаешь, найдут?
- Да, найдут.
- Теперь наша задача?
- А наша задача – предупредить комдива о диверсионном отряде.

- У аппарата подполковник Полежаев. Мне нужен полковник Серебров.
- По какому вопросу?
- По вопросу безопасности штаба фронта.
- Ждите, соединяю.
Через несколько секунд:
- Майор Зимарев. Слушаю вас.
- Майор, мне нужен полковник Серебров.
- Его нет на месте. Что ему передать?
- Товарищ майор, мне нужен полковник Серебров.
- Подполковник, вы понимаете или нет? Его нет на месте.
- Я вас прекрасно понимаю.
Я положил трубку. Почему, когда кто-нибудь очень нужен, его всегда не бывает на месте?
- Сергей, сведения верные?
- Проверяли несколько раз, разными способами.
- Придётся довериться этому Зимарёву. Так, давай ещё раз по порядку, чтобы не мямлить в трубку. Что мы имеем на сей момент? Группа десантников в пятьдесят человек.
- Сорок пять.
- Да, сорок пять. Их основная цель – штаб фронта. Попутно собираются уничтожить наш аэродром, или хотя бы нанести координаты для «лапотников».
-Да, это немаловажно.
- Всё, звоню.

Судя по голосу на том конце провода, мой вопрос взволновал майора.
- Откуда у вас такие сведения?
- Птичка на хвосте принесла. Выяснили у взятого в плен «языка».
- Где этот пленный сейчас?
- В камере у нас на аэродроме.
- Берегите его, он нам нужен живым.
- Кто за ним приедет?
- Я. Любого другого можете задержать для выяснения личности.

Через два часа к штабу подъехала «эмка». Из неё вышел грузноватый офицер в форме НКВД и прошёл в штаб.
- Подполковник, я – майор Зимарев. Потрудитесь доставить сюда диверсанта.
- Документы ваши я могу посмотреть?
- Вы мне не доверяете?
- Нет, майор, не доверяю.
- Правильно делаете. Вот удостоверение.
Он показал в открытом виде удостоверение. Меня это насторожило.
- Дежурный! Доставить диверсанта сюда.
Дежурный козырнул мне, и вышел. После этого в кабинет вошли два автоматчика.
- Выйдите из кабинета. Вам здесь делать нечего.
Майор ответил за них:
- Извините, товарищ подполковник, они останутся здесь.
- На каком основании?
- На основании безопасности для вас и моей. Сейчас привезут диверсанта, и неизвестно на что он способен.
Я подмигнул Сергею. Он направился к двери.
- А вы куда? Из кабинета никому не выходить.
Сергей усмехнулся:
- Даже по нужде?
- До тех пор, пока не привезут диверсанта, даже по нужде сидите здесь.
Сергей был уже у двери рядом с автоматчиками, остановить его было не реально. Через пять секунд автоматчики лежали один на другом. Майор выхватил пистолет, но я оказался проворнее его:
- Оружие на пол! Быстро! Быстро, я сказал!
Он медленно присел, положил пистолет на пол, и отошёл в сторону. Я зашёл к нему за спину, но он резко обернулся. В руке у него блеснул кинжал. Он ударил меня, но промахнулся и получил рукоятью моего пистолета в лоб. Глаза у него закатились, ноги подогнулись, и он упал почти что на руки мне.
- На руки ему захотелось!
Мы связали всех троих, посадили на стулья. В это время привезли диверсанта. Он только посмотрел на майора, как его лицо исказилось от страха:
- Это он! Это он, господин офицер!
- Кто он?
- Это майор Шмидт. Он в нашей школе был инструктором по рукопашному бою.
Дверь кабинета открылась, и в неё вошёл полковник Серебров:
- Что у вас тут происходит?
- Задержали майора Шмидта, инструктора по рукопашному бою.
Полковник удивился:
- Это ты? Надо же, а я тебе доверял, как безупречному воину! Ну, что ж! Спасибо за службу, товарищи офицеры!
- Служим трудовому народу!
- А теперь давайте с вами разберём полёты, так сказать. Мы долго искали «крота» среди наших. А этот Шмидт  ловко обводил нас вокруг пальца. Сейчас займёмся пересмотром дел, которые он вёл. Как вы на него вышли?
- По телефону, товарищ полковник. Я знал, что вы сейчас находитесь в штабе, попросил соединить меня с вами. Но этот настоятельно просил сказать ему о сути вопроса. Он сам попался нам на крючок.
- А диверсант?
- Диверсант самый настоящий, но решил перебежать на нашу сторону. А когда увидел Шмидта, то назвал его по фамилии и должность.
- Хорошо! Славно потрудились! Ещё какие-нибудь вопросы или пожелания есть?
- Никак нет!
- Ну и добре!  Ещё раз спасибо большое!
Он пожал нам руки, и вышел из кабинета.