Не стало Павла Лосева. Такая боль

Раиса Коротких
26 января Галина Преториус поведала нам горькую весть. «Ушел от нас любимый, родной, удивительный Человек. Павел Вениаминович Лосев».

Помолилась за него. Попросила у Бога, по православному обычаю, простить ему все прегрешения вольные и невольные и даровать ему Царствие Небесное.

И вспомнилось написанное им прекрасное стихотворение «Прощенье»:

«Путь через крест – путь скорби, искушенья.
Необходимо это почерпнуть.
И заслужить от Господа ПРОЩЕНЬЕ,
Недаром Он прошел свой крестный путь».

Позвонила домой, после гудка сказала его жене и всем родным слова соболезнования, бесконечной тяжести утраты и для всех нас, кто знал Павла, читал его произведения.

Особые слова глубокого соболезнования сказала бесконечно любимой супруге Павла - Елене Константиновне, его Алене, стихи которой он писал до последних дней.

    Моей любимой в день рождения.

«Промчались годы, вроде незаметно,
Хоть жизнь стремилась полною рекой.
Хотелось бы обратного билета – извини
В один конец он взят для нас с тобой». 

Павел Лосев, Венеция, 2021г.

Как и многие читатели, я написала небольшой отзыв на это трогательное стихотворение, и тут же получила в ответ его слова:

«Безмерно тронут Вашим отзывом, дорогая Раиса! Грешно скрывать от людей свое счастье, уверен, что я должен поделиться, написав о нем. Мне очень повезло и с этим чувством я иду по жизни много-много лет. Хочу продлить свою радость насколько это возможно, тем более сейчас, в эти трудные, но такие дорогие годы.
С благодарностью и теплом,
Ваш Павел».  03.10.2021г.

В жизни Павла почти всегда был рядом его погибший в годы войны отец Валентин Лосев.

Он писал: «Долгое время, до восемнадцати лет, я ждал, надеялся, что мой отец появится, хотя он не умел плавать, и был свидетель его гибели. Видимо потому, что мне очень не хватало его. Уже позже, когда я смирился с его смертью, мне иногда представлялось общение с ним. Мы почти не разговаривали, но хорошо понимали друг друга. Я любил эти минуты, но они приходили независимо от моего желания. Потом эти видения прекратились, и я очень тосковал без отца. Прошло много лет, я уже стал прадедом, но память об отце живет во мне и будет жить вместе со мной".

Использованы материалы из:
Валентин Лосев. Гордые люди. Москва. Советский писатель - 1942 г.
Сборника "Строка, оборванная пулей" Издательство "Московский рабочий" - 1976 г.

О маме Павла Лосева можно прочитать в его большом очерке «Моя мама. На острие жизни или коллизии судьбы».

«Будучи беременной, мама встретила моего будущего отца, и они полюбили друг друга. Среднего роста, некрасивый, с толстыми линзами очков, он должен был представлять собой что-то настолько привлекательное, чтобы мама развелась с Борисом и вышла за него замуж».  Павел Лосев, 2019 г.
         
Из этого большого произведения мы узнаем, что у Павла была сводная сестра Нина. Фамилии у них были разные – Нина носила мамину, а Павел – папину фамилию. Позже, прекрасно владея английским языком, чуть меньше – итальянским, Нина переехала жить в США.

В 1933 году его дедушка по маме был осужден по доносу на 10 десять лет ссылки без права проживать в крупных городах по окончанию ссылки.  В тяжелейших, нечеловеческих условиях, как справедливо пишут, на костях заключенных людей, был сооружен Беломорканал, позже БАМ.

Реабилитирован дедушка (посмертно) только в 1956 году.

Наверное, без приведенного выше текста трудно понять, почему в творчестве Павла Лосева звучит тема эмиграции.

Отвечая на письмо Любови Витт  в «Proze.ru» от 30.11.2021г. он писал:

"Добрый вечер, дорогая Любовь!
Я вспоминаю о том периоде жизни, когда перед всей нашей дружной компанией встал вопрос эмиграции. Нас только трое остались на Родине, большинство уехало. Я выбрал эту позицию и никогда не жалел. Мне удалось добиться всего, что задумывал. Я счастлив. Благодарю, с признательностью.
Павел Лосев".   30.11.2021г.

И в продолжение своих непростых мыслей пишет:

«Дождались многие конечного исхода,
А на душе холодная весна.
Безумно дорого досталась им свобода –
Разлука с Родиной ее цена».

И далее:

«Вся жизнь прошла с чувством горести из-за отъезда друзей из страны. Каждый волен сам решать свою судьбу, я никогда никого не осуждал. Наверное, пришло время написать об этом, хочется на многом поставить точку».

Иветта Дубович Ветка Кофе   01.01.2022 г. написала ему:

"Дорогой Павел!
Даст Бог, и свидитесь.
Лишь бы не потерять,
как Евгения.
С Новым годом!!!"

Павел ответил ей:

«Никто не знает, что каждого из нас ждет. Уже ни с кем не суждено повидаться, я младше всех, а мне еще чуть-чуть осталось до юбилея, скоро 80 лет. Пока держусь».

Но и в нашей стране были дорогие для него друзья.

Рецензия Евгения Говсиевич на «Часто вспоминая» Павла Лосева.

"Дорогой Павел, вам удалось очень точно психологически и философски создать блистательную Оду Памяти.Мы понимаем, что есть прямая связь между годами жизни и ростом объёма памяти.В ней всё: наше индетство, родители, школа, первая любовь, профессиональная деятельность, радость побед и горечь неудач, семья, дети, внуки……, болезни, борьба за выживание…
Убрать память – и нас нет. Недаром вы написали эти пронзительные строки:

«А память ведь не след карандаша,
Ее не выйдет ластиком стереть».

Грустно всё это. Но это так. Это правда жизни".

С уважением,
Ваш Евгений Говсиевич.   23.08.2021г.

И ответные слова Павла:

"Добрый день, дорогой Евгений! Как всегда, точно все написанное разложено по полочкам. Да, к счастью, в моей памяти, отнюдь не избирательно, отражены прекрасные моменты прошлого. Их намного больше тех негативных, порой жутких воспоминаний, которые приходят с болью, как в страшном сне. Все уместилось, и скелеты в шкафу.
Благодарю покорно за чудный отзыв. Примите мои самые теплые пожелания.
С признательностью, Ваш Павел". 23.08.2021 г.   

Когда Павел выложил в сети свою работу "Мальчики", появилось много откликов.

Рецензия на «Мальчики» (Павел Лосев)

"Павел! Как хорошо гуляет ваша кровь, такие мальчики растут и радуют вас! Такие красавцы все! Да Бог всем здоровья и радости! С теплом и сердечностью - Ольга Сергеева - Саркисова".   08.12.2021г.

"Добрый день, Ольга!
Что вышло, то вышло! Я рад всем, еще бы правнука дождаться. Размечтался...
С благодарностью и теплом. Павел Лосев".  08.12.2021г.

Анна Шустерман.Рецензия на «Мальчики» (Павел Лосев)

"Пусть будет счастлива династия Лосевых!
Все пацаны просто прелесть!"
 
"Ваша доброта, дорогая Анна, неописуема! Я просто обожаю эти фото и, естественно, оригиналы. Триптих висит на видном месте в холле и, останавливая на нем взгляд, я каждый раз, испытывая восторг, проговариваю: "Мои мальчики".
Я счастлив!С благодарностью и признательностью, Ваш Павел". 05.12.2021 г.

Лидии Парамоновой - Фокиной  08.12.2021г. Павел пишет:

"Все задуманное исполнялось в моей жизни. Мечтаю о правнуке, но, вполне очевидно, что сие от меня не зависит. При всей благоприятности ситуаций ждать год, для меня это огромный срок. Главное, чтобы появился мальчик!
С благодарностью и теплом, Лидия! Я буду ждать!"

Мы, читатели Павла Лосева,с огромным интересом читаем его мемуары о театрах имени Ленинского Комсомола, Современник, театре на Таганке. Узнаем много нового и интересного.

Прочитав, я написала небольшой отклик на тронувшие меня работы:
П.Лосев. И. Смоктуновский, гений: http://proza.ru/2017/02/26/2258
и П.Лосев. Страшная правда: http://proza.ru/2018/11/14 /1924

Я писала тогда: «Спасибо Вам, Павел, за Ваше творчество, за возможность читать такие пронзительные рассказы, доступные только Вашему перу и личным впечатлениям. Когда прочитала Ваш рассказ о В.Высоцком, то было ощущение полного погружения в атмосферу театра на Таганке того времени. Так и каждый Ваш рассказ. Еще - спасибо за нежную струнку Ваших стихов!"
Раиса Коротких.
 
Неожиданно получила от него ответ.

«Дорогая Раиса! Я Вам очень благодарен за все сказанное. Читая Ваши добрые отзывы, не только будешь лучше себя чувствовать, но глядишь и болезни исчезнут. Всего Вам самого доброго и светлого. С теплом, Ваш Павел».

Может быть, с этого времени мы с Павлом стали больше общаться. За 2021 год я получила от него более 80 писем по электронной почте. Часто разговаривали по телефону. Он рассказал мне некоторые подробности последних дней жизни дорогого многим Евгения Говсиевича.

Большое место в творчестве Павла занимала работа по подготовке и изданию «Альманахов».

Нине Радостной он писал   15.11.2021:

"Добрый вечер, дорогая Нина!
Сделал десять выпусков альманаха за два с половиной года и, видимо, так устал, что даже думать о следующих изданиях не могу.
С благодарностью и признательностью".

Но немного отдохнув, признается Анне Шустерман:

"Добрый день, моя дорогая Анна! Очень рад Вашему визиту и прекрасному отзыву. Пишу, начато много, надо дорабатывать. Хочется успеть выпустить очередной двухтомник к моей очень круглой дате - восьмидесятилетию. Если хватит сил, то размещу свои рисунки. Получится, буду счастлив.
Премного благодарен за Ваши добрые пожелания.
С почтением, Ваш Павел".   28.10.2021 г.

Любовь Арестова  23.09.2021 написала ему:

"Вы в постоянном труде - проза, стихи, сборники, правка и редактирование, помощь авторам - огромный труд, тяжелый путь к вершине. Счастья Вам, здоровья и успехов, дорогой Павел. С уважением и благодарностью".

"С большой радостью прочитал Ваш отзыв, дорогая Любовь! Это мне награда за те думы, которые нашли свое место не только на бумаге, но и в головах моих дорогих читателей. Не знаю, сколько еще времени сумею продолжить свое творчество, но есть планы,которые я привык выполнять.С благодарностью и теплом,Ваш Павел"23.09.2021г.

По письмам мне, ответам другим авторам возникало ощущение беспокойства за его здоровье.

При его огромном оптимизме и уверенности в себе все чаще можно было читать непривычные для него слова:

Анне Алексеевне Золотовской   10.05.2021г.

"Сердечно благодарю, дорогая Анна! Немного, хотя бы, быть поздоровее, я бы горы свернул. Но, ничего, главное есть желание работать, а оно заменяет многое.
С признательностью и теплом.Павел Лосев"   10.05.2021


Виктору Ардашину   24.09.2021г.

"Добрый вечер, дорогой Виктор!
Я уверен в себе, все дело только в самочувствии. Как-то надо выруливать.
Всего Вам самого доброго и светлого. Ваш Павел". 24.09.2021г.

Виктору Сургаеву   06.10.2021г.

"Добрый день, Виктор! Лицо лицом, а самочувствие поганое. К тому же, "билет взят в одну сторону". С благодарностью и уважением. Павел Лосев". 06.10.2021 г.

Я знала о его визите к врачу и спросила его об этом.
 
"Добрый день, моя дорогая!
Завтра насыщенный день: утром сдача анализов, прием у лечащего врача в поликлинике (получение бесплатных лекарств, в 15.20 прием в ин-те им.Свержевского(далее я не пишу текст, считая его врачебной тайной – Р.К.)
Отчитался!
Не волнуйтесь, все будет хорошо.
Спасибо за привет. Вам и Владимиру Леонидовичу тоже.
Берегите себя, Ваш Павел". 

На следующий день пришло новое письмо от него:

"Добрый день, дорогая Раиса!
Назначен день операции — 21 апреля. В этот день ложусь в стационар и делают операцию. На следующий день выписывают.
Собираю по списку все необходимые документы.
Как Вы себя чувствуете? Как настроение?
Пишите. Всего Вам самого доброго, привет В.Л.
Ваш Павел".

 
Но тогда, слава Богу, все обошлось хорошо. Летом они с Еленой Константиновной собирались приехать к нам на дачу. Но что-то не получилось. Кажется, я заболела. Очень жалею до сих пор, что не встретились.

Осенью Павел был занят «Альманахом». Елена Константиновна, как всегда, помогала ему.

Накануне Нового 2022 года он писал Анне Шустерман:

"Все есть кроме здоровья".
И далее: «Последний день перед заветной ночью!
Я помню этот год, прошедший не легко.
Был, как всегда, я чем-то заморочен.
Но он теперь "ушедший" - счастье велико!»

Павел Лосев.   31.12.2021 г.

Он искренне радовался "ушедшему" году. Ждал нового, чтобы отметить свой юбилей. 
 
Еще очень торопился опубликовать на «Прозе.ру» до своей операции 24 января 2022 года свое любимое детище "Микеланджело Буонарроти". 

«Микеланджело Буонарроти» можно назвать вершиной творчества писателя, поэта, философа Павла Лосева.

Когда-то мне посчастливилось увидеть «Пьету». Я долго не могла отойти, вся во власти волнующей нежности, бесконечной любви и страдания.

Но так, как написал Павел, достойно похвал самого Микеланджело Буонарроти.

Послушайте:

"Он для своей гробницы заказал Пьету,
Чтоб были персонажи, как живые,
Воздавши память распятому Христу
И матери его, святой Марии.

Обычно этой сцене свойственна ригидность,
Но автор придал ей естественность и плавность.
В слиянии фигур волнующая близость –
Все это на известность в мире повлияло".


Вот что пишут наши авторы:

Рецензия на «Микеланджело Буонарроти» (Павел Лосев)

"Дорогой Павел, нижайший поклон Вам за эту огромную великолепную работу. Два дня я читала, не пропуская ни строчки, наслаждаясь и содержанием, и стилем. Написано так красиво, словно это мадригал самого Буонарроти, словно я в тех давно прошедших веках. Конечно, буду еще не раз возвращаться к этому шедевру. Как хорошо, что приведены сонеты, такие прекрасные, простые и мудрые. Спасибо, Павел, Вы сделали великое просветительское дело, Вы подарили нам великого Микеланджело Буонарроти. Всего самого доброго Вам. С уважением и теплом.Любовь Арестова"   24.01.2022 г.


Рецензия на «Микеланджело Буонарроти» (Павел Лосев)

"Здравствуйте, Павел! Прочитала и восхищаюсь!!! Нужны недюженные знания античной истории и мастерство поэта, чтобы написать так, как Вы написали, прославив талант и великую гениальность Микеланджело.
В заключении помещена обширная библиография. Спасибо, Павел! В моём представлении Вы осуществили обширную научную работу, изложив её в стихотворной форме. Огромный труд! Поздравляю Вас от всего сердца! Альбина Лисовская".   23.01.2022 г.
 
"Добрый вечер, дорогая Альбина! Закончил с альманахом, теперь предоставлен самому себе. Готовлю очередной том избранного.
Огромное спасибо за добрый, чудный отзыв.
Всего Вам самого доброго, берегите себя.
С признательностью. Павел Лосев".   23.01.2022
 
Рецензия на «Микеланджело Буонарроти» (Павел Лосев)

"Спасибо, дорогой Павел!
Потрясена!!!!!!
Восхищена!!!!!
Поздравляю!!!!!
Очень понравилась Ваша работа!!!!!
Грандиозный Труд!!!
Всё с Большой Буквы!!!!
Спасибо!!!!!"  Иветта Дубович Ветка Кофе.   23.01.2022 г.

"Сердечно благодарен, дорогая Иветта, за потрясающую своими эмоциями рецензию! Очень рад, не напрасен был мой труд.С наилучшими пожеланиями и теплом.
Павел Лосев".

Многое, очень многое можно было бы сказать дорогому нашему Человеку Павлу Лосеву.


17 января 2022 года он поздравил меня с днем рождения.

Я написала в ответ:

"Спасибо Вам, дорогой Павел! За теплое поздравление ко дню моего 80-летия, за прекрасные стихи! Бесконечно благодарна. Помню, Вы всегда шутили, что Вы моложе меня на целый месяц. Вы стали для меня близким, почти родным человеком. Храни Вас Бог! Ваша Раиса".


Год назад, в день Рождения, я писала ему:
 
Вторник, 23 февраля 2021, 12:39 +03:00 от Raisa Korotkikh :
 
"Дорогой Павел! Сердечно поздравляю Вас с Днем защитника Отечества! Мира всем нам!
Но главное поздравление - с Днем Вашего рождения! Я счастлива, что могу поздравить Вас и сказать, что Вы удивительный человек! Побольше бы таких людей было на земле.
Прошу для Вас у Всевышнего только здоровья, здоровья, здоровья!  Все остальное Вам дано: любовь, талант, ум, умение слушать и слышать.
Еще - здоровья и радости дорогой Елене Константиновне! У меня часто встает перед глазами красивое блюдо с узором из ягод разной окраски. Живое, настоящее! Это - утренние стихи, которые даны только избранным. Пусть будет долгим-долгим Ваш путь! С нежностью, Ваша Раиса".
 
Его ответ:

"Добрый день, моя дорогая Раиса! Как же мне хорошо, как приятно читать эти строки. Ведь так мало человеку надо, а Ваших пожеланий на много и многих хватит.
Этот сегодняшний день просто удивительный, такое обилие прекрасных, греющих душу, писем. По четырем телефонам поздравления. У меня давно так не было. И хорошо, что не каждый день, ведь к хорошему привыкаешь быстро.Эти чудные поздравления устроили мне настоящий праздник, я безмерно счастлив! Спасибо за теплые и добрые слова в адрес моей любимой. Мне очень дороги наши чудесные отношения. Как же замечательно, что судьба так распорядилась.Желаю Вам всего самого лучшего. Здоровья, хорошего настроения, творческих успехов.Низкий поклон и наилучшие пожелания Владимиру Леонидовичу.С признательностью и теплом, Ваш Павел".
 
23 февраля ему исполнилось бы 80 лет.

Сегодня вечером я разговаривала с его женой Еленой Константиновной. Она подробно рассказала о случившемся.

В этот день семья попрощалась с Павлом Валентиновичем.
Вечная ему память!

Дорогой Павел!  Вы ушли, оставив тех, кто Вас знал, с глубокой печалью и болью в нашем сердце. Всегда будем помнить Вас! Память о Вас светла!

С любовью, Ваши коллеги по "Proza.ru".          28 января 2022 года.