О справедливости вообще и социальной в частности

Михаил Шамин 2
      
      Древние мыслители считали справедливость одной из главных потребностей человека общественного, высшей ценностью. Ибо справедливость это то, без чего совокупность людей не становится обществом, т. е. без чего общество может не состояться. С другой стороны, наличие справедливости является одним из признаков, определяющих является ли данная совокупность людей обществом.
Справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отражающийся в социальном порядке.
   
     Космический и физический порядок заключается в том, что ничего в природе случайно не случается, а только по соответствующим законам.
А что такое порядок социальный, т. е. порядок в обществе людском?
Это правильность  во взаимоотношениях человеческих, которая заключается в единение и солидарности, взаимопонимании, дружбе и взаимопомощи. Такие взаимоотношения необходимы для выживания человеческих общностей во враждебной среде. Т. е. способствуют исполнять закон биологический:  выживать во что бы то ни стало.  А справедливость при этом  есть условие поддержания  указанных взаимоотношений. И тут сразу надо оговориться, что выше описанная правильность человеческих отношений, или т. н. социальный порядок, применим  только для цивилизованного сообщества. Так как в стаде, стае, шайке правит другой закон: право сильного.  И в этом заключается «правильность и справедливость» их отношений и способа выживания. И, надо сказать, что этот закон джунглей нередко правит и в нашем, считающимся цивилизованным, обществе, а в отношениях между государствами он вообще основной.
      Но человек цивилизованный так жить не должен, он существо общественное, и в обществе должно быть один за всех и все за одного, один для всех и все для одного. Поэтому без справедливости никак, иначе разлад, разброд и одичание. Неспроста на определённой ступени усложнения человеческих общностей в отношениях людей появляются мораль и совесть, и справедливость в придачу.
Если кто считает, что совесть, справедливость у человека  врождённое, то пусть присмотрится к поведению малых детей. У них это появляется в результате воспитания в нормальном обществе (здоровой семье в первую очередь).

       Итак. Справедливость есть беспристрастное признание достоинств или правоты и непредвзятое осуждение недостатков и грехов, как отдельной личности, так и коллектива. Справедливость это также беспристрастная оценка общественных отношений по части труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, а также соответствие роли различных общественных слоёв, групп и отдельных индивидов в жизни общества занимаемому ими при этом общественному положению. Имеется в виду привилегии, соответствие прав и обязанностей, чтобы они были не завышены или занижены.
       Справедливостью оцениваются поступки и деятельность отдельных лиц и целых коллективов такие, которые  затрагивают интересы окружающих (приносят пользу или вред)  или общества в целом.
    А ежели кто существует сам по себе, не занимаясь никакой общественно полезной деятельностью и налогов не платит (отщепенцы, тунеядцы, бродяги), то и от общества с государством  никаких преференций, справедливости какой-то, ожидать не имеет права. Но не тут-то было, ещё, как требуют.
       Справедливость оценок зависит от того, насколько они соответствуют нормам общественной морали и принятым в данном обществе-государстве законам, и зависит ещё от совести и заинтересованности лиц, дающих оценку.
       Оценивают друг друга все, но важнее нам оценка старших, начальства, особенно представителей гос. власти: контрольных органов, судей.
       Преобладание справедливости в обществе (стопроцентной не бывает)  создаёт атмосферу взаимного доверия, защищённости, уверенности, вдохновляет на служение обществу. Несправедливость же порождает озлобленность и мстительность у одних, ревность у других, а в целом взаимное недоверие и враждебность.

        Осталось разобраться с т. н. социальной справедливостью.
    Однозначного и внятного определения этого словосочетания не имеется.
И зачастую под социальной справедливостью подразумеваются примат прав и свобод индивидуумов перед интересами общественно государственными. Что означает: на первом месте интересы лиц не обязательно встроенных в общественно полезную деятельность. ТО есть, независимо от того, какая от кого польза обществу, у всех всё равно были бы  равные возможности сделать карьеру и разбогатеть, чтобы был равный доступ ко всем благам, в том числе доступность к образованию, медицине, к развитию способностей и реализации их.
И что самое невероятное, в нашей Конституции подобное положение уже задекларировано. Прав и свобод не меряно, а ответственность перед обществом, обязательности общественно полезной деятельности внятно не прописано. Нет там примата общественных интересов перед частными.

      Речь в Конституции идёт не о справедливости, а о равноправии как полезных обществу граждан, так и бесполезных, и даже вредных индивидов, желание равноправии их в социальной сфере и экономической с политической.      Короче, общество индивидуалистов и эгоистов в лице частных собственников, проходимцев и тунеядцев. Но государство с таким раскладом априори неправильное, несовершенное, фальшивое, т. е. заранее уже приводящее к  несправедливости во всех общественных отношениях.
   
    А чтобы государство-общество стало правильным и, следовательно, справедливым, для начала следует частную собственность на средства производства заменить на общественную и государственную, привлечь всех индивидуумов к общественно полезной коллективной деятельности, тогда равноправие и реальная социальная справедливость само собой приложится. Ведь вероятности добиться справедливости в правильном государстве намного больше. Правильное государство это ведь тот самый социализм, от которого у нас до сих пор некоторые воротятся и отплёвываются, а в первую очередь те, кто неплохо устроился в нашем нынешнем государстве, социальным на бумаге.
 
       И так, справедливость есть одно из условий, скрепляющее общества.
 Правильное общество-государство тогда,  когда у населения его имеет место духовное и экономическое единство, и как следствие, среди людей правит справедливость, а не право сильного. И ещё правильным  государство становится тогда, если у всех его граждан имеют место идейные, экономические и законодательные основы для самоуважения и уверенности в своих силах и будущности. Экономические основы уверенности это общественно-государственная собственность на основные средства производства. Только такая форма собственности порождает у граждан ощущение всеобщего единения и принадлежности к одной большой и дружной семье и даёт основу для справедливых взаимоотношений.

       Там, где частные интересы ставятся выше интересов общественных, где граждане не обязаны заниматься общественно полезной деятельностью, где нет государственной идеологии, это априори  несовершенное и несправедливое государство. И что дико, в Российском государстве только что перечисленное заложено действующей Конституцией, а статья 13 это вообще принудительное разобщение населения.
    Государство на таких началах по большому счёту и не общество, а неустойчивое сообщество.