Разговор о счастье

Галина Дейнега
На фото философ-богослов Григорий Сковорода (1722 - 1794 гг)

— Миша, отвлекись на минуточку. Послушай, что писал Лев Толстой о счастье, — обратилась Раиса Петровна к сыну.
Женщина, сидя за столом у компьютера, выждала, когда сын оторвёт свой взгляд от  планшета, повернёт голову в её сторону, и прочла с экрана: «Человек обязан быть счастлив. Если он не счастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения. Неудобство главное в том, что если человек не счастлив, то не оберёшься неразрешимых вопросов: и зачем я на свете, и зачем весь мир, и тому подобное. А если счастлив, то покорно благодарю и вам того желаю».
— Ха-ха-ха! — раздалось в ответ. — «Обязан хлопотать над собой». А я как-то встретил у Паустовского, что счастье приходит внезапно, распахнув все двери.
— Да, есть у Паустовского такие слова, — согласилась мать, нашла в компьютере нужную цитату и прочла её: – «Я считаю, я прямо уверен, что истинное счастье приходит к нам в жизнь внезапно, распахнув все двери и окна, смеясь, растрёпывая наши волосы и лукаво заглядывая в глаза…» Писатель прав. Счастье так приходит, но к тому, кто его заслужил.
— А что такое счастье?
— Это, когда не надо врать, что тебе хорошо.
— О! Так это, когда денег много.
— Не-е-ет! Счастье за деньги не купишь. Закон счастья открыл Григорий Сковорода ещё в 18 веке.
— Почему же люди не живут по этому закону, а всё ищут и ищут счастье?
— Потому, что зациклились на материальном. Стремятся к благополучию и попадают в жизненные ловушки. Сковорода — это удивительное явление в русской жизни. Рассказать тебе о нём?
— Если не долго. Мне надо готовить сочинение: «Как понимал счастье лермонтовский Мцыри?»
— Как раз в тему! Я прочту самое главное из моего реферата к трёхсотлетию Сковороды.
Сын положил планшет на стол, занял удобную позу на диване. Раиса Петровна стала зачитывать текст с экрана компьютера:
«Мир, — пояснял Сковорода, — ловит людей разными сетями, накрывая оные богатствами, честьми, славою, друзьями, знакомствами, покровительством, выгодами, утехами и святынею». А жизнь «не то значит, чтобы только есть и пить, но быть весёлым и куражным, и сытость телесная не даёт куража сердцу, лишённому своей пищи». По просьбе Сковороды на его могильном камне сделана надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».
Родился Григорий Сковорода в 1722 году на Полтавшине. В возрасте двенадцати лет поступил в Киево-Могилянскую академию, где проучился до 1741 года. Далее музыкально одарённый юноша почти три года пел в придворной капелле Петербурга, затем вернулся в академию и продолжил получать духовные и естественно-научные знания. В совершенстве овладел латинским, греческим, польским, немецким, французским, еврейским языками. Побывал во многих европейских странах. Обогащался не деньгами, а знаниями новейшей философии, естествознания и литературы.
Он достиг верх наук, познал дух природы и разработал своё учение о жизни на земле, о предназначении людей, о человеческом счастье. Его взгляды не вписывались в богословный канон того времени, и ему запретили преподавать в учебных заведениях. После многочисленных попыток нести свои знания людям человек с академическим образованием на двадцать пять лет, вплоть до ухода из жизни, стал странником.
Одетый в простую свитку с посохом в руках, флейтой за поясом, несколькими книгами и своими рукописями Сковорода бродил степными дорогами Левобережной Украины, Приазовья, Воронежской, Курской, Орловской губерний, Слобожанщины. Современники видели в нём счастливого человека, который всегда весел, бодр, лёгок и подвижен,
воздержан, целомудрен, всем довольный.
Во время странствий Сковорода сочинял стихи и песни, играл на флейте, пел псалмы, передавал людям своё живое учение, наставлял на путь нравственности. В рукописях он оставил своё послание миру (тридцать стихотворений, тридцать басен, четырнадцать диалогов, девять философских трактатов, названных им симфониями).
— И эти рукописи дошли до наших дней? — перебил чтение Михаил.
— Дошли! Люди переписывали их и бережно хранили.
Раиса Петровна продолжила чтение:
«Впервые труды Сковороды были изданы в России в 1894 году, через сто лет после его смерти. Они оказали большое влияние на жизнь и творчество передовых людей того времени. В 1972 году в Советском Союзе издали двухтомник его трудов. В 2006 году благодаря трудам ряда учёных послание Сковороды стало доступно в интернете. А это тысяча четыреста страниц текста».
— Столько лет прошло, и его мысли не устарели?
— Напротив. Наука познания мира за это время так шагнула вперёд, что работы Сковороды стали понятны. Сейчас уже нет сомнения, что вся материя Космоса пронизана духом и содержится творческими энергиями. Слушай дальше:
«Согласно учению Сковороды весь мир состоит из двух натур: одна видимая (материя), другая невидимая (нетленное бытиё, божественная причина всего). Человек, как часть мира, так же состоит из тела земного и Души. «Тело на то и родилось, чтобы болеть и исчезать. Душа — есть движимость непрерывная, это госпожа тела, чаша, которая должна наполняться вечной радостью. Каждый человек приходит в жизнь со своим предназначением. В нахождении и исполнении своего долга и есть смысл жизни. «Пускай никто не ожидает счастья не от высоких наук, не от почтенных должностей, не от изобилия. Нет его нигде. Самая добрая душа тем беспокойнее и несчастливее живёт, если несёт должность, к которой не рождена».
Если человек не нашёл своего дела, значит плохо искал, если нашёл, наградой ему является радость, которую он испытывает от исполнения своего предназначения. Счастье — это и есть процесс получения радости от жизни.
Под влиянием учения Сковороды Лев Толстой писал: «Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели».
Счастье человека во внутренней гармонии. «Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье: нет же ничего и легче сего. Нужное лёгкое, а трудное не нужное», — писал великий мыслитель».
— Стоп! Получается, что нужно заниматься тем, что лёгкое? Бояться трудностей?
— В том-то и весь секрет. Если не за своё дело берётся человек, то оно окажется для него слишком сложным. Если это предназначение человека, оно будет даваться ему легко. Он будет получать радость. А единственный критерий, удалась жизнь или нет, есть чувство радости.
— Однако…
— Я знаю, что ты хочешь сказать. Люди привыкли искать счастье в материальном, переубедить их трудно. Интересный рассказ на эту тему есть у Чехова. Называется «Открытие». Статский советник в возрасте за пятьдесят вдруг открывает у себя талант художника. Рассуждает: как было бы почётно стать художником, жить в славе… Но тогда у него не было бы материальных благ, к которым он привык, и чеховский герой засыпает, радуясь, что не открыл свой талант в молодости.
— И в наше время так же.
— Да. У каждого своё понятие о счастье. И в основном это — получение удовольствия вместо удовлетворения.
— А в чём разница?
— В корне этих слов. Удовольствие — чувство, связанное с довольством. Получил что-то. Хорошо и хочется ещё. Удовлетворение — от слова творить. Более высокое чувство. Это радость, возникающая от полноты жизни, от достижения поставленной цели, от одержанных побед, в том числе и над собой.
В наступившую паузу Миша встал с дивана, прошёлся по комнате, остановился у стола.
— Так. Когда мне купили классные кроссовки, я получил удовольствие. А когда наша баскетбольная команда завоевала первенство — удовлетворение?
— Да!
— Но это был труд, труд и труд.
— Но труд оказался посильным. Одержана победа! Она принесла радость.
— Согласен.
— Заканчиваю: «Философ-богослов Сковорода дал образ совершенного мироустройства, в котором каждый человек, поняв свою сущность, расцветёт в своём сродном деле, познает радость и будет счастлив». Вот и всё.
В воздухе снова повисает пауза. Подняв высоко правую руку сжатую в кулак с оттопыренным большим пальцем, Миша воскликнул:
— Браво!
Затем более спокойно продолжил:
— Спасибо за Сковороду. Я понял, когда Мцыри почувствовал истинное счастье. Сажусь писать сочинение.
Юноша взял со стола планшет, сел на диван и погрузился в работу.