Святой разбойник Моисей Мурин на русской иконе

Сергей Куракин
Икона св. Моисей Мурин. Каргополь. 18 век.
Будущий святой Моисей Мурин египтянин по происхождению, родился в Вади-Натруне, в 4 веке.
Моисей по прозвищу Мурин, то есть мавр, мало здесь похож на эфиопа. Написать эфиопа, то есть темнокожего святого, для Древней Руси было оригинальным явлением. Не каждый бы взялся за такую работу. Иконописец самостоятельно не стал бы этого делать. Значит  образ заказывал просвещённый человек, или образованный книжник, знавший, что Мурин был предводителем шайки разбойников, а значит головорезом. К тому же у святого было ещё одно оригинальное достоинство. По преданию он исцеляет алкоголиков. Значит эфиоп получал образование не только на песчанных дорогах, но и за шумным столом. Отсюда следует, что земная личность Мурина представляла особый интерес для заказчика, была носителем знакомого для Древней Руси букета пороков. Возможно, что при написании образа иконописец следовал указаниям ктитора. Первое — не случайно русифицировал образ св. Мурина, чтобы не отпугнуть прихожан. Второе - чтобы «рассказать» простолюдинам историю из жизни необычного святого из далекой страны с аналогичными набором недугов. Появление редкого и выразительного по своим качествам образа на русской иконе, говорит о том, что его написание имело не только духовную, но назидательную цель.

                Москва. 28.01.2022 г.