на покосе

Александр Тихонов 4
    По окончании СПТУ в1962-ом году я устроился трактористом–машинистом широкого бпрофиля в совхоз Аазинский что в Таштыпе (Хакасия). Посадили меня на трактор ДТ-54 на котором уже был тракторист, т. е. вторым, то есть помощником, и занарядили на трелевку леса волоком из леса в село. Первый тракторист, по фамилии Байкалов, оказался не ахти какой, и мне сразу же пришлось стать первым. Повезло! Я первым и остался.

    Началась весна и Байкалова назначили слесарем, поручили готовить сельхозтехнику к весеннему севу. Дорогу из лесу до села развезло, да и в лесу прекратили заготовку леса из-за весны. Я пошел вслед за Байкаловым на подготовку техники к севу, а потом мы попали на весновспашку.

 Пахал бы я и боронил до конца посевной, но мой ДТ-54 «взбунтовался». В начале шестидесятых тракторы в поле работали в две смены. Байкалов работал в день, а мне досталась ночь. Но в эту ночь я смену полностью не отработал. Двигатель моего «полевого коня» заклинил, так сказать, «подал мне братскую руку», шатун оборвал подшипник на коленвалу, пробил блок цилиндров и торчал оттуда, прося помощи. Я, конечно же, ничем помочь ему не мог. Приехавшая утром ремонтная летучка тоже не помогла. Пришлось тащить трактор на ферму и менять двигатель.

    Моей промашки не нашли. Масло в картере было, а стука шатуна я не слышал. Если бы установили мою промашку, ремонт был бы за мой счет. Я сильно переживал, но мне дали другой трактор, а к нему сенокосилку. Меня, видимо, оценили в совхозе, так как я окончил СПТУ с отличием, но дали уже «не серьёзный трактор», не ДТ=54, а ДТ-20. Трава на лугах уже подрастала, и надвигался сенокос.

     Трактор ДТ-20, был колесный, маленький, в народе назывался Пукалкой, имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель, но не имел кабины, даже тента над сиденьем. Когда я первый раз глянул на него, вид у него был невзрачный
---- Вот тебе трактор и сенокосилка – показал механик на ряд сельхозмашин, - Готовь их к сенокосу, - И, видя мое кисловатое выражение лица, добавил: - Если за ним следить, - безотказная машина!

      Стоял он в ограде ремонтных мастерских без аккумулятора, не накрытый, со спущенными колесами. Я скептически его осмотрел, хотел тут же от него отказаться, но перспектива очутиться снова в одной бригаде с поднадоевшим мне Байкаловым меня не радовала, и ДТ-20 оказался у меня на попечении.

    Взялся я за его подготовку без особого энтузиазма, но привычка всё делать скурпулёзно и на совесть сделала свое дело. Я был уже знаком с техникой и механизмами, втянулся, и мне такой трактор даже понравился - маленький, подручный, вёрткий.

Поставил я ему новый аккумулятор, залил масло в картер и гидробачок, накачал колеса, отмыл от осенней и зимней грязи, подтянул и смазал все соединения и сочленения, которые этого требовали, отрегулировал клапана газораспределения, завёл, и трактор ожил! Прокатился я на нем по территории машинного двора и остался весьма доволен. Удручало лишь то, что «разговаривал» он по - своему: Пух, пух, пух… и очень громко. С косилкой, конечно, пришлось повозиться, но и она нашла свое место сзади трактора на прицепе и гидравлике.

    Сенокос в совхозе начинался рано, в двадцатых числах июня месяца. Трава бывает в это время ещё молодая. Валится, можно сказать, от прикосновения, и косилка работала без особого напряжения, Трактор мой бегал беспрепятственно между кустов.

 Но это поначалу, а потом, в июле, когда на выкошенных лугах стали расти стога, моему ДТ-20 пришлось трудиться в полную силу. Он крутился между кустов, можно сказать, на одном колесе так проворно, что мне поручали покосы на неудобицах, на какие неохотно шли даже люди с ручными косами. Мой разворотливый ДТ-20 имел раздельные тормоза на задних ходовых колесах и способен был крутиться на одном месте.

    Когда подошло время, и совхозникам разрешили косить для себя, а им разрешали только в августе, мой тракторишка пошел нарасхват. Выделяли совхозникам уж такие неудобные покосы, что даже с ручной косой не очень-то развернешься, а мой ДТ-20 мог повернуться вокруг каждого куста. Но мне каждый день давали норму в 6 га, которую я должен был выполнить для совхоза. Так что я задерживался допоздна, прихватывая частные покосы.

Пух, пух, пух пукал мой трактор иногда до самой темноты. Такая помощь совхозникам не пресекалась, а даже молчаливо поощрялась, и я после нормы в 6 га сначала выкосил покос Петру Федоровичу, нашему управляющему фермой, затем Захару Павловичу, агроному фермы, прихватив рядом с ним и себе лужок, а далее пошли механизаторы, мои товарищи по ферме, скотники, доярки. Я приезжал домой так поздно, что мои детишки Людмилка пяти лет и Сережка трех лет ожидали меня за воротами, надеясь услышать ещё далекий, но приближающийся пух, пух, пух.

 Услышав пух, пух, они бежали навстречу, усаживались на крылья колес и катились до самого дома. Трактор до утра отдыхал в просторной моей ограде. Утром, если была надобность, я заезжал на ферму, где заправляли трактор или ремонтировали косилку. Я считался на ферме едва ли не самым дисциплинированным рабочим.

  Но вот однажды я не приехал домой даже к темноте. Напрасно мои ребятишки прислушивались, не пукает ли за околицей приближающийся Пукалка. Взволновались они, взволновалась жена. «Наверное, что-то случилось?!» А что? Гадали: «Не дай бог плохое».

    А произошло вот что. В тот день я косил большой луг на горе Татан. Ниже по подолу горы парилось поле. А в поле работал самый лучший тракторист Абазинского совхоза Владимир Васильевич Мальцев. Он вспахивал пар. У Мальцева ежегодно была среди трактористов наивысшая выработка в гектарах мягкой пахоты. (Вся работа трактористов переводилась в гектары мягкой пахоты). Как это делалось я ещё не знал, но он считался передовиком, и даже был награжден мотоциклом «Урал». Он остановил свой ДТ-54 и остановил мой ДТ-20, подойдя ко мне.

---- Слушай, Сашок, надо выкосить мне покос,- высказал он просьбу.
     Ну, как отказать такому работнику?! И семьянин он хороший, и хозяин усадьбы. Жена его Кланя, как он её ласково называл, тоже была среди телятниц не на последнем месте. Только жили они не в Таштыпе, а в подтаежной деревушке Мурты в 12 километрах от Таштыпа.  Там у них был добротный крепкий дом, построенный отцом.  В нем они и живут, держат большое хозяйство. Старики ещё и помогают им.  Трактор Владимир Васильевич, как и я, сохранял дома, пригоняя в Таштып по большой нужде. В Муртах содержится гурт дойных коров. Вокруг Муртов подтаежные выпаса и подтаёжные пашни. Приволье! Грибы и ягоды, орехи рядом. Есть в Муртах ещё один хороший тракторист Володя Гиль, женатый на сестре Владимира Васильевича. Этот тандем почитаем в совхозе. Я, конечно, всегда готов помогать таким работникам. Они всегда работали в паре. И на этот раз они оказались рядом
---- А где твой покос?

---- Да тут, недалеко.
---- В Муртах? Это по дороге шесть километров!
---- Да нет. Над Муртами. А мы напрямую , через лес. Тут близко…
---- Идет! Только дождись, когда я норму выполню.
---- Договорились!

     И работа продолжилась до самого вчера.
   Когда норма была выполнена, а нормы наши были. до смешного одинаковы.  Мне скосить, шесть, ему вспахать столько же. Начало смеркаться.
Первым, как всегда, рванул Мальцев. За ним поспевал Гиль, а третьим уж я на ДТ-20. «Не зная брода – не лезь в воду».

Мы спустились с Татана, пересекли Тележный лог, виляя среди деревьев, поднялись на Муртинский перевал . А там, на самом гребне, такой сплошной молодой сосняк, что и пешком не продерешься. Мальцев повел нас прямо по сосняку.
---- Вот где будет рыжиков! – воскликнул он. - И дорога будет!

    Я шел на своем «пукалке» третьим, так что дорога мне уже была сделана.
Поднявшись на перевал, мы увидели большую поляну, на которой росла трава в рост человека. Она местами скрывала даже моего «пукалку». Длинный красный клевер, визиль, дягиль, но моему «пукалке» все оказалось по зубам. Я объехал круг, но становилось темно, и надо было заканчивать косовицу.
====Завтра докосишь, пораньше встанешь и докосишь – предложил Владимир Васильевич.
--- А ночевать в поле?
--- Зачем? У меня дома. Внизу вон деревню видишь?

---- Вижу.
---- А там мой дом. Вон он, сразу за ручьём. Спустил стог с горы – и он в огороде. Поехали? Куда ты сейчас? Скоро стемняется, а тебе по дороге 12 км. Поехали? Утром пораньше встанешь и докосишь. А потом на Татан.
   
     И я, позабыв что меня ждут у ворот не только ребятишки, но и жена в доме, спустился в деревню, и заночевал у Мальцева. Не буду описывать, как ночевал, скажу только, что шикарно, утром выехал с рассветом, и принялся «докашивать». А докашивать было что - до самого Солнца хватило, и даже после

     Когда я закончил мальцевский покос, солнце уже поднялось довольно высоко. Я, пробравшись коротким, проделанным нами вчера путем, на Татан, был уже при деле – докашивал Татан, косил, как ни в чем не бывало. 
 И тут вдруг подъехал ко мне механик. На мотоцикле и без каски. Я остановился.
----- А меня послали к тебе. Директор беспокоится, почему дома не ночевал? – сказал Дмитрий Александрович, наш механик фермы.

---- Сам директор? Анатолий Георгиевич?
---- Да, приказал сейчас же тебя найти.
---- Вот он я. Никуда я не девался. Я у Мальцева, в Муртах ночевал. Ему покос выкосил.

----- Всё с тобой в порядке?
-----Всё. Заправку пришлите, косилка на ходу, трактор тоже.
---- Хорошо. Я поехал докладывать Анатолию Георгиевичу, - обрадовался Дмитрий Александрович. – И заправку пришлю.

       И механик уехал. Всё! Инцидент был исчерпан, но у меня засосало под ложечкой, как я вечером предстану перед своим семейством. А там не только ребятишки…

    Дмитрий Александрович ничего не объяснил, он торопился доложить директору совхоза.
День прошел без инцидентов. Они состоялись вечером.
====Ты куда это пропал?!  Почему дома не ночевал? – встретила «пукалку» за воротами жена. Она была настроена воинственно. Ребятишки отошли в сторону: сейчас мама будет ругаться.

---- Я в Муртах ночевал, у Мальцева.
--- Ты не подумал о том, что дома жена, дети, что дома будут беспокоиться?   
    Я молчал, ответить мне было нечего: в самом деле не подумал.
---- Было уже темно, утром надо было докосить ему покос.

---- А жена и дети пусть переживают? Как всё просто! Пусть переживают…
---- Так темно же было! До Таштыпа далеко, а Мурты рядом. Да и докосить надо было. Вот он заработок, - подал я скомканные рубли жене, - Ребятишкам на молочишко…
---- Шутник, еще и шутит… - Но рубли взяла.

     А что мне оставалось? Виноват кругом… Только шутить.
---- А я всю ночь не спала, кое-как дождалась утра, побежала к директору. Спасибо ему. Он тоже забеспокоился. Не вздумай еще так делать!
     «Не бу бо» - хотел я еще пошутить, но вовремя одумался. Не стоило злить жену.