1. 22 Мыслеформы Бардо Тёдол

Лариса Болотова
                Психологический комментарий доктора К.Г. Юнга:

 «Реальность испытываемых состояний Хониид Бардо есть, как говорит про то последняя часть соответствующих наставлений, реальность мысли. Мыслеформы кажутся реальностью, фантазии облекаются плотью, начинают сниться устрашающие сны, вызванные кармой и разыгранные подсознательными «доминантами». Первые появляются, если читать текст в обратном порядке, всё разрушающий Бог Смерти, эпитома всех ужасов. За ним следует 28 властьпредержащих и зловещих богов и 58 богинь, пьющих кровь. Несмотря на демонический аспект, который выглядит спутанным хаосом жутких черт и уродств, виден уже некоторый порядок. Мы видим собрание богов и богинь, которые упорядочены по четырём направлениям и различаются присущими им мистическими тонами. Постепенно становится ясно, что все эти божества организованы в «мандалы», или круги, содержащие четырёхцветный крест».

                Откуда берутся мыслеформы, создаёт ли их сам человек, созерцая окружающий мир, или он  извлекает информацию из информационного поля и облекает её в мыслеформу?

«Цвета сообразны четырём аспектам мудрости.
1. Белый – световая тропа мудрости зерцала.
2. Жёлтый – световая тропа мудрости восприятия.
3. Красный – световая тропа мудрости различения.
4. Зелёный – световая тропа мудрости всесвершения.
 
На более высоких ступенях осознания умерший знает, что настоящие мыслеформы все исходят из него самого и что четыре световых тропы мудрости, которые перед ним появляются, суть излучения его собственных психических способностей».

                Что создаёт для сознания мыслеформы? Мозг?

«Книга описывает путь посвящения в обратном порядке, которое в отличие от эсхатологических ожиданий христианства приготавливает душу для нисхождения в физическое существование. … эту более подходящую обратную последовательность Бардо Тёдол, которую можно рассматривать как отчёт об опыте восточной инициации (посвящения), хотя каждый волен, если того пожелает, поставить христианские символы вместо богов в Хониид Бардо.

В любом случае последовательность событий, как я только что описал её, предлагает близкую параллель с феноменологией европейского подсознания, когда оно претерпевает «процесс посвящения», то есть когда его собираются анализировать. Преображение подсознания, которое случается в процессе анализа, делает этот анализ естественным аналогом религиозной инициации, церемонии. Хотя последние в принципе отличаются  от естественного процесса посвящения в том, что естественный ход событий предвосхищается, и спонтанное рождение знаков подменяется тщательно отобранным набором символов, предписанных традицией.

Действительная цель этой исключительной книги, которая может показаться очень странной образованному европейцу двадцатого столетия, просветить умершего в его путешествии через просторы Бардо.

Наивысшие видение появляется не в конце Бардо, а в самом начале, в момент смерти. Случающееся после – все углубляющий спуск в иллюзию и мглу, вниз, до самого дня деградации в новом физическом рождении. Духовный взлёт, вершина достигается в момент, когда заканчивается жизнь. Человеческая жизнь, таким образом, превращается в колесницу высочайшего совершенства, какого может достичь. Она сама порождает карму, позволяющую умершему пребыть в вечном свете Зияния, Опорожнения, без нужды прилепляться к предметам и таким способом отдохнуть на ступице колеса новых рождений освобождённых от всех иллюзий рождения и распада».

                Интересно, а чем он будет заниматься во время этого отдыха, земных-то забот у него уже нет?

«Жизнь в Бардо не влечёт ни вечного вознаграждения, ни наказания – это простой спуск в новую жизнь, которая подвигнет человека ближе к конечной цели Спасения. Но эту эсхатологическую цель именно он сам привносит в рождение как  последний и наивысший по качеству плод трудов и упований жизненного существования».

                Хотелось бы знать, что ждёт человека за кругом Сансары? Какая жизнь?

«Неоспоримо, что вся книга порождена архетипическим содержанием подсознания. Сверх того не существует (и тут наше западное мышление право) ни физической, ни метафизической реальностей, а есть лишь реальность психических фактов, информация психического опыта. И это именно то, что умерший должен распознать, если ещё при жизни ему не стало ясно, что его собственное психическое Я и поставщик всех сведений – это одно и то же».

                То есть существует только реальность психических фактов как особая программа, благодаря которой создаются (формируются) физическое и метафизическое пространство, объект и субъект. Так ли это?

«Мир богов и духов воистину «не что иное, как» коллективное безсознательное внутри меня. Обернём это предложение так, чтобы оно гласило: коллективное безсознательное – есть мир богов и духов вне меня. Чтобы понять это, не надо интеллектуальной акробатики, нужно время одной человеческой жизни целиком, может,  даже много жизней всёвозрастающей «завершённости», полноты. Заметьте, я не говорю «возрастающего совершенства», потому что те, кто «совершенны», совершают иные  открытия, нежели эти.

Бардо Тёдол была «закрытой» книгой и таковой осталась вне зависимости от комментариев, которые к ней могут быть написаны. Потому что эта книга открывается лишь духовному пониманию, а эта способность никому не отпущена при рождении. Это способность, которую человек, однако, может приобрести развитием и особым опытом. Прекрасно, что такие пригодные для всех намерений и целей «бесполезные» книги существуют. Они предназначаются для тех чудаков, которые уже не придают большого значения использованию, целям и смыслу сегодняшней «цивилизации».

              Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 87).