О ревности, ревнивцах и БОГЕ ревнителе

Славен Любомиров
I. Сначала разберёмся в определениях 

РЕВНОСТЬ, -
1.Мучительное сомнение в чьей-л. верности, любви, в полной преданности, подозрение в привязанности, в большей любви к кому-л. другому. В ревности присутствует недоверие, страдание, порой страх и ненависть.

2. Зависть к успеху другого, нежелание делить что-л. с кем-л.

3. Усердие, рвение.(1)
 
В 1. случае значение несёт частично отрицательную коннотацию, во 2. – явно отрицательную (зависть – грех).

В 1.и 2.  - определение ревнующего человека - ревнивец.
РЕВНИВЕЦ,  Разг. Ревнивый человек.

В 3. Коннотация в целом положительная. Ему соответствует определение - ревнитель.
РЕВНИТЕЛЬ,  Книжн. Тот, кто ревностно стремится принести пользу какому-л. делу, поборник чего-либо.
Слово «ревнитель» означает также усердный защитник, старатель, поборник (истины, например). Ревнитель порядка. Ревнитель истины. (Словарь Даля)

II. В некоторых местах Писании, где говорится, что «Бог есть ревнитель» (Исх. 20:5; Наум. 1:2), речь идет о том, что Бог есть защитник и поборник истины.

В Новом Завете слово «ревновать», как правило, употребляется в третьем значении и является призывом верующих к усердному исполнению Закона Божьего и деланию добрых дел.

III. БОГ называет себя ревнителем, не терпящем измены
Текст Первых двух заповедей по Синодальному переводу Библии (Исх. 20:2—17):

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

IV. БОГ – Ревнитель, ибо ОН создал людей для себя, это - Его любимое творение, предназначенное для вечной жизни. И когда лжец и человекоубийца диавол (в образе идола или кумира) соблазняет и заманивает человека в свои сети, похищая у БОГА-Отца его будущего сына, чтобы искалечить и лишить его вечной жизни, то  естественен и праведен гнев  БОГА-Отца на диавола.

Но, если некто по своей воле отвернулся  от БОГА и предал, переметнулся на сторону зла, то гнев БОГА падёт и на него.

V. «… ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.(Втор.;4:24)

В данном случае ревность представлена не как нечто, вызывающее страдание, но как весьма деятельное чувство, порождающее жёсткое противодействие тому, кто эту ревность вызвал: тот, кто не был верен, тот будет уничтожен огнем. (Словарь церковнославяно-русских паронимов О. А. Седаковой)

...
Словарь церковнославянского языка священника Григория Дьяченко слову «ревность» сообщает важное значение, которое в значительной степени отличается от современного словоупотребления.

РЕВНОСТЬ (греч) = сильная любовь к кому-то и гнев или негодование от любви происходящие; жалость, деятельное сострадание (Числ.;25,;11; Псал.;68,;10; Втор.;6,;15; Иоан.;2,;17);

То, что понимание ревности в словаре церковнославянского языка зиждется на употреблении, которое присутствует именно в Священном Писании (чему доказательством являются ссылки на конкретные стихи Библии), даёт полное основание считать искомым прямым значением слова «ревность» (и производных от него) значение «сильная любовь»».  (2)


Примечания
(1) Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд.,
(2) Александр Станиславович Бордоусов Историко-культурный и экзегетический анализ библейских и языческих представлений о «Боге-ревнителе». Азбука веры.