А Норма-то умнее

Виктор Светозарский
- Виктор, наверное и пообедать пора, - не то вопрос, не то утверждение прозвучало в голосе отца.
- Пожалуй можно, - ответил я, вставая с дивана и, выключая телевизор.

На плите разогрел борщ, в микроволновку засунул макароны с подливой, из холодильника извлёк, в качестве закуски, капусту, засоленную батей и бутылочку водки. В обед он выпивает ровно тридцать миллиграмм водки на протяжении уже многих лет, как с ним случился инсульт, и чувствует себя нормально на девяносто пятом году жизни.  Я же делаю три подхода по полрюмки. Это норма. Обед без разговора для нас, что свадьба без баяна. Вот и поведал мне отец крохотный эпизод из своей богатой охотничьей практики. Хоть он и произошёл в моём присутствии, но я не мог его помнить из-за того, что в ту пору был младенцем строго колясочного возраста.

Случилось это в пору, когда отец проходил службу в должности командира артиллерийской батарее в Дальневосточном военном округе в местечке Падь Кочевная, где на станции Лазо в августе 1956 года на свет белый появился я. Роддом, как мне говорили родители, находился в 200-тах метрах от того места, где сожгли Сергея Лазо. Женщины гарнизона маме даже "ультиматум" поставили: если не назовёшь сына Сергеем, в городок не пустим. Но назвали меня Виктором в честь брата матери, который получил ранение в голову под городом Колпино (где мы и живём), был комиссован, а через несколько месяцев скончался.... .

- В наших местах, - начал отец рассказ, - водилось много фазанов. Для охоты на них я и держал подружейную легавую, английского сеттера по кличке "Норма". Как-то раз предложил нашей маме пойти со мной на охоту, чтобы она посмотрела что это такое и как работает Норма. Правда не сезон был, но мать наша кормящая, ей разнообразие в еде надо, тебя чтобы кормить, опять-таки. - Его слова звучали, своего рода, оправданием за то небольшое браконьерство, которое он иногда себе позволял из лучших побуждений. - Естественно и тебя в коляске с собой взяли. Дошли до поля, Норма в поиск пошла. Одно загляденье как работает! Даже мать в восторг пришла. Смотрит и налюбоваться не может. И тут Норма в стойку встала: телом вперёд подалась, одна лапа поджата; картина, которую только видеть надо! "Пиль!", даю ей команду и, она с лаем бросается туда, где засел фазан. Он поднимается, а дальше уже моё дело и моё умение. Норме только подать остаётся. Минут за сорок взял из-под неё трёх фазанов, спрятав их под тебя. Мать, впервые увидев, как работает Норма, прониклась к ней ещё большей любовью, а когда та подошла к ней - мать погладила её и говорит: " Миша, а Норма-то умнее тебя! Она и находит и приносит, только стрелять не обучена!"

- Хорошая собака! Долго она у тебя была?
- Несколько лет... . Друг попросил её у меня на охоту сходить... Не знаю, что там вышло - подстрелил он её. Мать долго плакала и мне её очень не хватало.

                18.03.2021 г.