Шефство

Александр Шаламов
Классный руководитель восьмого класса Эльвира Борисовна обратилась к ученику Андрею Никишину с просьбой взять шефство над шестиклассником Колей Воробьёвым.
– Почему я? – спросил Андрей.
– Ты хорошо учишься, отличаешься поведением, более других подходишь для такого ответственного дела.
– Наташа Дворкина – круглая отличница, – сказал Никишин.
– Наташа – девочка. А Воробьёв проблемный мальчик. Ты с ним найдёшь общий язык. Он скорее прислушается к тебе.
На перемене Никишин спустился в шестой класс. Коля, положив голову на руки, дремал за партой.
– Привет, меня попросили взять над тобой шефство, – подсел к нему Андрей.
– Что? – недовольно приподнял голову Воробьёв.
– Я буду твоим наставником.
– Чего? – ещё больше нахмурился Коля.
– Буду тебя уму-разуму учить.
– Вот ещё!
– Да, я тоже не в восторге. Но такое вот дали мне поручение.
– А ты кто?
– Я Никишин Андрей из восьмого «А». Покажи мне свой дневник.
– Зачем?
– Чтобы знать по каким предметам ты не успеваешь.
– Я его дома забыл, – ответил Коля.
Прозвенел звонок.
– Сколько у вас сегодня уроков? – спросил Никишин.
– Шесть, – ответила подошедшая девочка.
– А у меня семь. – Андрей освободил её место. – А завтра?
– И завтра шесть.
– И у меня. Значит, завтра после уроков просмотрю твой дневник. До встречи, – сказал Андрей и ушёл.
Дома, за ужином, папа поинтересовался, как идут дела в школе.
– Меня к одному ученику прикрепили. Я должен подтянуть его в учёбе, – ответил Андрей.
– Это похвально, – кивнув, одобрил отец.
На следующий день после уроков на школьном дворе Коли не оказалось. Андрей хотел было отправиться домой, но решил вернуться в школу. Он зашёл в учительскую и узнал у классной руководительницы шестого класса домашний адрес Воробьёва.
Андрей направился к дому Коли. Нужная квартира оказалась на первом этаже пятиэтажного здания. Звонок не работал, и Андрей постучал в дверь.
– Кто? – не сразу услышал Андрей женский голос.
– Мне нужен Коля, – громко сказал Никишин.
– Нет его дома. На пустыре ищи его. Это тут, рядом.
На небольшом пустыре, за домом, мальчишки играли в футбол. Андрей сразу узнал среди них Колю. Он был вратарём. Андрей сел на лавку и стал следить за игрой. Даже начал болеть за Колю, чтобы тот не пропустил мяч.
– Я пришёл просмотреть твой дневник, – сказал Андрей, когда закончилась игра.
– Он дома, – ответил Воробьёв.
– Тогда идём к тебе домой.
Через несколько минут вошли в квартиру Коли.
– Мама, это Андрей. Он будет помогать мне с домашкой, – сказал Коля.
Андрей последовал за Колей в его комнату, сел на табуретку и стал ждать, когда Воробьёв достанет дневник. На стенах висели фотографии знаменитых футболистов.
– Я вижу, у тебя и компьютера нет? – произнёс Никишин.
– Нет. – ответил Коля, протягивая Андрею дневник, в котором троек оказалось меньше двоек.
– Ты не записываешь домашние задания. Как так?
– Неохота.
– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Футболистом?
– Может и футболистом.
– Ты считаешь, что все футболисты неучи? Что они, как ты учились в школе?
– А зачем мне математику учить, историю, литературу. Что будет нужно, я и сам узнаю.
– Хорошо, я выяснил, что учиться ты не собираешься. Я так и скажу учителям. Они освободят меня от бесполезных занятий с тобой. Но если вдруг одумаешься, позвони на мой мобильный телефон.
– У меня нет мобильного телефона. И домашнего нет.
– Ну ты и динозавр. В доисторическом времени живёшь?
– В каком-таком «доисторическом»?
– Вот видишь, этого не знаешь. А чтобы знать, надо учиться. Ладно, я пойду.
– А у тебя правда компьютер есть? – вдруг заинтересовался Коля.
– Сейчас компьютеры почти у всех есть.
– А можешь мне показать, как он работает?
– Да хоть сейчас. Я недалеко от тебя живу, если мама тебя отпустит, то...
Пришли к Андрею домой. Его родители были на работе, и Коля с вольным любопытством осматривал трёхкомнатную квартиру.
– Хорошо у тебя тут, – произнёс он. – Классная мебель, огромный телевизор. И книг много.
– Идём к компьютеру, – сказал Никишин.
С работы пришли родители Андрея.
– Это тот Коля, о котором я вам говорил, – сказал Никишин.
Через час, когда Коля ушёл домой, мама Андрея вдруг с негодованием сообщила, что из сумочки, которую она оставила на туалетном столике в прихожей, исчез её мобильный телефон.
– Может ты забыла его на работе? – сказал папа Андрея.
– Я что, уже совсем? Я что, память стала терять? Когда этот мальчишка обувался, тогда и украл. Долго ли? Как же я теперь буду без телефона?!
– Я сейчас пойду к нему и выясню, – сказал Андрей.
– Да-да, сынок, сходи. Мне без телефона ну никак нельзя.
Уже вечерело. Зажглись фонари. Андрей зашёл в подъезд и постучал в дверь.
– Ты взял мамин мобильный телефон? – строго спросил Андрей, как только увидел Колю, когда отворилась дверь.
– Нет, –ответил Воробьёв удивлённо. – Я ничего у вас не брал.
Дома Андрей сказал родителям, что Коля так и не сознался в краже.
– Надо в полицию обратиться – огорчилась мама.
– Не пойман – не вор, – сказал папа.
Мама ответила:
– Так пусть обыщут его, и его квартиру.
– Если он своровал, то уже надёжно спрятал. Во дворе где-нибудь, – предположил Андрей. – Я знаю, как найти телефон. Сейчас опять пойду к нему, подойду к его двери, наберу, мама, твой номер телефона и прислушаюсь, не зазвонит ли? И во дворе прозвоню, – решил Андрей.
У двери квартиры Воробьёвых Андрей позвонил на телефон мамы, но автоответчик сообщил, что абонент временно недоступен.
«Отключил, хитрец», – решил Андрей.
Утром он нарочно вышел из дома пораньше, чтобы встретить Колю у входа в школу и опять спросить у него про мобильный телефон. Но тот не появился. Даже на переменах Андрей несколько раз заглядывал в шестой класс. Подумал: «Видать, затаился ворюга. Даже и        з своего дома не выходит».
Когда занятия в школе закончились, и Андрей шёл домой, вдруг зазвонил его мобильник, высветив номер маминого телефона. Незнакомый мужской голос бодро спросил:
– Алло, это «Сынуля»?
– Как? – не понял Никишин.
– Это ты «Сынуля»? – весело повторил тот же голос.
– Я не понимаю, о чём Вы. И откуда у Вас мамин телефон?
– Я таксист. Этот красненький телефончик подобрал из-под сиденья машины, когда убирал её. А звоню тебе, потому что ты в телефоне «Сынуля», – рассмеялся таксист. – Сразу не мог позвонить, телефон был разряжен, а заряжающее устройство к нему вот только подобрал. Скажи, где ты сейчас находишься? Я подъеду и отдам телефон.
Андрей огляделся. Он был недалеко от дома Коли.
Когда таксист возвратил мамин телефон, Никишин тут же поспешил к товарищу, чтобы извиниться.