В каждой шутке есть доля...

Ольга Сергеева -Саркисова
 
 
 Обожаю у Кустодиева интересную, но мало кому известную работу - двойной портрет двух молодых учёных, одному было 25,другому 27 лет. Когда смотрю на эту работу, то заряжаюсь необыкновенной энергией. Он появился благодаря Его Величеству Случаю и иронии, которая в любые времена помогала выжить нашим героям. Это были годы холода и голода в Петрограде.
 Осенью 1921г.сосед по дому на Введенской архитектор Сидоров Пётр Иванович, приехавший из Самары они его звали Домовой, привёл к Кустодиеву двух своих друзей -молодых задорных учёных, которые постоянно шутили, над собой особенно, веселились, рассказывали анекдоты, участвовали в шарадах, а Пётр показывал фокусы,- «глотал» вилки, ножи, и рекомендовал спрятать от него подальше все столовые приборы, пока не всё проглотил.
Домочадцы столбенели от этих фокусов. Ещё Пётр очень любил играть в шахматы, но не любил проигрывать ни в чём, и никогда. Домовой работал в домовом комитете бедноты, поэтому в шутку получил это имя. Он являлся братом жены второго друга-Николая ,который родился в Саратове.
 Все были с Волги, любили её и жили раньше на её берегах, рыбачили в Самаре и Астрахани, и эти воспоминания их грели и роднили.
   Молодёжь часто бывала в доме у художника, где весело проводили время, дружили с детьми. Борис Михайлович как раз заканчивал свой очередной шедевр, портрет знаменитого друга Феденьки-«Портрет Ф.И. Шаляпина с собакой Ройкой».Он славился своими портретами ,и написал уже много портретов знаменитостей.
  Молодые люди восхищаясь его работами и портретом Шаляпина,конечно,тоже. Тут они решили полушутя уговорить художника сделать заодно и их портрет,один на двоих, хотя денег у них не было.
 «Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей?!».  «Знаменитых легко рисовать, а вот попробуйте тех, у которых всё впереди»- рассуждали они. - А вы обещаете, что станете знаменитыми?-спросил Кустодиев шутя.

   Молодые люди уверенно хором чеканно ответили, словно репетировали
годами эту фразу:- Конечно! Мы будем нобелевскими лауреатами! И пообещали две вещи - стать известными, и расплатиться с художником. Их уверенность, решительно
переходящая в самоуверенность, была такой, что вызвала улыбку у Кустодиева.
   
«Лишняя скромность — ещё больший недостаток, чем лишняя самоуверенность»- заметил Пётр, отодвигая все сомнения художника. Они были так настойчивы ,что Кустодиев сдался и поднял руки вверх, не смог отказать.Тем более эти шутники очень
нравились ему. И он решил попробовать, даже отставил портрет Шаляпина в сторону, и принялся за их портрет. В шутку он назвал картину авансом - «Будущие
академики»... и не ошибся.
 
Получился прекрасный двойной портрет,где на сдержанном оливковом фоне стены он написал двух ярких молодых людей жизнерадостных,красивых,полных энтузиазма, энергии,духовного горения и юмора.Видно,что двое учёных обсуждают что-то и сдержанно смеются над чем-то,скорее всего над собой.

Чувство юмора у них было не занимать. Художник просил молодых людей взять в руки любой жизненно важный для них предмет для убедительности. В руках Пётра оказалась его любимая курительная трубка,он торжественно держит её,как фамильный раритет.

Здесь он мне напомнил Черчилля,который никогда не вынимал трубку изо рта и породил по этому поводу много анекдотов.И твидовый пиджак хорошо смотрится  на картине.А табак Петру всю жизнь привозили из Англии,как и твидовые пиджаки.Он предстал как бывалый морской капитан,ведущий свой корабль под названием «Наука и Жизнь» к цели.
 А у Николая в руках замысловатый стеклянный инструмент с колбами, скорее всего - самогонный аппарат,тоже нужный и полезный предмет,особенно в трудные времена… следуя их ироничному сценарию и задумке взять в руки важную вещь.
  Портрет написан с любовью,от души,в хорошей академической традиции,хорошо передаёт настроение героев.
    На полотне мы созерцаем в полной мере розовощёкую молодость,жажду жизни, ироническую рефлексию,которая помогает всё поставить на свои места и никогда не сдаваться.
Картина им понравилась.За картину они расплачивались вскоре мешком пшена и петухом, которые Пётр получил за выполненную работу,продукты были дороже всяких денег в то время.
Эти шутники,...амбициозные молодые учёные были- физик Пётр Капица,позднее академик,ставший лауреатом Нобелевской премии в 1978г,хотя открытие было сделано на сорок лет раньше,получил шесть орденов Ленина,являлся почётным доктором 11 университетов на четырёх континентах,и получивший много других высших наград.

А его однокурсник - Николай Семёнов,единственный советский учёный получил Нобелевскую премию в 1956г по химии,плюс много разных престижных наград.Так два талантливых друга,два академика выполнили своё обещание.
   Так появился двойной портрет Капицы и Семёнова,двух закадычных друзей.Их дружба была настолько сильной,что Капица даже написал песню,которая начиналась с таких строк:«Жили-были два ученых,один я, другой Семенов».
    Эта работа Кустодиева мне очень нравится.Она больше,чем просто портрет двоих друзей.Есть в ней что-то магическое и планетарное,сила огромная чувствуется. Видимо,художник в неё вложил много души.Она излучает необыкновенную энергию и словно струя свежести и молодости врывается в душу.Когда её рассматриваю,то всегда улыбаюсь,она на меня действует как заряжающее устройство,наверное...)))
   Капица и Кустодиев подружились тоже,Кустодиев боролся за жизнь со своей страшной болезнью 15 лет-опухолью спинного мозга,писал лежа свои работы,проявляя невероятную силу духа и необыкновенное жизнелюбие,работал каждый день до
конца своей жизни,никогда не жаловался,только кричал ночами из-за сильных болей.Капица восхищался его силой духа.Но и на его долю выпали тяжелые испытания
тоже.
Сам он стойко, как оловянный солдатик,переносил страшные потери самых близких и дорогих людей.В 1919г тесть Капицы был арестован ЧК и расстрелян.А зимой 1919-1920годов во время эпидемии испанского гриппа молодой учёный за восемнадцать дней потерял любимую жену,отца,двухлетнего сына и новорожденную дочь.Это был страшный удар.Он даже подумывал о самоубийстве.
    В мае 1921 года Пётр писал матери из Англии: «Когда оглядываюсь назад и вижу всё мною прожитое,меня берёт страх и удивление- неужели же,в самом деле,я всё это мог перенести?».
Мать- Ольга Иеронимовна Стебницкая работала филологом и писала детские книжки.Она очень переживала за сына,он был на грани,и все друзья старались быть постоянно с ним рядом,поддерживали его.
Его спас его шеф Абрам Федорович Иоффе,организатор
науки,создатель советской физической школы,«отец советской физики»,академик (1920),вице-президент АН СССР.Он добился поездки в Кембридж для Петра,где он
спасался работой от своей беды,как и Кустодиев от своей болезни боролся кистью и красками за каждый прожитый день,создавая яркие,жизнерадостные портреты своих "красавиц",которые словно"корабли счастья" курсируют на полотнах художника и сегодня.
 Многие научные проекты требовали чуткого руководства.  "Руководить-
это значит не мешать хорошим людям работать» - это был его принцип в работе.У них было много общего в судьбе.В каком-то смысле они поддерживали морально
друг друга всю жизнь.
Многие годы вели активную,душевную дружескую переписку,и молодой учёный присылал художнику из Кембриджа лучшие масляные краски для работы,а Кустодиев в 1920-х написал несколько портретов Капицы.Пути Господни
неисповедимы,и в каждой шутке есть доля шутки…
28.01.22.