Сорока - сторожиха

Светлана Корчагина-Кирмасова
   Если бы мне кто-нибудь сказал, что сорока может сторожить участок, я бы не поверила. Но за многие годы наблюдений за птицей, живущей рядом  в старых колючих зарослях сливы, я увидела это поведенческое проявление. Я назвала её Зойкой, уж очень она звонкая была, если что-то происходило в её вотчине, она так трещала, что я всё бросала и шла разбираться.
   Однажды она сберегла наш урожай картофеля.  Не секрет, что раньше люди часто поджигали сухую траву, зачастую вдоль дорог. Мы не раз горели из-за таких любителей «напалма», были очень серьёзные ситуации. Поэтому землю за забором пахали, своеобразная противопожарная полоса. И чтобы она не пустовала, мы сажаем там картошку. Слышу, кричит моя Зойка, да так, словно сама лиса Алиса забралась в её гнездо.
- Да что опять случилось, Зойка? – проворчала я и кинулась на помощь.
   Когда я подошла к забору, то увидела незнакомого мужчину, он пытался руками раскопать грядку, рядом лежал пакет. Зойка беспокойно скакала по ветвям берёзы, продолжая кричать.
- Вы не заблудились? – спросила я.
   Тот вскочил и стал отряхивать руки.
- Да, я заплутал, как пройти в Радюкино?
- Да, вы, мил человек, не только заплутали и перепутали огороды? Не стыдно воровать? Я хочу предупредить вас, у нас в деревне три овчарки, два волкодава и на ночь их отпускают на волю. Так что вы аккуратней. Да и сорока дрессированная, высоко сидит, далеко глядит.
   Мужчина быстро удалился, так и не извинившись. Я позвала Зойку.
- Ах, умница, молодец, заработала сосиску!
   После этого происшествия, Зойка стала членом нашей семьи. На стеллажах запасных досок мы оставляли корм для сорочьей семьи, остатки пищи, крупу для сорочат.  Но этот своеобразный обеденный стол привлекал не только птиц, но и зверей. Лес рядом, непуганая природа. Если раньше поля распахивались, сейчас всё заросло до самых домов и дорог. На самом участке рассеялись берёзки, с северной стороны  посадили сосенки, можжевельник, в центре молодые пихты и лиственницу. Получился небольшой оздоровительный уголок. Там мы оставляли в коляске малыша – и солнцепёка нет и воздух целебный. Ребёнок всегда на виду, да и просматривалось всё хорошо. Вдруг слышу,  кричит Зойка и всё её семейство надрывается.  Я выскочила из парника, и вижу, как рыжий хвост мелькнул над  досками.
- Всё, Зойка, стол переносится за забор, а вам мои хорошие всем спасибо, настоящие няньки.
   С тех пор и повелось: если ястреб над гнездом, кошка или собака, чужой кто - Зойка начеку. А недавно я была свидетелем настоящей птичьей  трагедии. Уж больно беспокойно вела себя в то лето Зойка, её голос я слышала с утра до вечера. Частенько подходила к гнезду и пыталась понять, почему всегда мирно живущее семейство так ведёт себя.
- Да, что у вас происходит? Или уличный кот Мурзя птенцов пытается достать? Он это может!
   Надо сказать этот Мурзя был знатный птицелов и мышкарь. Был он абсолютно чёрным с зелёными глазами, такая пума в миниатюре. Частенько мне на крыльцо по утрам приносил безголовых птиц и мышей. За птиц я его ругала, а за мышей он получал молоко. Жил он на улице и летом и зимой, в дом не заходил, но нашу территорию считал своей.
   И вот однажды я увидела и узнала причину беспокойства моей любимой Зойки. Около дома лежала куча песка, укрытая брезентом.  По самому гребню важно ходила какая-то большая птица, а рядом скакала Зойка и надрывно трещала, на сосне папаша, а по дорожке крался Мурзя. Я схватила веник и кинулась на помощь. Только, когда я отогнала кота, разглядела птицу. Она так и сидела на куче. И это был кукушонок, ещё с пухом вокруг клюва, очень крупный, больше своих приёмных родителей. Я всплеснула руками:
- Бедная, бедная моя Зойка, у тебя подкидыш, осталась ты без своих деток!
   И только осенью, когда птенец подрос, сороки оставили его, я часто видела его одинокого в гнезде, потом он исчез, наверное, улетел на юг. Зойка прилетала за кормом, и я с ней разговаривала, жалела и сочувствовала. Хотя птица она бессознательная, всё на уровне инстинкта, но как они выхаживали чужого птенца, вызывало уважение и, несомненно - пример некоторым сознательным млекопитающим, бросающим своих детей.
   Той же осенью электрики выпилили заросли под высоковольтной линией и в том числе сливу, на которой было сорочье гнездо. Зойка долго летала над упавшим деревом, видно не могла понять, почему её дом на земле, я тоже с горечью наблюдала за этим вандализмом. Гнездо даже не разбилось, оно было добротным и крепким, толстые сучья затёрты глиной так плотно, что разорить его было просто невозможно. В нём были блестящие предметы: пробки, фантики, мишура и наша маленькая ложечка на первый зубок, потерянная лет пять назад.
- Зойка, где же ты жить теперь будешь? - спросила я у птицы, но она улетела, - может, ты совьёшь гнездо у нас! - крикнула я ей вслед, - смотри, сколько там деревьев…
   Какая же радость наполнила моё сердце, когда весной по приезду, я увидела на участке сорочье гнездо на самой высокой берёзе и хвост, торчащий из него.
- Ну, здравствуй, Зойка, ты не представляешь, как я счастлива, что ты с нами!
  В тот год у нас родился ещё один малыш. И сторожиха на месте.
  Правду говорят:  если птица вьёт у вас гнездо – это к детям.