Семейка Крудс, ep. 1, вступление

Ястребов
Мультфильм "Семейка Крудс" начинается с забавных картинок, талантливо стилизованных, с одной стороны под детские рисунки, а с другой под древнюю наскальную живопись. Мы слышим  голос за кадром, который принадлежит главной героине фильма, молодой девушки по имени Гип. По сюжету ей около пятнадцати-шестнадцати лет, и она, как главная героиня, может олицетворять собой ту фокус-группу для которой и обращен основной месседж этого фильма.

Что мы можем о сказать о названии этой картины? Судя по всему, в центре повествования окажутся члены одной семьи, в нашем переводе - семейки, что в общем-то отвечает шутливому, я бы даже сказал ироничному настроению этого фильма.

Гип начинает свой закадровый рассказ с того, что говорит о надежде, о том, что завтра будет лучше чем вчера. Но не для неё... Забавно, не правда ли, но лично для меня, как человека, рожденного в СССР, это напоминает строчки из песни про "прекрасное далеко" или "птицу счастья завтрашнего дня", тем необычнее слышать это от главной героини довольно современного американского мультфильма. То ли кто-то посылает нам привет, пасхалочку, то ли внутри фабрики грез зреет идеологическая революция и кто-то всерьёз взялся за разработку нового мифа.


"Мои родители пытаются выжить в окружающем их враждебном мире, а я ... пытаюсь выжить среди родственничков." Интересно, что общее место здесь даже не родственники, а именно родственнички.  Не говоря уже про членов моей семьи или даже близких, родных людей. Но где семейка, там и родственнички, где отец, там не папаша.
 
На что же мы можем обратить особое внимание? По сути, все сказанное Гип в этом своеобразном вступлении подкрепляется конкретными зрительными образами, а так как это стилизованные, достаточно условные изображения, то их легко быстро рассмотреть и запомнить.

В самом начале своего рассказа, Гип сообщает: " В основном, мы сидим в пещере, в темноте. Ночь за ночью, день за днем.." Здесь и в дальнейшем, мы увидим противопоставление образов света и тьмы, солнца и непроглядного мрака, причем последний будет ассоциативно завязываться на невежестве, догматизме, перекликаться с символами табу, запрета и прямой угрозы или даже смертельной опасности.  Открывая этой фразой свое повествование, Гип признается, что они погружены в невежество, они не видят света, они отгорожены скорлупой пещеры от окружающего мира. Да внешний мир опасен, но там есть немало полезного и интересного. Далее, Гип говорит о том, что они последние выжившие в этих краях, да и то лишь благодаря отцу, потому что он сильный и он - внимание! - соблюдает правила.

Тема правил, их соблюдения или нарушения - красной нитью проходит через все повествование.

Для обозначения всего комплекса правил, предписаний и запретов, авторы фильма подобрали очень яркий, выразительный и запоминающий образ.  Это знак красной ладони или даже кровавого отпечатка ладони. 

Гип сообщает, что Правила начертаны на стенах Пещеры. Чуть позже мы увидим, что "начертание" Правил связано с рассказыванием сказки на ночь. Другой вариант, правила начертаны там задолго до появления Гип на свет, они то, что определяет традиционный уклад жизни не только семейки Крудс, но - возможно - и всех тех семей, что раньше жили по соседству, но постепенно вымерли.

Что же это за правила, которые необходимо соблюдать членам семейки Крудс?

Гип перечисляет эти правила, попутно иллюстрируя их вполне конкретными и понятными образами.

"Все новое - это плохо",  - девочка тянется к интересному и веселому зверьку.  Картинка запечатывается знаком красной ладони.

"Любознательность - плохо", тот же прием.
Далее, темп повествования убыстряется, чтобы перегрузить восприятие зрителя, не дать ему осмыслить происходящее и уловить момент логической ошибки, подмены.
"Выходить из пещеры ночью - плохо!" И под сурдинку, прицепом,  обобщение: "Короче, в общем, все интересное - плохо!" 

Вот это, короче, в общем - говорит само за себя. С одной стороны, это сказано на понятном подростку языке, что может быть своеобразным кодом доступа, с другой обозначает что-то сложное и непонятное, занудное, надоедливое.
 
Среди картинок, изображающих как Гип висит на краю обрыва или её брат поднимает камень, представлены и другие вполне себе безобидные и даже полезные занятия. Та же Гип рвет цветочки,  брат и сестра играют в догонялки, кто-то, так и вовсе сидит в пещере. Но все это покрывается знаками табу, запрета, все теми же отпечатками красной ладони, которые очень быстро сливаются в одну общую кроваво-красную массу.

Сказанное, Гип подытоживает такой фразой: "Добро пожаловать в мой мир!"

Что же это за мир? Несколько секунд мы лицезреем символический барьер тотального табу, кроваво-грязную стену сплошных запретов,  но вот через нее начинает змеиться черная трещина.  Это можно истолковать как символ разлома старого и нового мира, разделения и  даже катастрофы, но следующей за этим полезных и нужных перемен.

Гип говорит об этом так: "Но сейчас это история о том, как все вдруг, в  один миг изменилось.  Ведь мы не знали о том, что нашему миру вот-вот придет конец..."

И здесь, как нельзя кстати, на экране опять возникает все тот же знак красной ладони. Мы видим, что знак запрета соединяется со знаком смертельной  опасности. Симпатичный детский рисунок исчезает, все погружается во тьму, кроме все того же кроваво-красного  отпечатка. Мы смотрим на него около семи секунд, что как известно составляет максимальное время для удержания внимания на одном объекте.
За это же время Гип успеет проговорить свою последнюю фразу:

"А на стенах нашей пещеры не было правил, которые подготовили бы нас к этому..."

Отметим эволюцию образа кровавой ладони, от знака табу к символу тотальной катастрофы, гибели всего живого. Если бы не последняя фраза Гип, можно было бы сослаться на совпадение, случайное сочетание образов, удачно подходящих друг к другу. Но вкладывая в уста главной героини именно такую фразу, авторы фильма как бы говорят нам, что соблюдение правил представляет опасность.

Если бы данный месседж имел несколько иный смысл, например, что старые правила не работают - это одно, но здесь перед нами нечто куда более серьезное , я бы даже сказал радикальное.

Это утверждение, что соблюдение правил представляет опасность, причем не только для того, кто их придерживается, но и для его близких. 

Из сказанного Гип в таком своеобразном вступлении можно сделать следующий вывод: старые правила не работают,  их соблюдение уже неэффективно, правила не могут подготовить к грядущим переменам, они обезоруживают, создают ситуацию беспомощности и уязвимости.

Продолжая мысль, мы можем сказать, что это правила "старого",  уже отжившего свое мира, говоря иначе, мира, который должен измениться, перейти в новое качество. Но только  вместе с теми его обитателями, кто окажется достаточно гибким, чтобы туда попасть.

Кому-то мое утверждение может показаться голословным, не имеющим под собой достаточно веских оснований, но в дальнейшем мы ещё увидим, что попытки папаши Грога следовать Правилам будут представлять вполне конкретную угрозу для выживания его семьи. Не желая изменяться, говоря более современным языком, эволюционировать, он чуть не подведет всю свою семью под монастырь.

И лишь неповиновение, непослушание Гип поможет семье выжить и найти свое место в новом для них мире.