18. 3. Пушкин. Гуляй, женка, да не загуливайся

Поль Читальский
3 серия сезона 2022 сериала №18"Пушкин и женка НН. Очерки истории сватовтсва и погибельного счастья"
<<<
 «Гуляй, женка, да не загуливайся» да «Не сердись, женка!»
ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах
>>>

Это строки из письма Пушкина, который был поражен тем сразившим его в итоге наповал фактом, что его Мадонна не более, чем кокетка  и к его ужасу и сраму - еще и записная

Имя Натальи Гончаровой связывали не только с Пушкиным, но и с самим царем.
8 декабря 1863 г покинула грешную Землю Наталья Гончарова (НГ)- жена А. С. Пушкина (АСП).  Она ушла в ту пору, когда уже более 5 лет прошло с момента как Аполлон Григорьев известил писательскую и читательскую среду:

Пушкин = это Наше Всё.

Натали наверное про себя себе сказала: С Пусть кто и что угодно этот Пушкин...
Но, слава Богу, только не моё!
 
Очарованность красотой и огончарованность  Пушкина своей Натали были его вдохновением и стали его погибелью. Письма поэта, адресованные его «ангелу» и «женке», полны не только пылких признаний поэта  и потока слов о высоких чувствах, но и сомнений, супружеских упреков. Любовь Пушкина к Гончаровой была земной, мужской и настоящей.

Гончарова жениха не любила и вышла замуж по женской необходимости выхода замуж:
к 1830-му ей стало ясно, что без приданного её никтоне возьмет и ей грозит париться и томиться до лет старых дев, в кои уже угодили две её старше сестры — Коко и Азя...

 «Участь моя решена. Я женюсь...»

Письмо Пушкина будущей теще, которую назввал "за глаза" КАРС:

Наталье Ивановне Гончаровой (матери Натали). 5 апреля 1830 года. В Москве:

«…Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности, на мгновение свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня — зачем? клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я бы не мог там вынести ни вашего, ни ее присутствия. Я не смел жаловаться …, но приходил в отчаяние…
…Перейдем к вопросу о денежных средствах; я придаю этому мало значения. До сих пор мне хватало моего состояния. Хватит ли его после моей женитьбы? Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Она вправе этого требовать. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву свои вкусы, всё, чем я увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование. И всё же не станет ли она роптать, если положение ее в свете не будет столь блестящим, как она заслуживает и как я того хотел бы?»

Из дневников Пушкина. Апрель 1830 года.

«Участь моя решена. Я женюсь...
Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - Боже мой - она... почти моя... Я готов удвоить жизнь и без того неполную.
Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?»

Из письма Наталье Гончаровой. 11 октября 1830 года. Из Болдина в Москву:

«...Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые вас не стоили».
 
Из письма Наталье Гончаровой. 30 июля 1830 г. Из Петербурга в Москву:

«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной*, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей».

Прим. 1) АСП согласился купить НН не более, чем за 11-12 тыс руб. С Карс они сошлись на 11-ти… 2) *Копия «Бриджуотерской мадонны» Рафаэля. Пушкин любовался ею на витрине лавки на Невском проспекте. Потом будет написано знаменитое стихотворение «Картина (Сонет)», известное также как «Мадонна».

Из письма Наталье Гончаровой. Перед отъездом в Болдино:

«Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, - я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать.
Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае вы совершенно свободны; что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь».

Из письма Наталье Гончаровой. 30 сентября 1830 г. Из Болдина в Москву:

«… Не смейтесь надо мной, я в бешенстве. Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли эта насмешка, какую только могла придумать судьба?
Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка (где, замечу в скобках, мой дед повесил француза-учителя, аббата Николя, которым был недоволен).
Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней всё мое счастье.
 Позволяете ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст и сквозь 5 карантинов. Карантины эти не выходят у меня из головы. Прощайте же, мой ангел.— Сердечный поклон …»

  ***

Не дай бог хорошей жены!
 
Первую красавицу двора, еще и находящуюся вдалеке от мужа, окружали сплетни и перессуды. Фото: Public Domain/ А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной

Из письма Наталье Гончаровой. 22 сентября 1832 г. Из Москвы в Петербург:

«Не сердись, женка; дай слово сказать. … Теперь послушай, с кем я путешествовал, с кем провел я пять дней и пять ночей. То-то будет мне гонка! с пятью немецкими актрисами, в желтых кацавейках и в черных вуалях. Каково? Ей-богу, душа моя, не я с ними кокетничал, они со мною амурились в надежде на лишний билет. Но я отговаривался незнанием немецкого языка и, как маленький Иосиф, вышел чист от искушения».

Прим. 
1) ангел и мадонна превращены чрез 1,5 года брака в  … простонародную женку–бабенку… Всего 2 месяца назад (07.07.1833) появился долгожданный рыжий Сашка… Рыжий… Никак я этого от него не ожидал, в сердцах признался молодой отец. Ровно 1,5 года ждал первенца и усиленно над ним трудился = два срока по 9 месяцев …  Причина?   
2) Но женка уже взяла бразды правления в свои руки = ОНИ СЕРДИТЬСЯ ИЗВОЛИЛИ! 
3) Причина неудовольствия молодой матери – подозрения в шалостях мужа… и его неверности.
 
Черная кошка меж супругами уже пробежала -
 
Из письма Наталье Гончаровой. 30 сентября 1832 года. Из Москвы в Петербург:

«Грех тебе меня подозревать в неверности к тебе и в разборчивости к женам друзей моих. Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадонны etc. etc. Знаешь русскую песню — Не дай бог хорошей жены, Хорошу жену часто в пир зовут. А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит».

Прим. Черный кот бегает между супругами взад вперед. Очевидно, тема неверности Пушкина – злободневна для семьи поэта. Поэту же пока упрекнуть жену не в чем …

Из письма Наталье Гончаровой.  9 сентября 1833 года. Из Оренбурга в Петербург:

«Что, женка? скучно тебе? мне тоска без тебя.   ***  Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю — и на днях отказался от башкирки, несмотря на любопытство, очень простительное путешественнику. Знаешь ли ты, что есть пословица: на чужой сторонке и старушка божий дар. То-то, женка. Бери с меня пример».

«Гуляй, женка, да не загуливайся»

Из письма Наталье Гончаровой.  2 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург:
«Смотри, женка. Того и гляди избалуешься без меня, забудешь меня — искокетничаешься.
Честь имею донести тебе, что с моей стороны я перед тобою чист, как новорожденный младенец. Дорогою волочился я за одними 70- или 80-летними старухами — а на молоденьких шестидесятилетних и не глядел».

Прим. Тема неверности сохраняет актуальность. Но теперь появился новый мотив – кокетство НН да не простое =  с Самим полновластным!

Из письма Наталье Гончаровой.  30 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург:

«… я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой … есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь.
Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме. Фома накормил Кузьму икрой и селедкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью.

Из этого поэт выводит следующее нравоучение:

красавицы! не кормите селедкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму.
Видишь ли?
Прошу, чтоб у меня не было этих академических завтраков. Теперь, мой ангел,
целую тебя как ни в чем не бывало;
 и благодарю за то, что ты подробно и
откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь.
 Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай.
 
***  Да, ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во всё тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею, всё, что не comme il faut, всё, что vulgar….
Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.».

Прим.
1. Пушкин не удержался, чтобы не пожурить. Журить от слова «le jour» и в данном контексте означает ежедневную встряску или нахлобучку, нагоняй… разбор полетов и чистку мозгов.
2. Упрек прямой я явным раздражением – искокетничалась! 
3. Явные  нравоучения, предостережения и предупреждения с притчами о сучке Кузьмича  и сучке с кобелями на случке …
4. Жизнь, о которой НН наивно (а вероятно просто специально для мести!)  откровенно повествует мужу, он оценивает как просто беспутную … Причина такой жизни -  суть НН как московской барышни, вульгарной и не comme il faut.
5. Просьба бессильного нытика, уже почуявшего кокюаж :

Гуляй, женка; только не загуливайся