Зимнее обострение 22 циклы

Ольга Ковалёва 6
Ленинградскому блокадному
Театру музыкальной комедии
посвящается...

Под обстрел попал театр
в ночь святого Рождества.
Ленинградцев спас спектакль.
Константина Симонова "Жди меня!"

Здесь звучал Бетховен!.. Чёрной масти,
Накренившись набок, без ноги,
Здесь стоял рояль с открытой пастью...
(Старых клавиш стройные ряды,
Словно березняк после стрельбы...)

Неприглядная картина маслом...
Только сторожа слышны шаги...
Не горят здесь партитуры! Страстно
Скрипка-соло стонет: - Помоги...

И с оборванной струной - с натуги,
Заглушая вой сирены, артобстрел,
Контробас, мечтая, внемлет вьюге, -
Без ноги валялся, сломан... не у дел...

Только арфа вспомнила хозяйку -
Стройную красавицу Нинель!
И задор звучанья балалайки
Заглушал овации гостей!

Здесь играли строгие оркестры:
"Марш Славянки" - в сорок третий год!
И Шопена "Вальс " играл маэстро!
Стоя зал рукоплескал! — Шёл бой..

**Репертуар:
18 октября 1942 года – К. Симонов «Русские люди»
5 ноября 1942 года – А. Корнейчук «Фронт»
31 января 1943 года – Л. Леонов «Нашествие»
11 апреля 1943 года – К. Симонов «Жди меня»

*** Театр Музыкальной комедии продолжал свою работу с начала блокады и до самого её конца, став единственным ленинградским театром, который проработал каждый её день. В январе 1942 года, после потери электричества, работа непосредственно в здании театра была приостановлена. Но в этом время художественное руководство продолжало проводить уроки для сотрудников и репетиции. Были организованы фронтовые театральные бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали и «Дорогу жизни» на Ладоге.
Артисты ленинградской эстрады в период блокады дали около 25 тысяч представлений. Только на городских площадках в 1942 г. состоялось 416 концертов; в 1943 г. — 1433 концерта; в 1944 г. — 1911 и 5149 концертов за 9 месяцев 1945 г. Фронтовые артистические бригады за весь период Великой Отечественной войны дали в Ленинграде и в пределах Ленинградского фронта 18614 концерта, из них 9883 — в армейских частях, 5378 — на Балтийском флоте, 94 — на Северном флоте, 3259 — на сборных пунктах и в госпиталях.

******

Про Евсея и Андрея. Сказ

Расскажи-ка, любый деда,
Как в войну ты воевал?
С басурманами победу
Расскажи, как одержал?

Всё припомнил дед Андрейка,
Самосада затянул...
На коленях лишь Евсейка,
В люльке Коленька уснул.

И припомнилось Андрею
(Четверть века он служил),
Как прощался он с семьёю...
В прошлом память ворошил...

Молодой безусый отрок
Старшим был в большой семье.
И с дружком он - с одногодком
Службу нёс царю вдвойне...

В грозной битве на Кавказе
Горцев натиск отражал.
Ранен был осколком дважды
И из плена он бежал...

Хоть и мал пострел-Евсейка -
Интересно сорванцу!
Из-под тына - из лазейки
Вылез пёс - лизнул в лицо!

Дед Андрей не лыком шитый -
Всё, скумекав, смастерит:
В зиму валенки подшиты,
В зипунишко не свистит.

Сколько внуков подрастает!
Вот пожить бы хоть с годок!
Глядь, весна! И снег растаял...
Дед с саней - да прыг в возок!

Лошадёнка ещё в силе -
Сена заготовил впрок!
В гору тянется конь в мыле,
И толкает дед возок.

- А дровишки-то откуда?-
- Из лесу везёт сынок...
На силок поймал он утку!
Будет к вечеру супок!

*****ЛУЧИНА

Ночь пришла, и месяц светел.
Распогодится с утра...
Я один - один на белом свете
Вновь ночую у костра.

Извела меня кручина,
Держит матушка-земля.
Догорит-горит моя лучина,
Как полночная звезда.

Мне постыла жизнь такая,
Разъедает грудь тоска.
Приютила б дочь меня родная -
Пожалела б старика.

Не житьё мне без любимой -
Люба-дочка, не грусти...
Утра свет!.. Шепчу твоё я имя...
Дочь, по мне ты не скорби.

Стал я стар, моя родная,
Знай, лучина догорит...
Приюти меня, земля сырая,
Как сердеченько болит.

***

Малая родина

Льгов - наша малая родина,
Здесь ты родился и рос.
Там похоронены родичи -
Тонет в сирени погост.

Там на верхушках, над соснами,
В небо глядят купола.
Зори сверкают нам росные!
Звонница. Колокола.

Там босиком лугом бегали
С братом и младшей сестрой.
Там познавали мы первые
Радость и слёзы с игрой.

Тихая милая родина:
Мама и наша семья,
Кролики, сад со смородиной -
Вечный сюжет бытия.

С берега Сейма, с излучины,
Рыбу ловили мы всласть.
Здесь ощущаю я жгучую
С родиной крепкую связь!

***

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОДРУГИ
Тамары Д.

Апрель. 20-е число.
День Акулины на Руси.
Русалки, леший, водяной
Проснулись... К Сейму не спеши...

От городской суеты поднебесья
Сбежала, освоив дачный приют.
Над каждою дачей висит полумесяц,
И соловьи по ночам вам поют!

Ты родилась на Пасхальной неделе!
Глянь - в небе над Сеймом летят журавли!
Под белым крылом у весенней метели
Цветущие вишни мелькают вдали.

Здесь птица в гнездовье окликнет спросонья,
Как будто душа кому знак подает...
Здесь с воздухом свежим крепчает здоровье!
Мне ехать на дачу настанет черед...

У Сейма лишь ивы склоняются низко,
Да осы летают с цветка на цветок.
От вируса спряталась - город неблизко...
Здесь свежего ветра вдохнешь ты глоток!
20.04.2020

****
Я дикая и недоступная,
От одиночества глупая...
Живу, как во сне, и, как пьяная...
В тебе же не вижу изъяна я.

Зачем эти встречи и нужны ли?
Не одинокий, не суженый...
Женатый... И вовсе не чуждый мне
Стихами, заботой и нуждами.

Зачем?..Посмотри: волос с проседью,
Зачем в разгулявшейся осени
С тобою гуляю по городу,
Любуюсь природой?.. не гордая...

Закружит метель. Небо хмурится,
Но верю я в осень-заступницу.
Вновь ветер хлестнёт, словно розгами.
Что взять с нас?.. Давно уже взрослые.

*****

И пусть целовал ты многих,
И я в твоем взоре тону, -
Красивых, доступных, строгих
У бешеной страсти в плену.

Скажи, почему так грубы
Твои слова обо мне?
Поверь, поцелуи в губы
Чуть слаще слезы в вине.

Смогла бы - тебя удержала...
Ты следом бежал, продрог...
Я глупо врала - обижала,
Но как ты поверить мог?

****
Ф. Виктору

Из Подольска "упёртый" парнишка
Знает всё про спортивный накал!
На физмате все умные книжки
Он студентом ночами читал.

Языком в совершенстве владеет,
Путешествует много в миру!
К Богу шел он не тропкой - аллеей!
Но а сердце покорно перу!

И в стихах со словесной рудою
Он жемчужин крупицы найдёт!
И своею короткой строкою
Постигает он мысли полёт!

Он с ракеткой детей тренирует -
Чемпионов растит, всех любя!
Слов на ветер не бросит он всуе...
Жизнь без спорта не мыслит, друзья!

Ольга Ковалёва
т. Курчатов

***Нельзя не порадоваться и за Ольгу Ковалеву, издавшую книги «Курчатовская осень», «Здесь Русь жива». Ее стихи вошли в сборник произведений номинантов литературной премии имени Сергея Есенина «Русь моя – 2021».
Поздравляем членов литературной студии «Курчатовские самоцветы» и всех, кто причастен к ее плодотворной деятельности, с юбилеем!