Наше детство было, действительно, счастливым. Телевидение ещё не успело испортить нам жизнь, нам некогда было смотреть как живут другие люди, мы жили сами. «Мам, я пойду на гору! -Мам, я пойду на речку?» - так выклянчивали мы дома каждый свою мальчишечью свободу.
Родителям легко было удовлетворять наши запросы. Самым дорогим подарком была свобода действий, когда можно было бросить все домашние дела и умчаться в наш романтичный счастливый детский мир. Этот мир мы открывали для себя не с голубых экранов в тесном углу, а под огромным голубым небосводом,- там было столько интересного!
Я как и все пацаны зимой поил коров, чистил стайки, убирал снег со двора, летом тяпал и окучивал картошку, полол грядки, усердно топтал кизяки - делал всё что ни попросят, лишь бы меня отпустили на речку или на гору.
Зимой мы прыгали на лыжах с самодельного трамплина или торили лыжню, съезжая вниз с самого высокого склона. Кто был слаб в коленках, летел кубарем вниз, поднимая за собой столбом целый снежный вихрь. Во время буранов вдоль заборов наметало целые гребни сугробов. Там мы строили из снега замки и играли в войну. Подростки иногда брали у своих старших братьев коней и запрягали их в сани. Особым шиком считалось среди подростков прокатить кучу малышни галопом по деревне.
Весной во время ледохода мы катались в протоке на льдинах. Под Петькой Андроновым однажды раскололась льдина и никакая половина не смогла его удержать на плаву. Петька очень медленно стал погружаться в ледяную воду, когда стало по горлышко он прямо в фуфайке и в сапогах поплыл к берегу. Видели бы это наши родители! Во всех логах водопадами шумят ручьи, расцветаят первые подснежники, лопаются первые почки на вербе, на черёмухе..., весна приносит с каждым днём всё новые запахи, новые звуки.
День ото дня менялись и наши детские игры и забавы. Вдоволь набегавшись по зазеленевшим горным склонам, по берегу и островам, изведав все подсохшие под весенним солнцем закоулки своих ребячьих владений, мы засыпали под шум прибывающей с каждым днём Катуни. Этот шум напоминал о новых затеях, которые ещё с вечера разыгрывались в нашем детском воображении.
Наши игры были простыми и не требовали особого оснащения. Для лапты на всю толпу хватало одного маленького резинового мяча, для игры в ножичек имелся в кармане складень, для чижика вытаскивали из плетня палку и можно начинать. Для городков надо было потрудиться и изготовить ровные биты и ровные одинаковые чурки. Была ещё одна игра – бабки. Эта старинная детская игра похожа на маленькие городки, только вместо деревянных бит и чурок мы приносили с собой бабки - костяшки. Кости выбрасывали домохозяйки, когда готовили холодец. Мы их с радостью подбирали и пополняли свой арсенал спортивного снаряжения.
Над нами не было никакого взрослого присмотра. Правила игры передавались из одного детского поколения в другое. Дети подрастали, входили в другую, более старшую компанию и принимали правила игры того возраста. Похоже, что этот бесконтрольный процесс длился столетиями, иначе как объяснить наши детские считалки и присказки: «Дождик дождик перестань, мы поедем на Рязань, Богу помолиться, Царю поклониться...» Какой учитель в советское время отважился бы разучивать такие заклинания со своим учениками?! Его после этого непременно лишили бы права работать в школе.
Мне труднее было играть в военные игры. В этих играх русские воевали с немцами. Чтобы в нашей детской среде не возникали межэтнические конфликты, русские пацаны не сговариваясь соглашались играть роль немцев. Присказка при игре в прятки меня тоже как-то не коробила: «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать буду бить, всё равно тебе голить!» Дети оценивают друг друга не по национальной принадлежности.