30. Детство моё, постой, не уходи...

Фёдор Тиссен
Наше детство было, действительно, счастливым. Телевидение ещё не успело испортить нам жизнь, нам некогда было смотреть как живут другие люди, мы жили сами. «Мам, я пойду на гору! -Мам, я пойду на речку?» - так выклянчивали мы дома каждый свою мальчишечью свободу.

 Родителям легко было удовлетворять наши запросы. Самым дорогим подарком была свобода действий, когда можно было бросить все домашние дела и умчаться в наш романтичный счастливый детский мир. Этот мир мы открывали для себя не с голубых экранов в тесном углу, а под огромным голубым небосводом,- там было столько интересного!

 Я как и все пацаны зимой поил коров, чистил стайки, убирал снег со двора, летом тяпал и окучивал картошку, полол грядки, усердно топтал кизяки - делал всё что ни попросят, лишь бы меня отпустили на речку или на гору.

Зимой мы прыгали на лыжах с самодельного трамплина или торили лыжню, съезжая вниз с самого высокого склона. Кто был слаб в коленках, летел кубарем вниз, поднимая за собой столбом целый снежный вихрь. Во время буранов вдоль заборов наметало целые гребни сугробов. Там мы строили из снега замки и играли в войну. Подростки иногда брали у своих старших братьев коней и запрягали их в сани. Особым шиком считалось среди подростков прокатить кучу малышни галопом по деревне.

Весной во время ледохода мы катались в протоке на льдинах.  Под Петькой Андроновым однажды раскололась льдина и никакая половина не смогла его удержать на плаву. Петька очень медленно стал погружаться в ледяную воду, когда стало по горлышко он прямо в фуфайке и в сапогах поплыл к берегу. Видели бы это наши родители! Во всех логах водопадами шумят ручьи, расцветаят первые подснежники, лопаются первые почки  на вербе, на черёмухе..., весна приносит с каждым днём всё новые запахи, новые звуки.

День ото дня менялись и наши детские игры и забавы. Вдоволь набегавшись по зазеленевшим горным склонам, по берегу и островам, изведав все подсохшие под весенним солнцем закоулки своих ребячьих владений, мы засыпали под шум прибывающей с каждым днём Катуни. Этот шум напоминал о новых затеях, которые ещё с вечера разыгрывались в нашем детском воображении.

Наши игры были простыми и не требовали особого оснащения. Для лапты на всю толпу хватало одного маленького резинового мяча, для игры в ножичек имелся в кармане складень, для чижика вытаскивали из плетня палку и можно начинать. Для городков надо было потрудиться и изготовить ровные биты и ровные одинаковые чурки. Была ещё одна игра – бабки. Эта старинная детская игра похожа на маленькие городки, только вместо деревянных бит и чурок мы приносили с собой бабки - костяшки. Кости выбрасывали домохозяйки, когда готовили холодец. Мы их с радостью подбирали и пополняли свой арсенал спортивного снаряжения.

 Над нами не было никакого взрослого присмотра. Правила игры передавались из одного детского поколения в другое. Дети подрастали, входили в другую, более старшую компанию и принимали правила игры того возраста. Похоже, что этот бесконтрольный процесс длился столетиями, иначе как объяснить наши детские считалки и присказки: «Дождик дождик перестань, мы поедем на Рязань, Богу помолиться, Царю поклониться...» Какой учитель в советское время отважился бы разучивать такие заклинания со своим учениками?! Его после этого непременно лишили бы права работать в школе.

Мне  труднее было играть в военные игры. В этих играх русские воевали с немцами. Чтобы в нашей детской среде не возникали межэтнические конфликты, русские пацаны не сговариваясь соглашались играть роль немцев. Присказка при игре в прятки меня тоже как-то не коробила: «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать буду бить, всё равно тебе голить!» Дети оценивают друг друга не по национальной принадлежности.