О причинности и случайности

Мавир
Из жизненного опыта известно, что любое событие имеет причину. То есть чтобы произошло некое событие "В" обязательно раньше него должно произойти другое событие "А", создавшее условия для того, чтобы событие "В" стало не только возможным, но и неизбежным. Для того, чтобы камень, поднятый на некоторую высоту над поверхностью, на которой он ранее лежал, упал обратно, нужно его отпустить. Существует ли вероятность, что отпущенный камень не упадёт вниз под действием силы тяжести, а зависнет на месте или полетит в каком либо другом направлении? Если в этот момент на него не подействуют дополнительно другие силы (или тела), такая вероятность отсутствует. Другими словами в условиях полной определённости случайность исключена.

По закону причинности никакое событие случайным быть не может. Тогда что такое случайность? Случайность это другое название для ситуации, когда информация о наступлении события "А" - причины наступления события "В", отсутствует. Если при подбрасывании монеты, тот кто её подбрасывает будет знать все факторы, влияющие на последующую траекторию движения монеты после броска, он сможет всегда предсказать, какой стороной вверх упадёт монета. И тогда ни о какой 50% вероятности исхода речи идти не может. У монеты две стороны и поэтому неизбежно монета упадёт одной из сторон вверх. У кубика шесть граней и кубик обязательно упадёт одной из шести граней вверх. Ребро монеты, а также рёбра и вершины кубика в расчёт принимать не следует, поскольку падение на них всё равно сводится к последующему занятию положения, когда монета или кубик оказываются стороной или гранью вверх. Теория вероятностей говорит, что вероятность одного из двух возможных исходов равна 1/2, одного из шести соответственно 1/6. Но на самом деле при учёте всех причин возможен только один исход, который и реализуется, а иллюзия возможности нескольких исходов возникает вследствие невозможности учесть все причины, либо отказа от их учитывания.

В природе никаких вероятностей не существует, поскольку закон причинности их исключает. С этой точки зрения фаталисты правы - всё предопределено и будущее будет таким, каким ему суждено быть. Однако учесть все причины невозможно и поэтому невозможно предсказать будущее в целом. Какой бы выбор не сделал человек в той или иной ситуации, он сделал именно тот и только тот единственный выбор, который мог сделать в силу всех сложившихся обстоятельств. Как говорится: "При всём богатстве выбора другой альтернативы нет".

Может показаться, что такие рассуждения оправдывают любые действия. Фактически так и есть, однако каждый человек в своих действиях руководствуется не только полученной информацией, но также инстинктами, разумом и совестью. Тот, кому не суждено стать преступником не станет им, как ему будет казаться, не от осознания того, что ему не суждено, а по причине проявления вышеприведённых факторов. Один из чувства самосохранения, чтобы избежать возмездия, другой трезво рассудив, что преступление повлечёт за собой нежелательные для него последствия, а третий, потому, что считает преступления злом. А если обстоятельства сложились так, что у человека все эти три фактора не сработали: он считает себя достаточно сильным чтобы избежать возмездия, достаточно умным, чтобы отвести нежелательные последствия и является безсовестным, считая злом только то, что не является добром лично для него, тогда рассуждения о неизбежности его злодейства послужат оправданием только ему и подобным ему.

Приписывая себе в заслуги Ваши положительные качества, следует задуматься о причинах, приведших к тому, что Вы оказались ими наделены. Человек становится таким, какой он есть в силу наследственности и воспитания (под воспитанием я здесь понимаю воздействие окружающей среды в целом). Ни на одно, ни на другое он повлиять не способен. Свобода выбора это иллюзия, результат недостатка информации. Нам только кажется, что мы действуем по собственной воле, а на самом деле абсолютно все действия продиктованы обстоятельствами. И если прочитав эту мою публикацию Вы решитесь на какое угодно действие, оправдывая своё решение тем, что Вы приняли к сведению изложенную в ней информацию и согласились с ней, имейте в виду: дело не в Вашем согласии, а в том, что обстоятельства для Вас сложились так, что принятие решения оказалось неизбежным.

Мне не нравится что так обстоят дела и если кто-нибудь сможет доказать, что я ошибаюсь, буду очень рад.