Случайности не ходят поодиночке. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
      Интересно, сколько лет сейчас Максимке? Он, восьмилетний мальчишка, ученик одной из Ноябрьских школ, в составе большой группы школьников и учителей отдыхал с нами на Кипре. Выделялся не только тем, что был самым младшим, но и тем, что ему до всего было дело, он стал своим во всех домах и апартаментах. У меня было десять пятиклассников, может по этой причине наше жилище он жаловал больше, чем апартаменты, где жили дети постарше. Приходил всегда без приглашения, но никогда не задерживался надолго. Порой создавалось впечатление, что он свой обход совершал с какой-то ему одному ведомой целью. Выяснив, что всё нормально, ничего необычного не произошло и в ближайшее время не ожидается, он прощался и бежал дальше. Он относился к группе другой школы, но я приглядывала за ним, потому что руководила их группой молодая учительница, которой я бы не доверила детей ни за какие коврижки.

    В составе нашей группы был К.А., священнослужитель из Москвы. Мы все знали его не понаслышке: читали его книги, слушали его лекции. Зачем его приглашали, да и вообще допускали в общеобразовательные школы, для меня всегда было непонятно. Но, как говорится, начальству виднее. Путевку ему оплатил тоже город.

      Утро. 150 детей и 15 учителей ждут, когда откроют ресторан и мы устроим праздник живота. Но ресторан смотрел на нас безучастно. Никто не вышел и не объяснил, в чём причина задержки.

    Ресторан расположен рядом с огромным бассейном. Ребята группами стояли возле него и спокойно общались между собой. Ждать да догонять – последнее дело. Особенно, когда не знаешь, когда это ожидание закончится.

      Максимка, как легкий ветерок, перемещался от одной группы к другой. Пробегая в очередной раз мимо священника, он чуть притормозил … Мы не успели ничего сообразить, как он оказался в воде. Ребята-старшеклассники тут же бросились к нему, помогли выбраться из воды. Мальчишка метнулся в сторону и пропал из вида.

     Я медленно подошла к К.А. и спросила, что ему даётся легче, писать умные книги или вот так, походя, унижать прилюдно человека. Он удивился моему вопросу:
- Я не унизил его, Вы не поняли, я просто пошутил.
- Пошутили? Сбросив мальчишку в воду при всех? Вы пишите о том, как надо воспитывать детей, учите нас, как жить и не знаете возрастной психологии? 7-8 лет – это возраст социального становления, мальчишка самоопределяется, учится уважать себя.
- Да не придавайте Вы такого значения моей шутке. Ну, хотите, я пойду приведу его?
- Спасибо, не надо: всё, что могли, Вы уже сделали, продемонстрировав всем, какой Вы на самом деле. Максимка будет помнить это унижение всю жизнь.

   Попросила старших ребят найти Максимку, не задавать вопросов, разговаривать о чём угодно, только не о ситуации, которой мы все были свидетелями.

   После завтрака мы распределились по автобусам и поехали на экскурсию. Попробуйте мне сказать, что случайности ходят поодиночке. Нет, всегда парами. Теперь я это знаю точно.
 
   Мы уже 4 часа перемещались по острову, останавливаясь то там, то там. Солнце палило так, что дышать было нечем, хотелось бросить всё и домой, домой к себе в апартаменты: там кондиционеры, вокруг зелень, в 100 метрах море. И главное – вода, питьевая вода. Её экскурсовод забыла загрузить в ресторане. Страшно было за детей.

     Очередная остановка. Музей. Мы бродим по залам, изнемогая от духоты. Решила выйти на улицу. Там уже стояло несколько человек: тоже не выдержали навязанной нам пытки. Я взглядом зацепилась за Максимку. Не сразу поняла, что меня в нём насторожило. Когда дошло, крикнула ребятам, которые были рядом:
- Быстро, хватайте Максимку, в автобус!

     Водитель, пожилой мужчина, увидев нас с Максимкой на руках, сообразил, в чём дело: мы еще летели, а он уже открыл двери и завёл двигатель.

     В госпитале мальчишку перехватили медики … Я человек неверующий, скорее религиозный (допускаю возможность, что кто-то стоит за этим миром: ну, не мог он возникнуть из ничего во всём многообразии и великолепии), но тут я истово молилась, стараясь отогнать страшные мысли ... Минут через 40 появился врач, и мы узнали, что опоздай мы всего на несколько минут, Максимку было бы не спасти.

    Когда мы в Ноябрьске передавали детей родителям, Максимка нашел меня взглядом и помахал рукой.

       … Я посчитала. Максимка, тебе сейчас года 34. Где ты, как сложилась твоя жизнь?