Горные перевалы в истории связей народов Дагестана

Али Албанви
Горные перевалы в истории связей народов Дагестана и Ширвана


Через гребень Главного Кавказского хребта в Дагестане имеется несколько известных исторических перевалов в средневековый Ширван: *Диндидагский (2 318 м), Хурайский (2 821 м), Цудурский (2 822 м), Салаватский (2 852 м), Гдымский (2 925 м), Фийский (3 157 м). Где, Ширван — одно из крупных государств Закавказья — населённое в значительной степени дагестанскими (лезгинскими) народами, просуществовавшее около тысячи лет, начиная с VII века. Наиболее крупные города Ширвана в средневековье — Кабала, Партав, Баку, Шемаха, Байлакан, Шабран, Шеки.


Южнодагестанские лезгинские владения и Ширван в течение своей тысячелетней истории поддерживали взаимовыгодные политические, культурные, торгово-экономические связи. Контакты эти поддерживались как через знаменитый г. Дербент, так и через горные перевалы, которые были хорошо известны местному лезгинскому (лезгиноязычному) населению. В XI в. прослеживается сильное влияние Ширвана на Дербент, а в конце XIV–XVI вв. — на район бассейна р. Самур. Значение перевалов было оценено ещё Ильханами, или Хулагуидами (1256–1353), влияние которых на лезгинские земли иногда было ощутимым. Так, например, Абака-хан (1265–1282) принимал серьезные меры к укреплению северных границ государства, послал своего брата Юшмута «в Дербент, Ширван и Муган до Алтана, чтобы он охранял те пределы от врага». По сообщению знаменитого историка Рашид ад-дина ал-Хамадани (ок. 1247–1318), Газан-хан (1295–1304), «государь ислама», назначил в горные проходы и малодоступные пограничные области «тазикские войска и всех снабдил одеждой и раздал им икта».


В свою очередь географическое положение Южного Дагестана на пути торговой магистрали, соединявшей Европу с Закавказьем и другими странами Востока, благоприятствовало развитию равносторонних связей Дагестана с Ширваном. В начале ХVIII в. А.И. Лопухин (1693–1755) описал маршрут Шемаха-Москва, а в пределах Дагестана и Ширвана названы следующие пункты:


«Шемаха — Низовая пристань —Манзил — Дадили — Куба —Манзил — Нугды — р. Самур —Дербент — Хаякент — Буйнаки — Тарки — р. Койсу — р. Сулак — гор. Терку».
Связи между населением Южного Дагестана и Ширвана осуществлялись по перевальным путям Главного Кавказского хребта. По сведениям авторов ХVIII в. южнодагестанские горцы в г. Нуха направлялись через сел. Ахты. Известно, что в развитии связей народов Восточного Кавказа большую роль играла трасса — Ширван — р. Самур — Ахты — Чираг —Кумух — Чох — Чечня и т. д. Этот путь втягивал в связи с соседними народами Кавказа почти всех дагестанских народов. Кроме того, существовало множество других маршрутов, связывавших южнодагестанских горцев с населением закавказских ханств. Наиболее важным путь был Ахты — Шеки — Салаватский перевал. Этот отрезок указанной трассы известная как «Шекинская» или «Анапская дорога» действовала круглый год. Жители села Хнов с известным торгово-экономическим центром г. Нуха были связаны несколькими маршрутами:


1. Хнов — Борч — гора Салават — перевал Горве — сел. Шин-Ашага — Шабалут — г. Нуха.

2. Хнов — вершина Саридаг — сел. Кайнар — сел. Киш — г. Нуха.

3. Хнов — сел. Гдым — сел. Дашоглы — сел. Урубан — сел. Колдык — г. Нуха.


Значение перевалов в истории торгово-экономических, культурных и политических связей Южного Дагестана (в современных границах) и средневекового Ширвана огромно. Историческая хроника «Махмуда из Хиналуга» («События в Дагестане и Ширване XIV-XV вв.) показывает, какое огромное значение придавал в конце XIV в. ширваншах обеспечению безопасности передвижения через перевалы. Количество этих перевалов, сравнительно большое, их значение плохо изучено. Так, например, в селении Шиназ жители пользовались тремя основными перевалами, по которым рутульцы попадали в Ширван:

4. Шиназ — Рутул — Ц1айлахъан — Борч — Салаватский перевал (2 829 м) — Гюнюк — Нуха.
Зимой этот путь труден и опасен и потому маршрут менялся:


5. Шиназ — Рутул — Ахты — Хнов — Салаватский перевал — г. Нуха.

6. Шиназ — Амсар — Лучек — Кина — Гельмец — Курдул — Билакадинский перевал — Сарыбаш — Кахи.

7. Шиназ — Амсар — Лучек — Микик — Цахур — Мишлеш — Кальял — Диндинский перевал — Мухах — Закаталы.


Последняя дорога «имела исключительно важное значение в жизни цахуров, так как по ней поступал хлеб из Закатал…, она функционировала издавна и имела караван-сарай под названием «Балдурган дега».


В 1900 году поверенные Цахурского сельского общества писали:


«На водораздельном перевале из Закатальского округа в Самурский в середине почти непрерывных балок, ущелий, оврагов и пропастей есть безопасное место стоянки для проходящих путников под названием «Балдурган дега». Этот караван-сарай … построен одним цахурцем 270 лет тому назад, как гласит надпись… Этим единственным безопасным пунктом (караван-сараем) между небом и землей в горах свободно с удобствами пользовались единственно тут проходившие — цахурцы. Цахурцы придавали этой дороге особо важное значение. Когда сарыбашский старшина захватил участок с караван-сараем, они отмечали в своей жалобе: «Без свободного пользования природным пунктом «Балдурган» нам в селении Цахур невозможно будет далее жить», — и требовали освободить перевал.


Кроме того, существовали и другие маршруты, которые также уместно здесь упомянуть:


8. Борч — Диндинский перевал — Шиназ — Курдул — Билакадинский перевал — Свачар.

9. Цахур — ГIеттагъанитский перевал— Кахи.

10. Кальял — Диндинский перевал — Мухах.

11. Цудурский перевал (2 822 м) — Лучек — Шинках.

12. Аттагайский перевал (2 602 м) — Цахур — Сарыбаш — Илису — Кахи.

13. Перевал Мачхал-Россо (2 865 м) — верховье Аварского Койсу — Джаро-Белоканы.

14. Перевал Гумилевский (2 892 м) — верховье Кара-Самура — Кази-Кумухское Койсу — Закаталы — Джаро-Белоканы.


Основными центрами торгово-экономических связей между народами Южного Дагестана и средневекового Ширвана были Нуха, Куба, Шемаха, Дербент, Ахты, Цахур и др. Южнодагестанские горцы привозили населенные пункты Ширвана шерсть, кожу, масло, мясо, сыр, а также изделия домашних промыслов: бурки, оружие, посуду, войлок.


Историк С.М. Броневский (1763–1830) по этому поводу писал:


«Ружья, пистолеты, сабли, кинжалы, достают из Кубачи и других мест Дагестана и Лезгистана».

В обмен южнодагестанские горцы приобретали зерно, пряности, соль, шелк, парчу, нефть и др. Как писал географ И.Г. Гербер (ум. 1734), жители самурских обществ приобретали хлеб в Куба и в других владениях Ширвана.


«Сей уезд (Мушкур – прим. автора) по его словам ... всю Ширвань, Шемаху и часть Дагестани удовольствует пшеницею, ячменем и пшеном...».


«Кубачинцы и другие горские народы, — пишет Г. Абдуллаев, — по ту сторону Дербента живущие, как-то: табасаранцы, казикумики, ахтинцы, рутульцы и другие произведения свои доставляют отчасти в Дербент, а отчасти в Баку, где взамен получают нефть, соль и российский товары».


По наблюдениям немецкого путешественника С.Г. Гмелина (1744–1777), к слову скончавшегося и похороненного в Дагестане:


«… провинция Гильянская и город Шемахи снабдевают Дербент разными бумажными и шелковыми материялами... кои променывают лезгинским и горским татарам за один раз тонкого сукна, которое ими же самими в горах приуготовляется».
Как отмечает русский генерал Ф.Ф. Симонович (1760–1815), жители обществ Южного Дагестана «промышляет вообще сукном, коврами, попонами и другими шерстяными тканями» и что все «сии рукоделии, равно и шерсть, отпускают» не только в Дербент, но и в «Кубу за хлеб, сарачинское пшено, шелк, хлопчатую бумагу, соль, нефть и за деньги».


В развитии связей Южного Дагестана (в современных границах) и Ширвана значительную роль играли старые поселения с дагестанским этническим составом — лезгинами, цахурами, рутульцами, удинами, аварцами и др. В связях между населением Южного Дагестана и закавказскими ханствами огромной была и роль отходничества. Так, из Дербентского ханства, владений Табасарана, союзов сельских обществ Алтыпара, Докузпара, Ахтыпара и др. — уходили на заработки в Кубинский, Нухинский, Шемахинский и другие ханства. Тесные связи установились между скотоводами южнодагестанских владений и закавказских ханств — особенно Кубинского, Нухинского и др.


Автор: ‘Али Албанви

*Примечание: в некоторых источниках приводится название Диндидагского перевала как «Диндинский».

Литература

1. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания — Лезгистан: история и современность. — Санкт-Петербург; Махачкала: Изд-во Даг. гос. пед. ун-та, 1995. С. 215–216. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGVU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

2. Абдурахманова З.И. Сосновые леса Дагестана: классификация и распространение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afpq4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

3. Айгунова Т.С. Торгово-экономические связи союзов сельских общин Дагестана в XVIII–XIX веках. С 11. // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов Северо-Кавказского регионального отделения МНАБ. – Вып. 2 (9). – Махачкала: Издательский дом «Новый день», 2004.

4. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII — нач. XIX в. (Книга II) (Историческая география Южного Дагестана) Махачкала, 2001. С. 27; 78. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnkhT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2021). — Яз. рус.

5. Алпан Аким. Историческая география Лезгистана Ремесло и торговля (XVII век — нач. XIX в.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afpom, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

6. Магомедов Н.А., Магарамов Ш. А., Абдусаламов М.-П.Б. Развитие торговли Дагестана с Азербайджаном через Дербент (XVIII — первая половина XIX в.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afppZ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

7. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш (Крепость курейшитов). — Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2000. С. 140–141; 156. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afpof, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

8. Отчёт о велосипедном научно-спортивном туристском путешествии пятой категории сложности по Кавказу, совершенном с 5 августа по 3 сентября 1982 г. под руководством Шакирова З.З. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afppp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.

9. Пиррова Р.Н. Азербайджан и Дагестан в ХVIII — нач. ХIХ вв. истории взаимоотношений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/afpou, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.01.2022). — Яз. рус.