Глава 14. Венчание Черной Ведьмы

Безродный Сергей
Планета Гуриасс, система звезды Лейтена. 22 мая 2339 г. (по земному летоисчислению). Окрестности Киллибура. Графство Арван-Клидат



Отпуск счастливых молодоженов заканчивался. Тревожные вести с Болхиа достигли Иоффе, и молодая чета приняла решение сниматься с якоря как можно быстрее. Дэвид даже хотел, из уважения к памяти покойного Васильева и федеральных бойцов, отменить мероприятия, связанные со свадьбой, но тут уж Стелла встала стеной:

- Простите, муж мой, но я не улечу с этой планеты полувенчанной! Это не просто моя блажь, это еще и средство заткнуть рты всем мои критикам, которые считают, что мне недоступны серьезные отношения! У меня уже все заказано и оплачено. И потом, вы не воскресите покойного генерала, да вознесут его боги в небесную обитель, а меня обидеть сможете. Я обещаю вам, что уже завтра мы начнем планировать отлет. Да и потом, Силве нужно забрать нужные документы из семинарии.

Иоффе впервые ощутил, как напрягает его эта мещанская трескотня его жены, оставшейся в развитии где-то в конце девятнадцатого века, если проводить аналогии с земной историей. Поставить на один уровень какие-то дамские ритуалы и судьбу целого мира! Он даже хотел воспользоваться чрезвычайным транспортом посольства Федерации, как и полагается в подобных случаях старшему офицеру. Но Ковун передал рекомендацию Кетцеля, - да, именно рекомендацию! – вернуться в ближайшие два-три дня. Да и потом, Стеллу в какой-то степени тоже можно понять. Для женщины Доиндустриальной эпохи, да еще и с прямо скажем, сомнительным прошлым, законное венчание, - это прямой способ полностью восстановить свою репутацию. Вот только опять эта шумиха, репортеры… Иоффе не мог понять этого паталогического желания местных совать нос в чужую личную жизнь. Но на этот счет Стелла тут же успокоила его:

- Не волнуйтесь, рыцарь мой, венчание наше будет почти что тайным. Я договорилась, - через моего хорошего друга о том, что нас обвенчают в церкви одного частного имения.

- И кто же этот «хороший друг»? – Иоффе стала откровенно утомлять эта роль в мыльной опере наяву.

- Не ревнуйте, Отелло! – улыбнулась Стелла. – Мой кузен, Хорсе Жю Клидат, наш сосед. Еще один счастливый обладатель аэроплатформы на этой планете, авантюрист, повеса, дуэлянт и страстный спорщик! И он был один из немногих, кто никогда не отворачивался от меня в трудную минуту! Надеюсь, он станет хорошим другом и вам.

Стелла благоразумно промолчала, что ее кузен одно время был официальным претендентом на ее руку и сердце, - законы Королевства это позволяли. А так же, - они в очень юном возрасте, чуть было не стали любовниками. Просто из интереса, - а как это у взрослых происходит?! Правда, в силу именно ангельского возраста, они даже не поняли, что и как вообще должно происходить, и больше глупостями не занимались. Сейчас кузен и кузина признавали, что в случае возможной близкой связи они смогли бы выдержать друг друга, максимум, пару недель. Им больше шло быть родственниками и жить на некотором расстоянии друг от друга.

Также на свадьбе будут Рамла, мажордом Клонти, Силве и один репортер из столичной газеты, которой графиня Жю Сет благоволила. Он-то и оповестит весь честной хилликийский мир о том, что всем известная ведьма, возмутительница общественной морали, нашла свой семейный покой в законном браке, венчанного Богом.

Иоффе, кстати, сразу предупредил, что для него все это – просто отдание долга чести своей супруге, что он, честный советский иудей, веру менять не собирается. И он, в свою очередь также хотел бы провести венчание в Питере, в синагоге. На это графиня Жю Сет согласно склонила благородную головку и сказала, что сегодня его ожидают сразу три сюрприза, а то и четыре. Но сразу предупредила, что никаких ритуальных «ранений» не потерпит. Ни у себя, ни у мужа.

- Да, я уже отмучился в раннем младенческом возрасте, второй раз ничего не будет, - ответил Иоффе, пытаясь подавить смех в зародыше.

- Ну, я не знаю, вдруг вашим соотечественникам покажется, что они еще не все отрезали! – наивно моргая глазками, ответила аристократка.

Итак, с утра вся свадебная процессия переместилась в имение Жю Клидат, в десяти километрах от вотчины Жю Сет. Корабль мягко опустился на зеленой лужайке перед ослепительно-белым особняком. Иоффе облачился в свою парадную форму, правда, китель со всеми своими наградами надевать не торопился, - несмотря на облачный день, было не сильно прохладно. Однако,  тенистый парк с высокими деревьями давал хоть какую-то защиту от палящего зноя.

Хозяин имения, граф Жю Клидат радушно встретил их, с огромным букетом цветов для кузины и с увесистым графином алого королевского вина для «мученика, чьей душой наконец завладела эта ведьма». Иоффе было, нахмурился, но Стелла остановила его и объяснила, что они, как настоящий брат и сестра, не любят излишних нежностей друг к другу, и такой юмор у них в ходу. Так что это предельно ласковое обращение.

Граф Хорсе был ровесником Стеллы. Они даже внешне были похожи, - относительно невысокого роста, со смуглой кожей и немного выдающимся «кавказским» носиком с горбинкой. У графа были длинные черно-смоляные волосы, затянутые в хвост, и тонкие аристократические усики. И те же чертики в глазах, что и у родственницы. Одет он был в долгополый старомодный пиджак с золотыми пуговицами и орденом в виде белой семиконечной звезды, белую, расстегнутую на груди рубаху, кавалерийские штаны с золотистыми галунами и высокие сапоги. Под руку графа сопровождала его распорядительница, улыбчивая молодая женщина лет двадцати пяти, которая взирала на своего хозяина с благоговением. Граф был свободен, как ветер, и по слухам, знатный ловелас.

- Впервые приветствую в своей обители живого куалийца! – приветливо раскрыл руки хозяин имения. – Мое почтение, господин Иоппе! Не просто куалиец, а полковник, который, наверное, повелевает звездными флотилиями! Осмелюсь рекомендоваться, отставной капитан Личного Гвардейского Ее Величества Первого Истского кавалерийского полка! Раз у меня в родственниках теперь старший офицер со звезд, не вернуться ли мне на военную службу? Если, конечно, у вас есть кавалерийские части! Готов оседлать во славу обеих Корон любую тварь, лишь бы была самкой!

Советский офицер корректно объяснил, что он относится к Службе Планетарного Базирования, а не к Звездному флоту, поэтому, с Гвардией его не сравнить. И вообще, он относится к отделу военно-стратегического планирования, на что довольная жена подтвердила, что принимала участие в битве при Гуэннохоррской столице, под командованием своего будущего супруга, и что он – один из самых перспективных полководцев. Потом она вдруг заторопилась и позвала с собой женщин, - помочь ей переодеться.

- Вам готовят сюрприз, господин полковник! – засмеялся граф Жю Клидат. – Какой – не знаю, но мы должны быть у церкви через час. Осмелюсь рекомендовать себя как ваш gure*. Я, право, не знаю, как подобные церемонии проходят в вашем мире… В общем, увидите… А потом, - граф шутливо, вроде как по секрету, прошептал Иоффе на ухо, - Вас будут похищать и куда-то увезут.

- Не понял, - поднял брови Иоффе. – Меня? Мы так не договаривались!

Тут жених из туманного Петрограда вспомнил, что они вообще никак не договаривались, и организацию данного мероприятия полностью взяла на себя Стелла, и бог его знает, что она там наорганизовывала. Его вновь стала раздражать эта навязанная ему роль свадебного барашка на заклание. Вот только куда теперь деваться, он же еще немножко и дипломат теперь… Так что остается лишь улыбаться и выражать озабоченность!

Тем временем, мужчины, вспоминая минувшие дни и славное боевое прошлое, начали выдвижение в сторону церкви, до которой было по прямой метров сто. И граф, и мажордом Клонти были старыми служаками, и присутствие Иоффе лишь будоражило их интерес. Им тоже хотелось покрасоваться перед куалийским «профессором» в военной форме, показать ему, что, тоже не лыком шиты, и как носить мундир знают!

- Клонти, вы, если не ошибаюсь, были артиллеристом? – полушутя спросил граф.

- Так есть, Ваша светлость! - Мажордом гордо выпятил грудь в медалях. – Королевский артиллерийский полк! Пятнадцать лет безупречной службы.

- А я кавалергард Ее Величества, - отвечал довольный Жю Клидат. – Кузина у нас авиатор, и с нами Светлейший куалийский полководец! Предлагаю создать свое войско и отвоевать у соседа заливные луга, чтобы не задирал нос! Организуем Святой поход и обратим его крестьян в хилликийство. Три дня на разграбление! Я беру себе двух-трех молодых пастушек! Любезный Даво, вам сколько женщин оставить? – Веселый граф сказал это максимально громко, чтобы Жю Сет могла его услышать через распахнутые окна.

- Спасибо, но моя женщина сейчас переодевается к свадьбе, - улыбнулся Иоффе. – Хотя, знаете, по поводу крестьянок вы мне подали одну дельную мысль…

- Так а я о чем?! – захохотал довольный Хорсе. – Женщин много не бывает, это я вам точно говорю!

- Каких вам женщин много не бывает, чертов вы развратник?! – послышался крик Стеллы. – Немедленно прекратите учить плохому моего супруга, иначе пожалеете, что на свет родились! Дэвид, я с вами позже поговорю!

- Берегитесь, теперь она за вами слежку устроит! Вы хотите сказать, кузина, что это только ваш ученик?! -Довольный граф хохотал, время от времени разливая алое вино в бокалы гостям.

- Раз здесь собрались военнослужащие, неплохо было бы нам собраться двадцать третьего февраля, - улыбнулся Иоффе, помня изречение, что у жены время от времени надо вызывать легкую ревность. – По вашему календарю это сороковой день Поры Ледяного Камня. У нас это праздник всех военных.

- Великолепная мысль, дружище! – с радостью ухватился за идею граф. – Устроим здесь такую вакханалию, что небо задрожит! ВО славу всех воинов, и ваших, и наших!

- Осмелюсь напомнить, муж мой, что спустя полторы недели по куалийскому календарю наступает Всемирный праздник всех женщин! – долетел до мужчин крик Стеллы. – И вот там я вам обещаю ответную вечеринку! Буду верховной жрицей всех женщин, и в тот день под флагом Кровавой Розы мы будем мстить вам, надменные брюконосцы, за все ваши обиды, нанесённые вами женщинам всех миров! А вам, граф, пуще всего!

- Ой, боюсь! Как она слышит на таком-то расстоянии? – удивился граф. – Хотя чему я удивляюсь, она же колдунья! Ох, Даво, Даво, сил вам побольше! Уж я-то свою сестрицу знаю!

Прибыл корреспондент… Он держал на плече массивную треногу с древним аппаратом, подобные которым Иоффе видел в исторических фильмах. У него опять возникло ощущение, что он перенесся на машине времени далеко в прошлое.

Вся процессия потихоньку двинулась к церкви. Иоффе впервые так близко увидел культовое сооружение хилликийцев. Небольшое здание с остроконечной крышей и высоким шпилем со стилизованным символом молнии напоминало маленькую немецкую кирху, но с загнутыми свесами кровли, как у китайских пагод.  Сооружение было окрашено в светло-зеленый цвет, а на парадном фронтоне, обращенном к аллее, искусный резчик изобразил сцену Последнего Суда со множеством действующих лиц, некоторые из которых напоминали не то демонов, не то киборгов. Не так уж много различий между религиями разных миров, которые любят стращать грешников сценами посмертных мучений.

Над аллеей склонялись огромные деревья с гигантскими шестипалыми листьями. Пахло морем… Солнце, к великому удовольствию Иоффе, спряталось за облачка. Советский офицер привел в порядок свой темно-зеленый китель с наградами, галстук и фуражку.

 - А где священник, лютая его душа? - гаркнул во все горло граф. - Его что, ugrahi* утащили?!
 
Через пяток минут пришмурыгал дворник, с бородой, в сером фартуке и с длинной палкой, из которой торчали, как антенны, тонкие ветки. Иоффе не знал, что это за устройство, подумал даже, что это оружие или какой-то культовый предмет. И кто такой "дворник" Иоффе тоже припоминал с трудом, - не настолько хорошо он помнил все архаизмы.

Бородач со странным предметом передал тяжелые ключи графу и сказал, что местного пастыря не будет, так как он вчера ушел в запой и сейчас обретается под столом в одном из купеческих домов. Вчера его пригласили на домашнее крещение новорожденного, потом отблагодарили, и, судя по всему, благодарили до сих пор. Передать, дескать, просил сын купеческий, он же доставил подарок в качестве извинения, - мешок чистейшего хлопка, стоимостью никак не меньше сотни тысяч.

- Да я его насмерть запорю! - возмутился Жю Клидат. - Крыса узкомордая, святоша хренов! Я что ли кузину венчать буду? Я, конечно, могу, но вы же потом этот день никогда не забудете!

Выяснилось, что венчать будет Силве. Ей разрешалось в чрезвычайной ситуации отпевать, крестить и венчать. Сейчас была такая вот чрезвычайная ситуация. А Иоффе был готов, чтобы его сейчас повенчал хоть робот-секретарь из приемной, лишь бы эта буффонада закончилась побыстрее. Он злился на графиню за то, что она втянула его в этот глупый ритуал. Да и какой смысл в этом обряде, если жреца все равно нет? И что скажут люди, увидев его, советского офицера, участвующим в культовом обряде отсталого народа? Если, конечно, эта информация дойдет до информационных таблоидов Федерации.

Скрипнула дверь под общими усилиями Силве, графа Хорсе и Клонти. Из помещения пахнуло сыростью и клопами. Умница Силве проскочила вперед, заниматься приготовлениями. Иоффе из любопытства тоже заглянул внутрь. Он имел представление, как устроены церкви, пагоды, синагоги и мечети Земли, знал более-менее про старинные обряды и традиции. Теперь ему все же стало любопытно, а как проходит венчание в хилликианстве? И если здесь центральным атрибутом является молния, как ее будут создавать? Где положительная клемма, где отрицательная? Через кого пройдет заряд?!

На самом деле все оказалось проще. Молнии «создавались» из ароматического масла, вытекающего по прозрачным тоненьким трубочкам из сосудов, напоминающих маленькие фарфоровые чайнички. Они были подвешены над емкостями и массивными подставками с песком. А в чайнички помещались кристаллы с люминисцентным* свойством. Поэтому струйки масла светились.

Дэвид заинтересовался было диковинными кристаллами, излучающими свет, но тут произошло такое, что он забыл и про кристаллы, и про геологию, и про науку в целом. В сопровождении дам прибыла Стелла. Одетая в БЕЛОЕ свадебное платье. Сделала она это именно для Иоффе, потому что в хилликийской традиции свадебные платья были красные или оранжевые.

При виде невесты мужчины вытянулись по струнке. Даже вечно веселый граф обомлел от восхищения.

- Прекратите сверлить меня глазами, - запротестовала смущенная некогда Черная Ведьма. Я и так знаю, что выгляжу ужасно! Мне хронически не идет белый цвет. Муж мой, по душе ли вам первый сюрприз?! - Она смущенно улыбнулась, опуская глаза.

Иоффе открыл рот и даже попытался издать какие-то звуки. У него было совершенно другое мнение по поводу несовместимости жены с белоснежным платьем, которое ладно облегало ее истинно женственную фигуру. Белый дорогой материал визуально делал смугленькую графиню моложе. Ее смущенное личико прикрывала белая фата, берущая начало из круглой белой же шапочки, утопающей в черных кудрях. Грудную часть, застегнутую до горлышка, украшали сразу два золотых массивных ожерелья в виде молний. Два золотых зигзага со стрелками венчали кружева на бюсте. Руки, держащие огромный букет цветов, были скрыты под белыми же шелковыми перчатками.

- Ну что, Дэвид? – Графиня хитро сверкнула глазами из-под вуали, - Такой я являлась вам в ваших мечтах?!

- Стелла, разрешите предложить вам свою руку, - Иоффе метнулся к жене, как лакей к барыне, чуть фуражку не потеряв.

- Кузина, если бы я увидел вас в таком виде тогда, очень давно, - клянусь, я бы опередил этого куалийца! – опять ляпнул, не думая, хмельной граф. – Иоппе, не смотрите на меня так! Я когда-то официально претендовал на руку и сердце графини, но мне по-честному отказали, о чем я не жалею. Я вам не соперник уже, но я, черт возьми, поражен!

Иоффе, почувствовав в себе пробуждающиеся инстинкты самца, при всех обнял графиню за талию, а она склонила ему голову на плечо. Потом она встала на носочки, пытаясь что-то сказать мужу-великану:

- Я вам правда нравлюсь, тофаристщ полковник? – спросила она по-русски.

- Вы – моя королева! - только и сказал Иоффе, излучая счастье. – Скажу вам, что я вообще никого в жизни так не любил! - От избытка чувств он легонько приподнял графиню над землей.

- Спасибо, мой король! – прошептала аристократка на ухо своему любимому советскому гражданину. – Дэвид, простите меня, я такая неряха… Я так торопилась, что кое-что забыла надеть под платье. Ну, вы понимаете?  И сейчас мне немного неловко.  А теперь, наверное, неловко и вам, да?!

- Вы с ума сошли?! -  Иоффе, уже порядком устав от эскапад* благородной хулиганки инстинктивно попытался прикрыть ее, хотя на ней было платье из очень плотного материала. Стелла довольно захохотала по-ведьминому, видя неловкость мужа.

- Что случилось, господин? – нахмурилась Рамла. – Опять эта бесстыдница обижает вас? Госпожа, вы должны почитать своего мужа!

Иоффе поднял вверх ладонь, что, мол, все в порядке.

- Да я молюсь на него, а вы про какое-то почитание! – улыбалась счастливая ведьмочка.

- Матушка, вы ослепительны! – восхищенно сказала Силве, выбежавшая из помещения с длинной зеленой ветвью какого-то растения в руке.

- Приступайте, святая дочь моя! – практически скомандовала Стелла, . – Сделайте свою мать счастливой по божьим законам..


Спустя три часа…


- Вот такого сюрприза я не ожидал, дорогая! – громко сказал Иоффе, чтобы жена услышала его сквозь шум прибоя.

- Подождите, мой господин, я вам говорила, что сюрпризы еще будут! – прокричала ему Стелла, пытаясь вскарабкаться на огромный серый валун, который уже несколько столетий обтачивали морские волны.

Они находились на пустынном морском берегу, в сотнях километров от столицы и от имения Клидат. Метрах в тридцати от них на песчаном берегу застыла громадина «Нептуна».

Как только завершилась церемония венчания, графиня передала журналисту конверт и письмо для главного редактора, что-то шепнула, и тот, погрузив в автомобиль свой аппарат, учтиво поклонился ей, обещая, что все, мол, будет в ажуре. Затем Стелла отвезла всех своих близких в имение Сет ( в том числе и графа Хорсе, который вознамерился продолжить пьянку в доме графини), выслушала поздравления, объявила на завтра выходной день для служанок, и, переодевшись в свое обычное черное платье, похитила своего супруга и подняла корабль в воздух. И вот они оказались на тех самых загадочных Южных Островах, о которых Стелла так много говорила. Отсюда родом были ее предки. Отсюда ее темная кожа и умение видеть то, что не видят обычные люди.

- Одно венчание у нас было, по общегосударственным порядкам. – озорно прокричала Стелла. – Теперь я хочу, чтобы нас повенчала наша богиня!

"Количество небожителей растет... Еще немного, и я сам стану исторической древностью" - подумал Иоффе.

Венчание, кстати, заняло, от силы, полчаса. Большую часть времени Иоффе и Жю Сет просто стояли перед алтарем по стойке смирно, в то время, как Силве, страшно волнуясь и запинаясь, читала хилликийские молитвы и проповедовала от себя, как важно в современном мире держаться за истинные ценности, имя которым – Любовь и Вера. Затем она водрузила на головы жениха и невесты серебряные венцы и нанесла на лбы и запястья какие-то знаки прозрачным маслом. После чего начертала красным химическим карандашом две вертикальные линии на правые щеки Иоффе и Жю Сет. А уже потом молодые обменялись новыми кольцами, - платиновыми, с сапфировыми вставками.

Иоффе, уже уставший от обрядов, подошел к своей маленькой колдунье и обнял за талию. Стелла, оказавшись на камне выше своего рослого мужа, обхватила его за шею и прыгнула на руки. Подполковник закружил ее, как маленькую девочку, и она раскинулась на его руках, абсолютно счастливая. Начиналась ее новая жизнь…

Кроме них на пляже никого не было. Крикливые черные зубастые птицы, похожие по размерам и комплекции на земных чаек, с криками носились над волнами. Дул теплый, довольно сильный ветер, и серебристые волны по колено с грохотом вырывались на литораль*. Небо было затянуто белыми, как вата, облаками, через которые все же явственно проглядывало сияющее светило.  Метрах в трехстах за песчаными дюнами тянулись к небу высокие вечнозеленые деревья с жесткими, как пластик, псевдолистьями. А у скалистого выступа метрах в тридцати от линии прибоя Дэвид увидел огромную раковину-спираль, похожую на колесо диаметром метра полтора. Похоже, это была раковина гигантского моллюска. На Земле подобные существа обитали в мезозойскую эру и назывались аммонитами*.

Иоффе оставил свой громоздкий китель на корабле, зато захватил на всякий случай кобуру с бластером. Мало ли какие «гости» могут встретиться по дороге.

Архипелаг островов не были необитаем. Неподалеку находились несколько поселений рыбаков, а на юге, где к морю подступало подножие горного хребта, рассекающего остров почти ровно по меридиану, раскинулась столица острова – белокаменный городок Руассар, в котором проживали около пятидесяти тысяч человек. Там же находилась резиденция хилликийского губернатора. Они могли бы кстати рассчитывать на приглашение от губернатора, но решение Жю Сет посетить остров было спонтанным и ни с кем не согласованным. Они были здесь, как два частных лица, не более того.

Почти десяток других мелких островков и верхушек подводных гор, входящих в архипелаг, не имели постоянного населения. Главный же остров по размерам был примерно равен острову Тасмания.

В старину Южные острова были центром древней политеистической культуры народа Нуакши. Родоплеменной союз, состоящий из трех крупных племен, имел собственный пантеон богов, среди которых центральным персонажем была Ирада – рыжеволосая богиня любви, семьи и чувственных страстей. Образ был весьма интересен, так как своих рыжеволосых людей на Гуриассе не было, - не сложилось как-то у местного населения с неандертальскими генами*. До сих пор рыжие люди с Земли, особенно женщины, привлекают особое внимание местных. Интересно, что любовную богиню местные смуглые жители, немного похожие на малагасийцев*, изображали статной высокой белокожей женщиной северного типа с роскошными огненными волосами, что не могло не вызвать у Иоффе определенных ассоциаций.

Культура ирадистов была матриархальной, - женщины занимали в общественной иерархии высшие ступени. Некоторое время ирадистская культура процветала, охватывая весь центральный остров. Нуакши стояли на пороге создания своего государства. Но, как предполагается, примерно в 17 веке по местному летоисчислению произошли климатические изменения, к тому же экстенсивные способы ведения хозяйства истощили природные богатства самого острова. После относительно короткого периода изобилия и процветания наступило время упадка, голода и неурожаев.

По истории Южных островов земляне не располагали большим объемом информации, поэтому хронологию событий расцвета и упадка народа Нуакши будущим исследователям еще только предстояло написать. Официальные же хилликийские источники были крайне скупы в отношении языческих дохилликийских культур. И здесь настоящим подарком для заинтересованных стал научный труд австралийского этнографа Генри Ван Ена, который так и назывался: «Кризис дохилликийского общества Южных островов Королевства». Не были также лишними легенды и предания, пересказанные Стеллой Жю Сет.

…- Следуйте за мной, муж мой венчанный! – Стелла увлекла Дэвида за собой к летающей платформе, которая по ее команде выплыла из корабля. Молодая чета поднялась в воздух и взяла курс на юг, к местной столице. А Дэвид продолжал впитывать информацию из квантового справочника.

В 18 веке по местному летоисчислению острова были присоединены к владениям Хилликийской Короны. Разумеется, не с цветами пришли на острова язычников хилликийские легионы. Полетели с пьедесталов идолы старых богов, а вместо них поднимались к небу обелиски со Святой Молнией. А местное население, похоже, приводилось к покорности огнем и мечом. Есть сведения, что хилликийские конники и рыцари не гнушались проведением настоящих карательных операций в глубинной части острова, где предвосхитили «подвиги» эсэсовских палачей на Земле в 1940-х годах. Во время карательных операций носители добра и света истины не щадили ни старых, ни малых. Многих уцелевших обратили в рабство и продали, как животных, на невольничьих рынках Королевства. По крайней мере, так говорили источники, на которые ссылался Ван Ен.

«Но тогда Стелла, равно как и ее род должны быть не дворянами и аристократами, а рабами. В лучшем случае – какими-нибудь небогатыми крестьянами или ремесленниками», - подумал Иоффе. А ведь роды что Жю Сет, что Жю Клидат, - довольно старые и уважаемые семьи Королевства, которые даже в дальнем родстве с королевской фамилией. Что-то как-то не вяжется с безжалостным уничтожением туземной культуры и аристократии! Это все равно, что в викторианские времена туземная элита какого-нибудь африканского племени или кто-то из индийских раджей средней руки в британских колониях становится английскими лордами и родственниками королевы Виктории? Возможно ли сие?

И тут же Иоффе вспомнил иной пример. Когда русский царь Иван Грозный взял Казань, многие татарские царевичи мигом стали приближенными «боярскими детьми» Москвы. И дворянство Российской Империи на начало 20 века состояло из княжеских фамилий и элит присоединенных территорий. Интересно, а какую политику к туземным верхушкам проводило Хилликийское королевство? Надо будет провентилировать этот вопрос…

А тем временем на горизонте в туманной дымке показались предместья Руассара. Пляж из песчаного стал галечным, а людей, удивленно глядя на пролетающую над ними платформу с двумя людьми, становилось все больше. Дэвид увидел около десятка простых лодок, привязанных к кольям. Дикий, шаловливый прибой нахлестывал волны на берег, пытаясь дотянуться до этих примитивных плавсредств своими пенными щупальцами.

А дальше из-за зарослей акаций и вечнозеленых тропических гигантов, похожих на гигантские хвощи, появилиcь огоньки, выступили контуры прямоугольных зданий, раскрашенных в разные цвета. У деревянного широкого помоста-причала покачивалось на волнах уже солидных размеров суденышко с одной мачтой и треугольным парусом, напоминающее старинную турецкую фелуку*. На берегу степенно стояли кружком и курили трубочки с десяток мужчин зрелого возраста в широких сапогах, простой крестьянской одежде и потрепанных рыбацких куртках. Из них кто держал на плече сложенные сети, кто весла, кто короткие копья-гарпуны… Рыбацкое суденышко готовилось к выходу в море. Увидев пролетающую над берегом дисковидную платформу с женщиной и мужчиной, рыбаки приветливо помахали рукой, кто-то поклонился, чуть не уронив весло, кто-то стянул с головы кепку. И Стелла в ответ помахала им рукой, улыбаясь. Похоже, что Стеллу здесь видели уже не в первый раз.

- Они знают вас? – спросил Иоффе у жены.

- Да, правда я боялась, что меня уже подзабыли, - ответила графиня. Я не была здесь уже года два наверное… Это Сларис, небольшой рыбацкий городок. Здесь, однако, есть почта, телеграф и неплохой, хотя и скромный дамский салон. Отсюда до города рукой подать! А наша цель находится уже менее чем в километре.

- А почему мы не могли прилететь сюда на корабле?

- Чтобы не перепугать скот местных жителей, как это было в прошлый раз. К тому же здесь немного подходящих мест для посадки, и все они заняты постройками.

Платформа опустилась на булыжную мостовую возле одного из зданий. Стелла попросила подождать его у входа, потому что в продаже появилась новая косметика. Иоффе остался на улице в гордом одиночестве, засекая время. Он, по слухам знал, как модница-Стелла ходит по магазинам, и как истинный мужчина не понимал, как можно тратить на покупку необходимого более двадцати минут. Подполковник, вздохнув, закурил, видя, что присутствующие на улице мужчины вполне спокойно дымят.

Мимо проходили невысокого роста смуглокожие люди в старинных одеждах, смотревшие на него без особого-то и удивления. Скорее, с интересом. И они приветливо раскланивались с ним:

- Добрый день, господин куалиец! Добро пожаловать!

То ли здесь уже бывали земляне, то ли для местных не было особых различий между инопланетянами и другими иностранцами, но его появление не вызвало никакого ажиотажа (да и Стелла, похоже, не была для местных чужачкой).  Люди улыбались ему, он улыбался им и произносил ответные приветствия, попутно оглядываясь.

Поверхность зданий и жесткие листья деревьев обдувал соленый прохладный бриз. К запаху моря добавлялся запах рыбы и нечистот, выделяемых небольшими рогатыми животными, бегающими повсюду. Условно Иоффе назвал их «козами», хотя на земных коз они были мало похожи. Сушилось на веревках белье прямо на улицах. Люди шли по своим делам, дети, играя, с веселым визгом бежали в сторону моря, лавируя между взрослыми. Чинно беседовали на лавочках седоусые старички.

Дэвиду показалось, что он находится в одном из европейских старых городов, где-то на Средиземноморских островах. Такие же старинные, потертые дома с украшениями из лепнины, лишенные каких-либо сложных инженерных систем, примитивные фонари, дающие тусклый свет от сгорания углеводородного топлива. Неровные, мощеные округлым камнем, серые улицы-дороги, по которым едут плетутся повозки, запряженные низкозадыми, когтистыми лошадями*. Видел здесь Иоффе и обыкновенных лошадей, но те по размерам были гораздо меньше земных. Впрочем, лошадей на Земле осталось немного, и увидеть их можно разве что в национальных природных парках. Эксплуатация животных для работ на родной планете Иоффе строго воспрещена уже лет двести как. Даже Большое Техасское Родео в СШСА, которому уже несколько веков, экологические активисты пытаются запретить.

Рядом с гостиницей расположилось небольшое летнее кафе под вывеской, - обыкновенные столы и стулья, накрытые белыми скатертями. За одним из столов восседал важный пузатый господин в пиджаке и белой рубашке. Он периодически отхлебывал что-то из маленькой чашки и заедал кондитерским изделием, лежащем на белом блюдце. Господин был поглощен чтением текста, напечатанного на большом листе бумаги.

А селение жило своей неторопливой жизнью. Мимо проходили люди: мужчины в небогатых пиджаках, сюртуках и рабочих комбинезонах, женщины в полинялых платьях, залатанных юбках, несущие корзины с продуктами и тазы с бельем. Бегали дети в каких-то обрывках, которые и одеждой-то не назвать. Где-то играл торжественную красивую музыку настоящий духовой оркестр.

Люди здесь были не богаты и не знали, что такое достаток, и уж, тем более роскошь. Но эти люди были поглощены каким-то делом, они были сильными и здоровыми, они разговаривали, шутили, ругались, смеялись, обсуждали какие-то дела… Не было в их взглядах запекшейся боли, обреченности, полнейшей безучастности, как у болхианцев, чья нормальная жизнь завершилась пятнадцать лет назад.

Впервые Иоффе убедился наглядно, что бедность бедности рознь. Есть бедность бесшабашной юности, когда пусто в кармане, но много сил, надежд и планов на будущее. А есть ужасная бедность старости, когда все растерял, и сил на возрождение больше нет. То же самое можно сказать и про цивилизации.

- Господин куалиец не желает отведать свежайшей выпечки?  -послышался голос со стороны кафе. К нему обращалась полная женщина в белом переднике, видно, хозяйка заведения.

- Отчего бы и нет?- приветливо улыбнулся Иоффе. - Одними обрядами сыт не будешь.

- Поддерживаю! - Появившаяся из ниоткуда Стелла озорно схватила своего мужа за талию.

- Стелла, эти люди очень похожи на вас. Это…

- Да, вы все правильно поняли, - согласилась Стелла. – Я потомок этого народа. Правда, и они, и наш род уже достаточно долго смешивался с хилликийцами. Но язык и генетическая память остались.

- Делаю вам комплимент, - шутливо склонился перед ней Иоффе. – Вы не любите долгое время тратить на покупки. Это редкое достоинство!

- Благодарю вас, товарищ мужчина! – едко улыбнулась Стелла. – Просто, ваше счастье, там не было новых нарядов. А косметикой я запаслась на месяц вперед. – Она показала ему увесистый узелок и новую дамскую сумочку.

Еще на час они задержались в этом кафе, где откушали вкусных булочек с кремом. При этом Иоффе заметил, что пузатый господин в костюме так и просидел все это время, через газету поглядывая на гостей. Ему показалось, что это шпик из полиции, о чем он шепнул Стелле. Но она улыбнувшись, помотала головой, - нет, это обыкновенный домовладелец, и его здесь все знают! Хотя, не исключено, что куда надо и сообщает.

А потом довольная Стелла вновь пригласила мужа к платформе, и они вновь направились, взмыв над крышами домов, куда-то в сторону моря. Совсем рядом на востоке Иоффе увидел синие горы, город, обступивший гавань своими пряничными домиками со всех сторон, и белые квадратики парусов, замазанные черным дымом одинокого парохода. С собой из кафе они захватили пару бутылок вина и кое-что из снеди.

Через двадцать минут они опустились на каменном плато, - не более пятисот метров до морского берега. Иоффе даже удалось разглядеть вдалеке, на пустынном берегу громадину их корабля под голубоватым куполом контрольного поля. Фактически, они сделали крюк в несколько километров вдоль южного побережья острова... 

--------------------------------------------------------

Портрет - Граф Жю Клидат, граф, помещик, отставной офицер Королевских Хилликийских ВС, двоюродный брат Стеллы Жю Сет

--------------------------------------------------------
ПОЯСНЕНИЯ И РАСШИФРОВКИ - *

gure - Друг жениха, свидетель (хиллик.)

ugrahi - Злые демоны в хилликианской мифологии (хиллик.)

люминисцентный - излучающий свет

Эскапада - экстравагантная выходка.

Литораль - участок берега, который затопляется морской водой во время прилива.

Аммониты - древние головоногие моллюски со спиральной дисковидной раковиной. Вымерли в конце мелового периода.

"...не сложилось как-то у местного населения с неандертальскими генами" - По одной из антропологических теорий рыжие волосы унаследованы от неандертальцев.

Малагасийцы - малая раса острова Мадагаскар. Ее представители отличаются азиатским разрезом глаз и темный цветом кожи.

Фелука - небольшое старинное палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом.

"...повозки, запряженные низкозадыми, когтистыми лошадями". - Имеются в виду моропусы - вымерший род млекопитающих отряда непарнокопытных, родственники современных лошадей. На Земле вымерли около 13 миллионов лет назад. Вместо копыт на ногах имели когти.