Бланка Кастильская, мать Людовика Святого

Гениальные Матери Планеты
Бланка Кастильская (1188–1252 гг.), принцесса Бланш, родилась в Испании, в семье короля Кастилии, прозванного Победоносным и его супруги Элеоноры Английской, дочери английского короля Генриха II. Бабушка Бланки по материнской линии – знаменитая Алиенора Аквитанская.

23 мая 1200 года Бланку выдали замуж за короля Франции Людовика VIII. Ради этой помолвки Алиенора Аквитанская совершила путешествие через Пиренеи в возрасте 80 лет (небывалый по тем временам возраст). Бабушка лично привезла внучку во Францию, где и была отпразднована пышная и красивая свадьба. Невесте на тот момент исполнилось двенадцать лет, а жениху тринадцать.

Первый ребёнок у королевской четы появился на свет только через четыре года. Все это время супруги не вступали в интимные отношения, они вместе учились, вместе (вполне платонически) проводили свободное время. Всего Бланка Кастильская родила 13 детей. Пятеро умерли в детстве. Людовик родился шестым и оказался первым, кто достиг отрочества.

По описанию современников, Бланка была необыкновенной женщиной, одаренной многими талантами. Она получила блестящее образование, любила музыку, разбиралась в искусстве, говорила по-испански, по-французски, по-английски и даже знала латинский язык, который в Средние века считался в Европе языком учёных и аристократов. Кроме того, Бланка будучи храброй, красноречивой и гордой натурой, обладала всеми качествами государственного деятеля, соединяющего в себе политический ум с сильным характером.

Бланка Кастильская имела сильное влияние на мужа. Её свёкор, Филипп-Август, также находился под влиянием невестки, неоднократно отмечал превосходство ума Бланки и пользовался её советами. Поэтому, когда Бланка Кастильская взяла на себя высокую задачу воспитать будущего короля Франции, мужчины всецело положились на неё. С одинаковым вниманием мать заботилась о развитии интеллекта сына и его души и старалась внушить «страх божий и любовь к исполнению своих обязанностей».

Бланка Кастильская часто повторяла Людовику, что король не должен погружаться в покой и молитву; напротив, он обязан своими поступками обессмертить себя. Мать приводила сыну в пример его предшественников, оценивала их поступки, указывала как на достоинства и заслуги, так и на слабости и пороки, советовала относиться с недоверием к лести, стойко выслушивать правду и выше  всего ставить справедливость. Мудрая Бланка использовала историю как науку, из которой можно было черпать положительные примеры и благоразумные правила поведения.

Королева-мать говорила с Людовиком не только о прошлых событиях, она также знакомила молодого принца с современным положением Франции и обращала внимание на реальные нужды королевства. При нём она обсуждала самые серьёзные вопросы, говорила о богатствах, об обычаях страны, анализировала политическую ситуацию. Благодаря матери, Людовик стал разбираться во многих сферах жизни, много знал и научился принимать быстрые и правильные решения.

Занимаясь умственным развитием сына, Бланка Кастильская придавала большое значение и ратному делу: Людовик учился вести в атаку солдат, преодолевать выкопанные рвы, брать приступом крепостные стены. Наследник престола без устали осваивал воинское искусство.

Так как Бланка лично управляла своими обширными угодьями и очень любила деревенскую жизнь, она часто с детьми уезжала в поместье. Там она приучала принцев к физическому труду. Королева-мать часто повторяла, что труд не только никогда и никого не унижает, а напротив, облагораживает. И сама доказывала это своим примером. Несмотря на многочисленные заботы, Бланка не забывала о своей главной миссии – воспитании будущего короля. Они никогда не упускала его из виду. И днём, и ночью не оставляла Людовика без внимания и, если было необходимо, могла сделать выговор или даже наказать сына. Такое воспитание впоследствии дало хорошие результаты. Позже Людовик говорил своему наследнику: «пусть лучше придёт какой-нибудь шотландец царствовать во Франции, чем видеть, как ты плохо управляешь своей страной».

Бланка Кастильская очень внимательно относилась к воспитанию не только Людовика, но и других своих детей, тоже, возможно, будущих королей и королев. Её дочь, принцесса Изабелла выросла глубоко религиозным человеком и вошла в историю Франции как Святая Изабелла.

Все сыновья Бланки были выдающимися людьми. Роберт I Добрый (1216–1256) стал верным соратником старшего брата, проявил большую отвагу и погиб в Египте во время седьмого Крестового похода.

Альфонсо де-Пуатье (1220–1271) – третий из четырёх сыновей Бланки участвовал в двух Крестовых походах и вместе с Людовиком попал в плен к арабам. Освободившись из плена, Альфонсо вместе с братом Карлом Анжуйским уехал во Францию, где помогал матери править страной, пока Людовик находился в Святой Земле.

Самый младший сын Бланки – Карл I Анжуйский (1226–1285) – граф Прованса, король Сицилии, Неаполя, Албании и титульный король Иерусалима с 1277 года, князь Ахейский, основатель Анжу-Сицилийского дома. Карл Анжуйский был одним из самых выдающихся монархов своего времени. К 1282 году он смог создать могущественное средиземноморское государство, но после завоевания Сицилии Арагоном его наследники смогли сохранить только Неаполь.

В 1226 году умер Людовик VIII, а перед смертью приказал короновать своего двенадцатилетнего сына Людовика. Регентом назначил не своего брата, а жену, королеву Бланку. Без помощи матери юный король не смог бы отвратить опасность, грозившую королевству со стороны притязавших на власть удельных правителей. Проявив твёрдость и мужество, Бланка усмирила вассалов и восстановила спокойствие в государстве.

Королева-мать была регентшей при юном Людовике IX с 1226 по 1236 годы, а в 1248–1252 гг. управляла Францией во время его Крестового похода. Бланка любила повторять, что лучший титул, прибавляемый к её регентству, есть титул матери, естественной опекунши своих детей.

В жёны для сына Бланка выбрала представительницу знатного семейства — Маргариту Прованскую. Невесте на тот момент исполнилось 13 лет.

Венчание состоялось 27 мая 1234 года. Мечтательная, страстная натура, Маргарита уже до свадьбы была влюблена в короля. Но её романтичные ожидания были напрасны: «В первые годы замужества между Маргаритой и её свекровью, Бланкой Кастильской неоднократно возникали конфликты; королева-мать имела на сына сильное влияние, в том числе и в политических вопросах, и к тому же ревновала его к невестке», — пишут историки и биографы.

Действительно, несколько лет этот брак оставался неконсумированным.

Именно в том, что Бланка на первых порах запретила сыну вступать в интимные отношения с женой, историки видят проявление материнской ревности. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны? Что, если таким образом королева-мать оберегала жизнь и здоровье юной Маргариты?

«Ревнивая» свекровь боялась за ещё неокрепший организм невестки. Огромное количество девочек умирало в Средневековье во время родов. Благодаря заботе Бланки, Маргарита сохранила жизнь и здоровье, и родила первого ребёнка не в 14, а в 18 лет. Всего у них с Людовиком было 11 детей (двое умерли в младенчестве).

Со временем разногласия сгладились: повзрослевшая Маргарита стала учиться у свекрови и даже в чем-то ей подражать. Хотя, конечно, невестка завидовала тому влиянию на сына, которым обладала Бланка. Слово королевы-матери для всех её детей было беспрекословным. В конечном итоге, зависть и желание «влиять» Маргариты закончились трагедией. Ведь это именно она подтолкнула супруга к новому Крестовому походу, в котором погибли её любимый муж, сын, зять, дочь, брат Людовика – Роберт.

Со временем Людовик насытился супружеством и понемногу начал вникать в государственные дела. Но совсем не так, как мечталось его матери. Бланка страстно хотела увидеть в сыне задатки великого правителя, но единственный областью, к которой Людовик испытывал настоящий интерес, которая поглощала его целиком, была религия. Сама Бланка была не так религиозна, как принято считать. Вероятнее всего, большое влияние на Людовика в детстве и юности оказал кто-то из учителей-монахов.

Больше всего молодой король стремился обращать в христианскую веру еретиков и бороться с ересью: «Истинно тебе говорю, — сказал король аббату Клюни, — что мирянин, когда бы не узрел обиду, чинимую христианской религии, не должен пытаться защищать её догматы иначе как своим мечом и вонзить его в брюхо негодяя как можно глубже». Маргарита всячески поддерживала в муже религиозный пыл.

Решение Людовика IX отправиться в новый Крестовый поход Бланка восприняла как катастрофу. Она уговаривала, призывала подумать о Франции, ругалась, но всё впустую. На этот раз матери впервые не удалось взять верх. Маргарита наблюдала за происходящими событиями с чувством удовлетворения. Наконец-то она станет единственной для Людовика. Маргарита заявила, что тоже «принимает крест», оставляет детей Бланке и отправляется с супругом в землю Обетованную. Седьмой крестовый поход стал для Маргариты «звёздным часом».

Когда в 1248 году Людовик Святой отправился на Восток, он поручил управление королевством матери, и Бланка нашла в себе достаточно энергии, чтобы выполнить это трудное поручение. Она подавила восстание, известное в истории под названием R;volte des pastoureaux («Восстание пастушков»). Укротила бесчинства и заставила нескольких вассалов отправиться к сыну после неудачи, постигшей молодого короля в битве при Мансуре.

Иногда историки как бы в упрёк ставят Бланке чрезмерную любовь к власти и намекают на её сходство с бабушкой Алиенорой Аквитанской. Несомненно, у этих двух грандиозных женщин было много общего. Они были яркими, противоречивыми, талантливыми, мужественными, многогранными личностями. Они обе были любящими матерями с той лишь разницей, Алиенора Аквитанская (в некоторых поздних трактатах Элеонора) обожала только своего сына Ричарда I Львиное Сердце, а Бланка Кастильская любила всех своих детей.

Гениальная любовь матери проявляется одинаково как в великом, так и в малом. Известен интересный исторический факт: однажды после болезни Людовик IX полностью облысел. Его мать безумно страдала, видя своего горячо любимого сына в столь плачевном виде. Материнская любовь подсказала выход: Бланка отобрала среди придворных людей с красивыми волосами, схожими по цвету с волосами её сына и попросила их пожертвовать ей пряди. Придворные выполнили эту просьбу с радостью. Королева-мать аккуратно собирала пряди и тщательно прикрепляла их к маленькой шапочке. Эту шапочку она сшила из тонкой материи, так что она плотно облегала голову Людовика IX. Таким образом, первый парик изобрела и сделала своими руками Бланка Кастильская. Благодаря парику, который она смастерила, король Франции Людовик IX стал покровителем всех парикмахеров католического мира.

Бланка Кастильская фактически одна управляла государством до самой своей смерти. На некоторых официальных актах имя Людовика даже не упоминается. Её правление было жёстким, но справедливым. Бланка заботилась о простом народе и при всей своей религиозности защищала их от притеснений со стороны духовенства.

Когда капитул собора Парижской Богоматери приказал заключить в темницу крестьян, не имевших денег, чтобы заплатить подати, и там пленников стали морить голодом, люди пожаловались королеве. Бланка попросила капитул освободить крестьян под залог.

Капитул же ответил, что это его люди, и он имеет право обращаться с ними, как хочет. В знак вызова каноники велели схватить крестьянских жён и детей, которых также поместили в темницу.

Тогда Бланка Кастильская приказала рыцарям и горожанам Парижа взяться за оружие. Она повелела им сломать врата капитульной тюрьмы, а чтобы они не боялись церковных кар, первой нанесла удар посохом. Тюрьма была захвачена. Несчастных освободили, а королева наложила арест на доходы капитула и заставила освободить крестьян от ежегодной подати.

В 1252 году у Бланки обострилась болезнь сердца. Королева приказала из своих средств возвратить долги всем, с кем она поступила несправедливо, а затем приняла причастие из рук епископа Парижского, своего исповедника. Ещё она пожелала получить из его рук одеяние монахини. Её уложили в постель из соломы, покрытой простой саржей. Окружавшие её священники считали, что она умерла, и хранили молчание. Тогда Бланка сама начала читать напутствие своей душе, и с этим испустила дух. Поверх монашеской рясы покойную облачили в королевские убранства. Тело королевы-матери водрузили на трон. Сыновья Бланки в траурном молчании несли трон по парижским улицам. Подданные же провожали любимую королеву рыданиями и молитвами. Печальную процессию сопровождали епископ и духовенство.

Последний путь Бланки Кастильской лежал в аббатство Мобюиссон, расположенном недалеко от Парижа. Строительство этого аббатства было закончено незадолго до смерти Бланки, и именно здесь она нашла свое успокоение.

Людовик Святой находился ещё в Палестине, когда ему принесли весть о смерти матери. Убитый горем, король сказал: «Я любил её больше всех на свете».

В Париже, в Люксембургском саду вдоль аллей выставлены скульптуры знаменитых королев Франции. Среди них можно увидеть и Бланку Кастильскую.