Чёрный монах. Митрополит Питирим

Владлен Дорофеев
ЧЁРНЫЙ МОНАХ

Умер чёрный монах. Как-то тихо отошёл в мир иной один из выдающихся столпов современной русской православной церкви. Владыко Питирим. Митрополит Волоколамский и Юрьевский. 
Сегодня, в новый странный праздник - День согласия и примирения, когда по Москве бродят толпы ряженых красноармейцев, юнкеров и “спасателей”, Патриарх Алексий отпевает душу усопшего в Храме Христа Спасителя.
И всё равно не верится, что Владыки больше нет…

Удостоился чести быть представленным митрополиту Питириму я в мае 1991 года. Он с характерным прищуром протянул руку… и я её пожал! Он не удивился, диву дались окружающие. Благословения я не попросил, но, слава Богу, потом получал его неоднократно на добрые дела.
Вместе с Владыкой, тогда ещё и президентом Славянского фонда России, его помощницей, удивительной подвижницей, Галиной Васильевной Боголюбовой, мы долгие годы проводили Дни славянской письменности и культуры в Москве, Рождественские семейные вечера в Колонном зале, Патриаршие новогодние ёлки.

На протяжении нескольких лет был у нас ещё один общий праздник – день рождения Владыки Питирима. Родился он в Рождество, и из-за поста и службы в этот день, своё появление на свет публично отмечал 8 января. Мы собирались в его резиденции – в Издательском отделе Московского Патриархата. Вместе молились, потом Владыко принимал детей из детского дома у своей домашней ёлки, а ближе к вечеру взрослую публику приглашал к столу. Гостей собиралось немного, но у всех глаза “горели” уважением к этому человеку.

Помню, однажды, в его каминном зале, мы с другом Александром Гришиным, увидели различные статуэтки, изображавшие животных. Вот и решили купить в подарок Владыке богородскую деревянную скульптурку оленя с роскошными витыми рогами. В один из таких праздников достаем её из коробки, и в этот момент, под улыбки гостей, понимаем всю двузначность ситуации.
Питирим с улыбкой успокоил нас:
- Во-первых, чёрного монаха нельзя обидеть намёком на рога, а во-вторых, мне рассказывали, что по какому-то там гороскопу мой знак – козерог.
Большой был дипломат! Наверное, потому что рос ребенком из второго десятка детей в большой крестьянской семье. И только диву даёшься, как он умудрился при этом выучить дюжину иностранных языков!

Слышал от недоброжелателей о его скупости. Не верю! Как-то для проведения одного богоугодного, но коммерческого мероприятия, мне понадобилось перекрутиться пару недель. Всех обзвонил, но не хватало нескольких тысяч долларов. Я к Владыке. Так, мол, и так…
- А пойдём, помолимся, - предложил он.
Мы спустились в домовый храм. Я смущён не на шутку, так толком ни одной молитвы не выучил до сих пор. Он понял и говорит:
- А ты рядом постой, послушай.
И встаёт на колени. Я рядом. Помолились…
Поднялись в кабинет, он вызвал казначея, а меня попросил написать расписку. Когда я получал деньги, он только строго попросил: - Отдай вовремя, как обещал, минута в минуту.
Конечно, я отдал заём, но с тех пор выучил не одну молитву, и молюсь постоянно.

Или другой случай. Выходим с ним во двор Издательского отдела, а там стоит… бронированный лимузин «ЗиЛ»! Оказывается, машину подарил богатый прихожанин.
- Зачем мне такая машина, забирайте для Славянского фонда, - предлагает Питирим.

Несколько лет мы не виделись. И вдруг на одном мероприятии в Храме Христа Спасителя вижу Питирима с повзрослевшей племянницей. Подхожу под благословение. И удивляюсь:
- Как племянница выросла!
- Да и у тебя сын уже вымахал, поди!
Он никогда ничего не забывал. И я никогда не смогу забыть его. Так и останется он для меня образцом духовного наставника – русского интеллигента с ярким внутренним светом.

Владлен Дорофеев   7 ноября 2003 года