Возвращаясь к Кристаллу Роста

Валерий Короневский
Так потрясла меня эта книга, что не могу успокоиться и наверное еще не раз буду возвращаться к ней, пытаясь понять секреты крушения этого великого чуда.


 Среднегодовой рост экономики

1885-1913        3,4 %
1914-1920      -11,7 %
1921-1928       12,7 %      восстановление
1929-1955       13,8 %      опережение (без учета ВОВ,1941-1945)
1956-1991         4,9 %      затухание
1992-1998        -6,8 %      трансформация
1999-2019         3,8 %       сырьевая модель



О роли знаний ( образования, самообразования, таланта )

Читая историю развития обнаружил закономерность: самые грандиозные успехи были достигнуты при руководстве самоучек, людей без официального высшего образования. И чем больше в руководстве народным хозяйством становилось получивших высшее образование  и ученые степени новых выдвиженцев, тем менее становились успехи.  Эпоху опережения  сменяет Эпоха затухания.  Собственно это предвидел уже Сталин.

4–5 октября 1952 года выходит  его статья об экономических проблемах развития. В ней формулируется ключевая перспектива будущего экономического развития страны:
«Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития...

По сути речь идет о таком образе будущего развития экономической системы, при котором обеспечивается возможность развития и совершенствования человека, его самореализация как творца и созидателя — раскрытие творческих способностей —преодоление социального отчуждения человека от творческой и преображающей реальность деятельности».


На одной из встреч  24 апреля 1950 года в Кремле:
«Нужно, чтобы наши кадры хорошо знали... экономическую теорию.
Первое, старшее поколение... было теоретически подковано. Мы зубрили...,
конспектировали, спорили, друг друга проверяли. В этом была наша сила. Это нам очень помогло.
Второе поколение менее подготовлено. Люди были заняты практической работой, строительством.
Третье поколение воспитывается на фельетонах и газетных статьях. У них нет глубоких знаний. Им надо дать пищу, которая была бы удобоварима. Большинство из них воспитывалось... на цитатах.
Если дело так пойдет, то люди могут выродиться... Это грозит деградацией, это —смерть».
Вот так предсказано в 1950 году.


Уникальная экономическая система, обеспечившая в XX веке рекордный в мире рост экономики, не получает в своем Отечестве адекватного теоретического осмысления и описания. Проблема еще в том, что последующие поколения ученых-экономистов естественным образом воспитываются именно в сформированной в этот период академической среде, так и не понявшей всей сути созданной экономической системы. Вот где таилась главная причина крушения.

При этом ключевые элементы отечественной экономической системы 1929–1955 годов находят свое подтверждение в мировой экономической теории, в основном в более поздних работах выдающихся мировых экономистов.