За горизонтом

Любовь Коломиец
- Мама, ну хватит тебе! Не могу я это слушать ежедневно! – выговаривала Василиса матери, которая поучала ее при каждом удобном случае.
- Как можно молчать, если моя единственная дочь пропадает на глазах?
- Так уж и пропадает, - отвечала с иронией девушка.
- А ты сама подумай хорошенько о своём поведении: не учишься, не работаешь, днями спишь, ночами гуляешь…Что же дальше будет?
- А где мне учиться? Везде оплата такая, что с нашими грошами за всю жизнь не собрать даже на один семестр, не то, что на пять лет! А работать где? Продавать пиво в придорожном кафе? Да ни за что! Я лучше уеду, куда глаза глядят – за горизонт, - с обидой и слезами в голосе выпалила Василиса.
- Ну и уезжай, бросай старых, больных родителей, - ответила мать, всхлипывая, и вышла из комнаты.
Рано утром Василиса уже стояла с дорожной сумкой на остановке автобуса, который должен был увезти её в неизвестность, за горизонт, куда она постоянно мечтала попасть и узнать «А что там?»

В душе не было ничего, кроме горечи неудовлетворенности судьбой. Многие ее одноклассницы поступили в вузы или колледжи, ребята – в военные или технические училища. Танька Семёнова, сразу после получения аттестата о среднем образовании выскочила замуж за соседа, вернувшегося из армии; Наташка, с которой она сидела за одной партой, заняла освободившееся место работницы почты, и только она, Васька, так звали ее одноклассники, слонялась по деревне без дела. А вечерами веселилась с молодежью у речки, где конопатый Витька с соседней улицы играл на старой отцовской гармошке, на слух подбирая современные мелодии, чем и притягивал девчат и ребят, собирая их на облюбованном месте в рощице, у самой воды. Место это всем нравилось. Кто-то предусмотрительно завёз туда кучу пеньков и расставил по кругу. Было удобно общаться и танцевать. Вот и тянуло всех к речке, как магнитом.   
- Конечная остановка, автовокзал, - объявил водитель, и пассажиры стали выходить из автобуса.   

Василиса направилась к ближайшей аллее и присела на скамейку. Нужно было оглядеться и подумать, что делать дальше.
Мимо проходили разные люди – молодые да быстрые; пожилые – неторопливые; пробегали дети…
Размечтавшись, девушка не заметила, что солнце уже высоко, значит, время полуденное и нужно бы перекусить…Протянув руку вправо за сумкой, она ее… не обнаружила! Вскочила, в ужасе огляделась вокруг себя, обошла скамейку, но сумки нигде не было. «Боже мой, какая же я растяпа, выпустила из виду самое ценное, что у меня было – документы, деньги, - ругала себя Василиса, - что же теперь делать, куда идти?»

И никого близко не оказалось, кто бы мог видеть похитителя её вещей. Сильное потрясение сказалось на состоянии девушки. Голова закружилась, появилась слабость. Она села и безвольно опустила руки…
Прошел еще час. Василиса очнулась то ли от мыслей, то ли от сна…Вариант возвращения домой она даже не рассматривала. Решила  обратиться в полицию и заявить о пропаже документов, без которых ей ни на  работу устроиться, ни снять квартиру не удастся.
- Ну, что же вы, девушка, такая безответственная и невнимательная, как можно оставлять вещи без присмотра! – укорял ее пожилой дежурный отделения полиции, принимая заявление.
- Сумка стояла рядом со мной, на скамейке, а я просто задумалась, - со слезами поясняла Василиса.   
- Меньше нужно мечтать, - строго сказал мужчина, - теперь ждите, может, где-то «засветятся» ваши вещи.
- И сколько ждать? - испуганно округлила она глаза.
- Этого вам никто не скажет, может, вообще не найдутся. Я всё сказал, ждите…

Василиса вышла на улицу в слезах. Хотелось пить и есть, хотелось, чтобы её пожалели, посочувствовали…
- В чём дело? Кто это тебя так обидел? – участливо спросил мужчина, который вышел из отделения вслед за ней. И столько тепла было в его голосе, что она взглянула на него, как на отца, и заплакала навзрыд. А он, приобняв за плечи, повел  её к огромной фуре, которая стояла недалеко на площадке.

- Не бойся, садись и расскажи, в чём дело? – продолжал мужчина, - у меня вот тоже забрали права ни за что, но я доказал начальнику свою правоту. Если ты не против, мы сейчас отъедем отсюда, и найдем более спокойное  место для разговора, хорошо?
Василиса села в кабину и почувствовала защиту, сильную мужскую спину, за которую можно спрятаться и ни о чем больше не думать. Тепло и уют подкупали…
- Зови меня «дядя Гена», - сказал дальнобойщик, припарковывая машину, - так что с тобой случилось?
- Украли документы, деньги, все вещи, написала вот заявление в полицию,  а  ведь я только сегодня приехала из деревни, теперь не знаю, что мне делать, - всхлипывая, жаловалась Василиса.

- Ух ты! Ну, ладно, ладно, не плачь, это еще не такая беда…бывает и похуже. Всё поправимо,  – успокоил водитель, набирая номер телефона знакомого владельца авторемонтной мастерской.
- Толян, дорогой, как ты там? А…Да у меня тоже всё нормально. Тут, слышь, девушке работа очень нужна, но она пока без документов - сегодня сумку украли…Помоги, друг…Да? Помогать тебе с учетом-отчетом? Идет! Так мы сейчас подъедем? Давай, до встречи!
- Спасибо, дядя Гена. Что бы я без вас делала...
- Ничего, ничего, дочка, всё будет хорошо, я помогу, и моим трем дочкам кто-нибудь когда-нибудь поможет. Еще свидимся, я иногда пользуюсь услугами этой мастерской. Да и хозяин неплохой мужик. Оставайся, пока не выправишь документы. Заработаешь. А там видно будет. 
Так началась новая жизнь молодой, неопытной сельской девочки в большом городе.
 
***
Встретив доброго человека на первом крутом жизненном повороте, своенравная, не привыкшая к труду Василиса, думала, что и дальше перед нею сразу откроются все двери. Однако не тут – то было…
Когда в уголке за дверью авторемонтного гаража хозяин разрешил девушке переночевать, она была рада месту. Но в пять часов утра он ее грубо разбудил:
- Эй, ты, краля, хватит дрыхнуть, убирай свой матрас и пора за работу, я не собираюсь тебя бесплатно кормить. Бери веник, швабру и займись уборкой.
-  Но я ведь должна вести учет и отчетность, - робко напомнила Василиса.
- Заткнись, дура! Какой учет? Мне здесь учетчики не нужны! Делай, что говорят.

В безвыходном положении ей пришлось подчиниться. Изо дня в день, еще затемно, девушка поднималась со своей «постели» - грязного голого матраса, на котором спала, не раздеваясь, из-за отсутствия одеяла. Скудный обед хозяин приносил в одной миске, как собаке, а на завтрак и ужин – по железной кружке кипятка. Большой роскошью оказался «подарок» хозяина – синий рабочий халат. Василиса с радостью переоделась, чтобы постирать свою одежду, в которой и работала, и спала. Волосы прятала под куском марли, которую нашла в гаражной аптечке.

Как-то она обратилась к хозяину:
- Анатолий Иванович, я отработала уже месяц, когда  получу зарплату, можно мне поехать в полицию узнать, может, мои документы нашлись?
Хозяин вдруг побагровел и, выпучив глаза, закричал не своим голосом:
- Что? Какая зарплата? Да ты мне приносишь одни убытки! Только посмей хоть ногой ступить за ворота, тебя мои псы разорвут на мелкие кусочки! В полицию вздумала идти, тварь! И он изо всей силы ударил худенькую, бледную и слабую от недоедания девочку, сбив ее с ног…
- Вякни еще раз, убью!  - закончил он разговор и со злостью сплюнул.

Потеряв сознание, Василиса до утра лежала, то приходя в себя, то засыпая на холодном, грязном полу.
 Рано утром хозяин подошел к ней, чтобы поднять на работу, но девушка не открывала глаза.

***
Когда Василиса очнулась, то не могла ничего понять. Она лежала на мягком диване, в чистой постели, в ночной сорочке, а рядом с нею сидела  опрятная пожилая женщина.
- Где я? – тихо спросила она.
- Хозяин из гаража принес тебя сюда неделю назад.
- Неделю назад?
- Да, ты все время спала и спала…
- У меня голова кружится, - пожаловалась девушка.
- Так ты поскользнулась и упала, ударившись головой, - пояснила женщина. – Пей таблетки, что хозяин принёс, и всё быстро пройдет. Вот поешь, тебе  нужно поправляться.

Победила молодость. Дней через десять Василиса вновь взялась за работу. Но спала уже на кровати в маленькой комнатке без окон. И кормить ее стали немного лучше.

***
Однажды в праздничный день, когда раньше обычного все ремонтники закончили работу и разъехались, хозяин долго сидел один за столом, пил дорогой коньяк, закусывая икрой, шашлыком и заморскими фруктами. Насытившись, устав от застолья, он довольно потянулся и…направился в каморку Василисы.
Девушка, устав от тяжелой физической работы, выпив кружку кипятка вместо ужина, легла уже спать.

Ударом ноги хозяин вышиб легкую дверь и сорвал одеяло. Испуганная Василиса вскочила и от неожиданности задрожала всем телом.
- Ложись! - Приказал он, багровея.
Зная его крутой нрав, она повиновалась, надеясь, что хозяин сейчас покинет эту комнату. 

***
Несмотря на крики, слезы и яростное сопротивление девочки, хозяин грубо и нагло удовлетворял свою пьяную похоть, до утра издеваясь над девственницей. 
Оставшись одна, обессиленная и униженная, Василиса в первые минуты приняла решение покончить с собой. Она перебирала в памяти все известные способы, но ни один из них не подходил.

Часы показывали пять утра. По привычке она поднялась, привела себя в порядок и приступила к своим обязанностям. Но сил не было, голова кружилась, ноги дрожали, всё тело болело.
- Господи, за что мне эти испытания? Что я сделала плохого? Сколько мне еще страдать? Как выбраться из этого ада? Ма..ма…

***
Через несколько дней кошмар повторился, а потом и вообще вошел в привычку. Хозяин приходил к Василисе в каморку по ночам и каждый раз побоями и окриками добивался своего.
Постепенно девушку было трудно узнать. Тело в синяках, лицо серое от недосыпания и полуголодного существования, а тут еще на ее беду стал расти живот…
Узнав об этом, хозяин за волосы стащил Василису с кровати и стал бить ногами куда попало.
- Тварь безмозглая, ничего-то ты не знаешь и не умеешь…
Она рыдала до беспамятства, пока не потеряла сознание в луже крови.

***
Очнулась в больнице, а рядом сидела уже знакомая женщина:
- Ну, вот и славно, всё уже позади, ребенка не будет. Тебя спасли врачи, хорошие врачи, хозяин дорого им заплатил за тебя…Теперь будешь отрабатывать.
Василиса залилась слезами, опять продумывая способы ухода из жизни. 
К вечеру приехал хозяин и забрал ее домой.

***
Через неделю пытки и насилие продолжились. Василиса стала похожа на потерявшую рассудок женщину – худая, костлявая, неухоженная, в затёртой рабочей одежде и стоптанных туфлях, с потухшим взглядом. Рабочие – ремонтники обходили ее стороной, как прокаженную. И никого не интересовала судьба этой юной девочки, выполнявшей самую черную работу, словно рабыня. 

Несколько раз она пыталась выбраться за ограду домовладения, но охранники, угрожая расправой злых псов, тут же возвращали ее назад. Общаться с ремонтниками и клиентами автомастерской ей не разрешалось, даже близко подходить к людям она не имела права, везде стояли видеокамеры, и хозяин днем постоянно находился на рабочем месте.

Чтобы не сойти с ума, Василиса перебирала в памяти годы своего детства, учебу в школе, вспоминала учителей, подружек, с которыми ходила на танцы к речке, а при воспоминании о родителях ее глаза сразу наполнялись слезами. Здесь никто ее не погладит по голове так, как мама.  Заботливая, добрая и ласковая мама…Никто не поговорит с нею доверительно и участливо, как отец, – самый внимательный и терпеливый. «Какой же я была дурой, - думала Василиса, вспоминая советы и напутствия родителей, - не слушала их, думала, что веду себя правильно. Постоянно спорила, ссорилась и с мамой, и с отцом. Не знала, чем заняться после школы, валяла дурака, заставляя их волноваться и  страдать. Как бы я сейчас хотела вернуться домой, обнять своих родителей, просить прощения и доставлять им только радость, дарить любовь и заботу. Господи, помоги мне! Матушка Богородица, верни меня домой, молю тебя!». Последние слова Василиса вслух шептала себе под нос, убирая грязь на площадке перед мастерской. 

Тут ее взгляд упал на въезжающую в ворота огромную фуру. Сердце встрепенулось и забилось, как у воробышка. А вдруг это он, добрый дядя Гена? Василиса не могла сдвинуться с места, она ждала, пока водитель выйдет из кабины.
- Дядя Гена, дядя…! – бросилась убогая худая фигура под ноги водителю фуры.
Он с удивлением отпрянул от нее, ничего не понимая. Но, всмотревшись в лицо уборщицы, нерешительно спросил:
- Девонька, Василиска, это ты, что ли?
- Да, да, дядечка  Геночка, это я, Василиса. Вы меня помните?
- Конечно, помню, но не такой я тебя здесь оставил. Я привез сюда красавицу, а сейчас вижу золушку-старушку…Что с тобой, дочка?

- Ой, дядечка, потом всё расскажу, а сейчас забери меня быстрее отсюда, умоляю, иначе я здесь умру…
- Вон какое дело… - протянул водитель и строго сказал:
- Быстро отправляйся в дальний угол кабины, накройся одеялом с головой и ни звука, поняла? Но ответа не последовало, Василиса уже забралась в кабину.

Как раз в этот момент на площадке перед автомастерской показался хозяин.
- О, какие люди! Ну, здравствуй, друг!  Что привело тебя к нам?
- Всё нормально, мимо ехал, тормознул, чтобы поприветствовать тебя, а сейчас, прости, Толян, тороплюсь, - ответил водитель и поспешил к машине.

Он резко выехал на дорогу, еле справляясь с негодованием, бушевавшем в душе: «Ну и скотина, как же я его не раскусил раньше, вот тебе и друг… Что же он с девчонкой сделал… Гад! Не сойдет это ему с рук, обещаю. Какой же я дурак, сам привёз её в лапы к монстру… Не зря говорят: «Не делай добра, не будет зла».  Ну и натворил я дел…

***
Василиса, сжавшись в комочек, лежала в спальнике дальнобойщика и дрожала, как осиновый листок: «А вдруг догонит и вернет меня…». Она не верила, что навсегда покидает это страшное место и больше никогда в жизни не увидит отвратительное лицо хозяина. 
- Всё, девонька, поднимайся, теперь тебя никто не найдёт и не обидит, - твёрдо сказал дядя Гена, выруливая на стоянку у здания полиции, - идем со мной! 

Через несколько минут они сидели в кабинете следователя и давали показания. Оказывается, документы Василисы были найдены в день пропажи,  и  сейчас их ей вернули.
 - Документы ваши лежат у нас невостребованными уже целый год, никто к нам не обращался за ними, и адрес вашего проживания выяснить не удалось, - сказал следователь, - а вора мы задержали на таком же преступлении. После суда он отбывает наказание…Деньги с его заработка в колонии удерживались, и сейчас, если ваша и его сумма в показаниях совпадут, то вам их выдадут.

Василиса хорошо помнила, сколько денег и даже какими купюрами дала ей мама, завязав их в тонкую кружевную салфетку.
- А воришка правду сказал! – воскликнул следователь, - ваши показания совпали. Пройдите в бухгалтерию, получите свои деньги,  я сейчас туда позвоню.
Василиса от неожиданности не могла вымолвить ни слова. А, когда, расписавшись, получила украденную сумму, то сразу и не знала, что делать, она перебирала в руках довольно крупные купюры и удивленно рассматривала их. 

Из задумчивости вывел знакомый голос:
- Эй, девонька, пошли уже, что ты на них так долго смотришь?  Прячь в карман, а то опять потеряешь…
И они покинули здание полиции, поблагодарив следователя.
- Васька, а тебе нельзя так больше ходить по городу, знаешь? – сказал с улыбкой дядя Гена, жестом показывая на ее внешний вид. 
- Мне бы к рынку добраться, - робко взглянула на него Василиса.
- Сейчас заедем, это рядом, -  весело ответил он.

***

- О, да тебя теперь и не узнать! – воскликнул дядя Гена, когда через полчаса его подопечная вернулась с вещевого рынка в новой одежде и обуви.
- Вот, купила всё у одного продавца, там же переоделась, выбросив свои тряпки.
- И, что теперь собираешься делать? – поинтересовался он.
- Домой хочу, дядя Гена, - ответила Василиса и заплакала, как ребенок, размазывая по щекам слёзы, - по родителям соскучилась. Собачка меня ждет, курочки с петушком, бурёнка, огород, сирень за двором, подружки...

- Так давай, садись в машину, едем! Мне по пути! – засмеялся водитель, но Василиса догадалась, что он лукавит, не желая оставлять ее одну в городе.
- Спасибо, дядя Гена! Наверное, без вас меня и в живых бы уже не было…
- Не благодари за то, в чём я сам виноват. Прости, девонька…Хотел помочь тебе, но, оказалось, что там жил зверь, а не человек…

- Нет, нет, во всём виновата только я сама. Мечтала вырваться в город и принцессой попасть в золотой дворец. Думала, что там, за горизонтом, - сказочная жизнь! Как мне тогда хотелось уехать за горизонт!  А теперь я знаю что там… И хочу обратно, домой!  Туда, где моя земля, где я родилась, где моя мама… Последние слова Василисы утонули в рыданиях.

 А серая полоса дороги стремительно приближала её к родному дому.