Классический футарк 2ч. 5 гл

Надежда Мирошникова
Наши дни. Польша.

Денек, наконец-то, разгулялся и солнышко светило вовсю. Вера со спутником вышла из ресторанчика. Площадь заметно наполнилась приезжими, а где-то впереди слышна была необычная музыка. Точнее знакомая, но какая-то давно забытая, музыка. Пройдя немного вперед, она ощутила настоящий перенос в прошлое, очень далекое прошлое, по-другому даже не скажешь.

На небольшом пятачке расположились…бродячие артисты, Да! Это были они, из фильмов и книжек, что Вера смотрела и читала: чуть в сторонке на шарманке играл старичок, рядом девочка в трико крутила сальто, а поодаль факир, в черной со звездами накидке, показывал фокусы и выдувал огонь. По площади прыгала обезьянка и подавала шляпу для денег за просмотр.  Шарманщик, невысокий крепкий мужичок, был одет в малиновую бархатную куртку, берет такого же цвета и коричневые брюки, заправленные в сапоги.

Вера во все глаза смотрела на это представление, а Михаил всё время поглядывал по сторонам и прикрывал её спину. Ему ещё в монастыре аббат Белоссий всё объяснил,  наказал не спускать с неё глаз и оберегать больше самой своей жизни.
Представление продолжалось, но Вера резко повернулась к нему и сказала:
-Идём, если я всё правильно понимаю, здесь где-то должна быть не-большая гончарная лавка. Ясно, что далеко от ресторана она не может находиться, хотя есть еще вариант, что найдем её  у храма. Понятно, что с тех далёких времен всё перестроилось и не один раз, но всё же связь между всеми событиями должна быть. 
Я надеюсь, что она сохранилась.

Вера оказалась права, лавка была почти рядом. Слева от ресторана начинался ряд небольших сувенирных магазинчиков, в которых можно было купить всё-от икон и других атрибутов этого знаменитого места, до одежды и местной еды. Но самой первой оказалась лавка гончара. Да, именно старинная лавка, потому как здесь был и гончарный круг, и готовая к работе глина, и даже небольшая печь для обжига. Вера всё это обошла дважды, но почему-то не увидела глиняной посуды, а продавец-сухонький старичок в кожаном фартуке молча смотрел на неё и только ходил следом.

- Может быть пани хочет сама попробовать что-то сделать? -наконец-то он подал голос.
-Нет, пан, благодарю, но вот посмотреть вашу посуду я бы хотела. Или вы на продажу ничего не выставляете? – осторожно начала она разговор. Старик, почти не изменив выражения лица, протянул руку вперед:

- Пани может пройти туда и всё увидеть. Всё, что там выставлено-продается.
Вера шагнула вперёд, а старичок, очень технично опередив Сергея, шагнул следом за Верой. То, что увидела Вера, повергло её в шок. Большая комната была вся заставлена стеллажами, на которых стояли миски, крынки, котелки, вазы, чашки, блюда разного размера и кружки. Их было много, очень много! И она прошла вдоль рядов.  Посуда была очень красивая, расписная, разных оттенков. «Видно все зависит от глины или температуры обжига»,- думала она про себя. Здесь же ей попался стеллаж с блюдами и вазами небольших размеров. Вера за-держалась, решив, что купит блюдо и пару ваз. А вот дальше шли кружки. Она пошла медленнее и внимательно вглядывалась почти в каждую.
 
Обходя комнату второй ваз, Вера все-таки взяла блюдо и пару вазочек, которые передала Михаилу, а сама еще остановилась у стеллажа с кружками.

-Пани еще что-то желает?- вкрадчиво спросил старик.
-Скажите, уважаемый пан,- издалека начала Вера, держа в руке не-большую без рисунка кружку, - а у вас нет посуды старинной, которая была сделана настоящими мастерами прошлых лет?
- Зачем же пани старая посуда, когда перед ней столько новой, красивой и очень качественной посуды?- спросил, насторожившись продавец. Он не купился на её уважительный тон и стал тревожно смотреть на Веру.
- Я хотела бы посмотреть такую посуду, так как я здесь проездом и собираюсь в гости к старинному другу в один из монастырей. А пользоваться мирской утварью там запрещено.

Вера лукавила, но ей было понятно, что этот старичок что-то знает, но и ещё чего-то опасается, поэтому так себя настороженно ведет. У неё оставался только последний аргумент для продолжения разговора. Она сняла перчатку с левой руку и взяла со стеллажа крайнюю кружку, потом протянула её мужчине и глянула в его прищуренные глаза. Глаза старика сразу стали огромными, но продавец сдержался и толь-ко, протянув руку вперед, открыл следующую дверь.

В маленькой, просто крохотной комнате горели свечи. На полочке стояла глиняная утварь со сколами, стертыми рисунками на боках, трещинами и лежали даже какие-то черепки. Всё это Вера охватила глазом в одно мгновение. Она прошла вперед и сразу увидела кружку без ручки, что стояла за остальной посудой. Подержав её в руках, она почему-то без сил опустилась на сундук, что стоял рядом у стены. В голове у неё пронеслась откуда-то взявшаяся мысль: « А сундук-то такой же, как был у моей бабушки!» -и она закрыла глаза.

Да, это была та самая кружка, по бокам которой находились два «небесных посланца». Вера рассмотрела её ещё раз повнимательнее. Ручка давно откололась, но толстые стенки прочно удерживали раковины и совсем не растрескались от времени.
Она поднялась с сундука и, глянув на продавца, сказала:
-Вот эту вещь я покупаю!
Он, поклонившись женщине, произнес негромко:
-Вещи из этой комнаты не продаются, уважаемая пани, но я могу подарить её вам.

Италия. Аббатство Монтекассино.

А дальше всё было как прошлый раз: Москва, Шереметьево и Маттео Корсо снова сопровождал её в Италию. В Монтекасcино их опять встретил аббат Белоссий. Кружка,  сразу c двумя раковинами, была у Веры, но как же их достать из глины, она не знала.

После отдыха и небольшого перекуса, можно сказать на ногах, Вера и аббат  Белоссий отправились к отцу Орасио. Была у неё уверенность, что только этот необычный монах может ей помочь.

Казалось, что Вера уже многое знала о янтаре, но перечитав во время полета еще раз Википедию, она нашла неприятные факты. Да, это древняя окаменевшая ископаемая смола.  В ультрафиолете янтарь светится голубоватым или зеленым светом, не любит высоких температур, легко горит и, главное, со временем стареет и просто рассыпается. Значит, думала Вера, достать эти раковины из стенок кружки практически невозможно. Вера никогда не держала в руках эти раковины и не пони-мала, как они ощущаются на ощупь, тяжелые или легкие.  Да, ясно было одно -цвет был насыщенным оранжевым и очень близко напоминал янтарь. Хотя оранжевые камни, как вычитала Вера в той же Википедии, есть и среди алмазов и сапфиров. Но они настолько редки, что мало кто знает, как они выглядят на самом деле. На фото эти камни со-всем не походили на те, что она видела в тайном гроте на камнях триптиха. Еще может оказаться, что это гелиодор или гранат, которые тоже встречаются с оранжевыми оттенками и являются просто редчайшими. Она вспомнила, что читала про cпeccapтин, одну из разновидностей граната. На фото эти камни были   просто великолепны и очень напоминали те, что видела Вера. Она долго размышляла, пока летела и пришла к мысли, что форма этих артефактов очень похожа раковину и поэтому Вера тоже называла их раковиной. Однако янтарь, судя по фактам, никак не мог быть этим камнем-он горюч, рассыпается от времени, хрупок, тонет в воде и легок на вес. Таким образом, есть надежда на то, что всё не так уж плохо и камни можно вытащить, не повредив их.

Отец Орассио их уже ждал. Взяв в руки кружку, он долго её рассматривал, хотя может быть это просто показалось так Вере, после чего провел ногтем по камню, понюхал его и протерев тряпочкой, смочен-ной в какую-то жидкость, поставил кружку на стол. Порывшись в од-ном из многочисленных ящичков, что стояли на полке рядом со сто-лом, он вытащил молоток. Нет это был не молоток в том виде, что мы знаем-это был маленький, почти игрушечный молоточек с длинной ручкой и широкой головкой, скорее похожей на колотушку. Отец Орассио протянул ей этот молоточек и, кивнув на кружку, сказал: «Действуйте, Фидес!».

Вера медлила, а потом, перевернув кружку дном вверх, ударила. Две раковины лежали на столе и были абсолютно целыми. Аббат Белоссий и отец Орассио склонились в поклоне, а Вера взяла камни в руки. Они имели вес, но совсем небольшой, приятно холодили руки и светились каким-то теплым светом. Нет-это был не янтарь, Вера теперь точно знала, тот был почти невесом. С облегчением выдохнув и прижав обе руки к груди, она поклонилась этим двум мужчинам, которые так много для нее сделали за последнее время.

Ночным рейсом Вера с Михаилом уже летела в Москву. Всё было сделано на этот раз быстрее, нежели когда она клала пластину. Как Фидес она переоделась, а точнее надела рясу и, подойдя к камню, положила сразу две пластины. Никаких видений и яркого света не последовало, стояла мертвая тишина, но опять навалилась слабость, и Вера, с тру-дом сняв рясу, стала выбираться из грота. Аббат Белоссий и Михаил ждали её у последних дверей галереи. Страх и немые вопросы читались в их взглядах, но женщина молчала.

Потом её кормили горячим супом, всякими неизвестными блюдами и опять был бокал того не-обычного вина, что она пила в прошлый раз. Силы к ней вернулись быстро, но произошло нечто необычное: волосы на голове Веры, которые были от природы мягкие, волнистые и светло-русые, стали жестче и светлее на тон, а ещё они стали длиннее, до её плеча. Но она уже перестала чему-то удивляться и поэтому восприняла все изменения, как данность.
 
http://proza.ru/2022/02/04/1354