Глава 28. Эпилог

Тамара Злобина
На этом история, начавшаяся в начале 1944 года, закончилась за смертью одной из главных действующих лиц, а семья Горских продолжила жить, уже не опасаясь за собственную жизнь.
Татьяна не стала больше бередить раны отца хотя у неё ещё оставались некоторые вопросы:
что стало с Соней-Алеуткой, где Мария Самара, жив ли Вадим Самарский, который в далёкие военные годы нравился Лизе Саламандре?
Дочь не стала задавать эти вопросы  отцу, подозревая что родители не стали сами выяснять эти вопросы — тяжело было бередить воспоминания — слишком было всё болезненно и трудно — военная юность прошедшая далеко от пределов родины — это наверное горько и очень не просто.
Может не надо, дочь? - засомневался Сергей. - Плохие вести трудно весьма перенести, когда настолько сроднишься с людьми как мы с Соней, Марией и Вадимом.
-Папа! - запротестовала Татьяна без знания того, что стало с этими людьми ваша с мамой повесть будет не законченной — оборвётся в самом конце.
-Но разве гибель наших героев не  будет таким же обрывом?! - запротестовал отец.
-Почему ты ожидаешь именно такой конец вашей повести? - не хотела соглашаться с отцом Татьяна.
-Посуди сама — начал Сергей. - Как ты думаешь — почему Бабенко-Соколовская дожила до такаго времени?
-Потому что Мария Самарская не смогла довести до заинтересованных лиц кем на самом деле является эта женщина.
-Вот именно! - подтвердил Сергей. - Что если она просто успела перехватить Машу и уничтожить?
-Отец я надеюсь на лучшее! - возразила Татьяна.
=Я бы тоже хотел надеяться на это, но вспомни пожалуйста сколько лет сейчас  нашим героям если они живы? Маше — 92 а Вадиму — 95 — продолжал сомневаться Сергей. - И потом где ты будешь искать их — в министерстве уже давно произошла смена поколения — там наверняка уже  их и не помнит никто.
-В дневнике мамы есть адрес где жили Самарские — поеду туда. Даже если уже нет Самарских — есть соседи есть семья Вадима — всё равно смогу узнать что-нибудь.
-Понимаю, что не смогу остановить тебя, поэтому не стану больше останавливать — поезжай, только не забывай звонить нам —  помни, что мы с ребятами будем волноваться.
-Обещаю отец! - клятвенно подняла руку Татьяна.
Через два дня Таня уезжала в Москву на поезде — самолёт оказался дорогим удовольствием для их семьи — её болезнь немного подкосила семейные ресурсы.
До сталинской высотки на Котельнической набережной Таня добиралась на такси. Водитель оказался очень разговорчивым и много рассказал о этом строении: когда был построено, кто курировал строительство, кто  из знаменитостей проживал в этом легендарном доме. Самарских конечно в этом числе не было,  фигурировали— Раневская, Уланова, Вознесенский, Смирнова, Мордюкова, Бугримова, Твардовский, Богословский.
С каким благоговением и с какой опаской Татьяна вошла в подъезд, словно это здание было такой же легендой, как и его обитатели. Поднялась на третий этаж и дрожащей рукой нажала на кнопку звонка с единственной мыслью:
-Помоги, Ангел Хранитель!
Двери открыла пожилая женщина, но явно более молодого возраста — лет шестидесяти с небольшим.
-Здравствуйте! - волнуясь поздоровалась Татьяна. - Можно мне увидеть кого=то из  Самарских?
-Кого именно? - строго поинтересовалась женщина, не отрицая и не подтверждая что ей эта фамилия не знакома, и Татьяна мысленно порадовалась этому факту.
-Я разыскиваю Марию или Вадима Самарских — ответила она.
-Мария Семёновна обещала скоро быть — ответила женщина, недоверчиво глядя на гостью. - А Вадим Семёнович живёт не здесь.
-Как же я рада! - воскликнула Мария. - Уж и не надеялась их найти.
-Может представитесь? - поинтересовалась женщина. - Мы я вижу не знакомы?!
-Это так! - ответила Татьяна. - Я приехала из Саратова — Мои родители были знакомы с Марией Самарой - во время войны были вместе в Иране.
-Ах, Иран?! - воскликнула женщина — было понятно, что она знает о этом периоде жизни Самарских. - Чьо же мы стоим в прихожей — проходите. Маша будет рада видеть вас — она давно ждёт кого-нибудь из своей юности, но их нет как нет.
-Да уж и некому быть — призналась Татьяна. - Иных уж нет, а те — далече!
-Главное что есть вы — парировала женщина. - И  это для Маши будет огромная радость!
-Вы что знаете меня? - удивилась Татьяна.
-Вы похожи на Лизу Саламандру — ответила женщина. - Ваш  портрет стоит у Маши на столике в спальне.
Татьяна не стала разочаровывать женщину понимая что это портрет её матери.
В это время раздался звонок в двери.
-Охти! - всплеснула руками женщина — Опять Машенька ключи затеряла или дома оставила — в последнее время память подводит: давление шалит. Возраст всё же уже — никуда не денешь.
Женщина пошла открывать дверь, а Таня заволновалась, что встреча с ней может навредить подруге её матери — переволнуется — давление скакнёт.
В комнату вошла сухонькая очень аккуратная старушка с совершенно белыми волосами собранными в причёску знакомую по портретам дам начала девятнадцатого века. Заметив Татьяну она вскрикнула:
-Лиза, ты ли это?! - и кинулась навстречу.
Татьяна не ушла от объятий, боясь причинить Марии Семёновне боль — этого бы она себе простить не смогла. И только немного успокоившись, хозяйка отстранилась, всматриваясь в лицо гости и понимая, что женщина, которую она так поспешно приняла за Лизу не может быть ею — слишком молода.
-Вы не Лиза?! - немного разочаровано произнесла наконец она жестом приглашая присесть на диван потому что подкашивались ноги.
-Лиза Саламандра моя мама - призналась гостья. - Я Татьяна Горская.
-Так вот почему Сергей остался в Саратове? - поняла Мария — Ему Лиза приглянулась и видимо ещё там — в Иране.
-Да, это так — согласилась Таня. - Впервые он увидел её на фото в светском журнале, и с тех пор не мог забыть. Остался, в Саратове, устроился на работу, начал ухаживать, предложил руку и сердце и  Саламандра согласилась... Потом родилась я.
- Как она — моя подруга — жива, здорова?
Мама умерла ещё в 99м. - с горечью ответила Татьяна. - А папа жив — просил передать вам привет. Он часто вспоминал о том, как нашёл вас  почти бессознательном состоянии — он не забыл ничего.
-Я тоже помню — призналась Мария. - Хотя воспоминания не из лёгких. Ваш папа, Таня, спас мне жизнь. А он уверен, что это вы с Марго спасли его своим появлением: говорит что без вас он наверное бы сошёл с ума.
-Он слишком добр к нам — столько хлопот ему доставили…
Потом женщины пили чай и Мария познакомила Татьяну с помощницей по дому — в пршлом хорошого врача кардиолога — Людмилой Павловной.
-Если бы не Люда даже не знаю что бы я делала? - призналась Мария. - Это  не только самая лучшая помощница — это мой Ангел Хранитель. Последние два года давление досаждает — уже и кризы гипертонические являются без спроса и в прединсультным состоянием валялась в госпитале — спасибо Лизе — во время скорую вызвала — я очень неблагодарный больной -
всё отбрыкиваюсь и отбрыкиваюсь.
-Это точно — подтвердила Людмила — Маша никак не хочет признавать возраст.
-Да ну его — этот возраст! - не поддавалась хозяйка. - Всё дело не в нём а в том на сколько мы себя чувствует: поддашься возрасту и он тебя сразу свернёт в бараний рог.
-Вот и Вадим Семёнович всё хорохорится! - вступила в разговор Людмила. -Всё мотается по странам городам и весям — считает что не всё в жизни ещё сделал.
-А как он сейчас? - поинтересовалась Татьяна. - Мне хотелось бы его увидеть, ведь мама в молодости очень любила его.
-Откуда знаешь? - спросила Мария.
-Я читала дневник мамы — ответила Таня. - В нём вся ваша жизнь.
-Случайно не захватила с собой? - с надеждой посмотрела на неё Мария.
-Я на основе этого дневника и записей отца написала повесть „Последнее задание Саламандры“— призналась Татьяна. - Старший сын перенёс её мне на флешку. Флешка с собой.
-Книгу не успела ещё издать? - предположила Мария.
-Средств на издание нет! - призналась Татьяна.
-Ничего, Вадим решит этот вопрос — у него много друзей в московских изданиях. Сейчас позвоню — если не занят — прилетит махом.
Краем уха Татьяна слышала разговор сестры и брата и была несколько удивлена.
-Братец  незанят?
-А что?
-Жду тебя, дорогой! Хочу познакомить кое с кем.
-Марийка, опять ты со своими бабами?! Сколько можно? Ну говорил же: прекращай это дохлое дело — не нужен мне никто — мне и одному неплохо.
-Эту женщину ты будешь рад видеть — уверяю тебя! Даже спасибо скажешь.
-Нет,нет и нет! Не хочу я ни с кем знакомится!
-А вдруг с этой ты знаком?
-Не вешай, Машук, лапшу на уши — я уже не в том возрасте.
В том, братец, в том — уверяю тебя. Давай руки в ноги и марш-марш ко мне! Стол за мной, а сухое полусладкое шампанское — за тобой.
И Вадим сдался — не мог он устоять против любимой младшей сестры — уважал её очень, ценил,  поддерживал и опекал.
Вадим появился около врсьми вечера. Едва переступив порог и увидев гостью он не дождавшись представления кинулся к ней с возгласом:
-Наконец я дождался тебя!
Вадим с пылкостью молоого человека обнял Татьяну и прижал её к своей груди. Лицо Тани медленно залила краска — как когда-то и у Саламандры — не смотря на воинственный характер она была весьма стеснительной.
-Брат — предостерегла его Мария — оставь женщину — раздавишь! Не Лиза это — дочь её.
Вадим разжал руки и, смутившись, почти отпрянул в сторону.
Взгляд мужчины был не только смущённым но и недоверчивым
-Не может быть! - сказал он.
Может-может — ответила она и представилась — Татьяна.
-Простите, Танечка, мою горячность — ваше сходство сыграло со мной злую шутку.
-Я понимаю — отозвалась Таня ,— не только вас обмануло наше сходство.
Я смею надеяться что мы пообщаетесь и вы всё-всё расскажете мне об Элиз.
И только сейчас Татьяна смогла рассмотреть Вадима и внутренне восхитилась: и рjст и стать,  спортивное телосложение узкие бёдра  Сволна совершенно белых волос обрамляющая выразительное и вместе с тем интеллигентное лицо.
- Немного похож на героя из рекламы Теле 2. - решила Таня — но намного интереснее и благороднее.
Мужчина не вызывал ни разочарованич, ни отторжения, ни неприятия — одна лишь мысль:
-Как жаль что мы не встретились раньше!
Потом было застолье и заинтересованное общение и Таня поняла что Вадим не только интересный мужчина но ещё и очень умный образованный и добрый человек — и это только возвысило его в глазах женщины.
-Танечка — вы расскажите мне об Элиз — как жила была ли счастлива? - ещё раз попросил Вадим.
-Зачем? - отреагировала Мария. - У Тани есть повесть, написанная по мотивам дневника матери и рассказам отца „Последнее  задание Саламандры“.
-И книгу можно прочесть? - спросил Вадим.
-Книги пока ещё нет  ответила Таня. -Есть флешка.
-Доверите мне?
-Конечно! - с радостью подхватила Таня — Вы сможете поправить какие-то неточности — стилистические или синтаксические.
-Кстати, Вадим, ты бы смог помочь Тане в издании её повести? - подключилась Мария.
-Почту за честь! - ответил Вадим — в полной уверенности, что эта  книга имеет право быть изданной.
Уходил Вадим от сестры почти за полночь получив флешку как подарок многолетнего ожидания.
-Ну что брат не жалеешь о  знакомстве? - поинтересовалась Мария провожая брата.
=Напротив. - ответил тот — первый раз благодарен тебе за это.
С этого дня начались почти ежедневные общения Вадима и Татьяны — где они только не побывали, что не повидали — даже москвич Вадим порой видел такое впервые. Общение становилось всё теснее и доверительнее. Мужчина уже не представлял своей жизни без Татьяны. Узнав что Татьяна давно развелась с мужем, он предложил ей свою руку и сердце.
-Ты одинока я одинок. - сказал он. - Почему бы нам не объединить наши жизни и наши судьбы? Одинокий человек не может быть счастлив.
Татьяна начала уверять что она не одинока ведь у неё есть отец и два сына.
-Это конечно замечательно! - отреагировал Вадим. - Но я совсем иное имел в виду — ты же понимаешь?
-Вадим — ответила Татьяна. - Какая из меня невеста — мне семьдесят лет! Не хочется людей смешить.
-Ты мне  сейчас напомнила эпизод из фильма „Собака на сене“:
Смешон не первой свежести жених!…  Глупцы пусть смеются — это выдаст их с головой. Умный смеяться не станет.
-Я могу подумать? - ответила Татьяна.
-И подумать и посоветоваться со своими родными! - согласился Вадим.
Но первый свет состоялся этим же вечером с Марией и Людмилой.
-Вадим сказал что предложил выходить за него замуж? - во время ужина начала Мария.-Что ты думаешь по этому поводу?
Людмила накрывающая на стол внезапно отреагировала прямо:
-Если бы мне Вадим Семёнович сделал такое предложение — я бы даже раздумывать не стала — сразу сказала: -Да! Да! Да! Но Вадим Семёнови никогда не видел во мне женщины — только друга семьи.
Теперь инициативу перехватила Мария:
-Танечка, я понимаю ваши сомнения: преклонный возраст, большая разница между вами, вы не любите брата — пока не любите. Поверьте — его не возможно не полюбить, когда узнаете поближе. Уверяю вас — Вадим прекрасно понимает это. Знаете что он ответил на мои сомнения? -Хоть несколько лет да  наши! С Вадимом вы будете как за каменной стеной. Он неплохой человек — это вам скажут не только мы с Милой но и все кто знаком с братом.
Мария смолкла на минуту не зная как ещё можно убедить Таню..
=я не могу давить на вас Таня — сказала она. - Но если вы дадите согласие стать женой брата я буду очень рада — он будет в надёжных руках. Вы добрая умная способная понять человека.
-Ох, Маша, если бы dfc вас услышал мой бывший муж то сильно бы удивился. Он говорил что большое несчастье иметь слишком умную жену — глупышка бы была более покладистой и прощала бы ему все его маленькие слабости.
-Это потому что ваш муж,Таня, был человеком недалёким и судил всех по себе. - ответила Мария. - Прошу вас Таня обдумайте мои слова посоветуйся с  отцом и сыновьями. Не отвергайте Вадима сразу — он ждал вас столько лет!
-Маша — он ждал не меня — Саламандру. - Я совсем другая — пессимистка не сильная быстро впадаю в панику со мной скучно — я простая как три копейки и при близком знакомстве Вадим быстро во мне разочаруется.
-Это вас и останавливает? - предположила Мария.
-И не только это — просто я не смогу соответствовать высокой планке что будет предполагать ваш брат.
-Не стоит гадать Таня — мой брат не летает в облаках и у него самого не меньше чем у тебя сомнений и переживаний — уверяю тебя. Просто попробуй — вдруг получится? Поговори со своими — потом решай.
Татьяна позвонила отцу и рассказала ему о предложении Вадима.
-Вижу сомневаешься? - отозвался отец.
-а ты бы не сомневался?!
-я бы радовался если бы мне встретился такой человек. Даже сейчас когда и жить осталось возможно немного — хоть на старости лет пожить  в спокойствии и счастье.
_-Хочешь сказать что с мамой этого у вас не было?! - готова была уже обидеться Татьяна.
-Счастье может и было, но спокойствие с Саламандрой — это вряд ли. Характер у неё был непростой -сама знаешь — беспокойный и твёрдый — если что решит — не переубедить, пока сама не поймёт, что не права.
-Так что советуешь, отец — соглашаться?
-Несомненно!
-А как твои внуки к этому отнесутся?
-Оба головами кивают — согласны!
-Отделаться от меня хотите? - засмеялась Татьяна.
-Хотим чтобы ты была счастлива, дочка!  - твёрдо отреагировал отец. - Счастья тебе — ты это, как утверждает  реклама, заслужила — причём всей своей и нашей с мамой жизнью!
-Ладно-ладно — уговорили — сдаюсь!
Всё решите с Вадимом — позвони — будем с ребятами ждать вестей.
-Хорошо, папа — согласилась Татьяна — позвоню, не переживай.
Решила:
-Ну, что же — сколько проживём — столько проживём — сколько даст Господь. И дала согласие — но это уже другая история.



27.01. 2022 год.
Г. Саратов. Злобина Т. В.