Семен Фарада

Ирина Торпачева
ОН ПРОСИЛ ДРУГА ДОСТАТЬ ПИСТОЛЕТ:ХОТЕЛ ЗАСТРЕЛИТЬСЯ

Семен Фарада (+75) родился комиком. По воспоминаниям сестры Евгении, в детстве соседи специально приходили к ним в барак – ради Сени. Он заходил в комнату, улыбался – и все тут же начинали смеяться.

-- Бог плюнул на макушку, -- улыбается вдова Фарады Мария Полицеймако (82), вспоминая мужа (фильм «Семен Фарада. Хочется большой и чистой любви»).

КОМИК – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ

Но разве это профессия – комик? Папа, военный, мечтал увидеть сына в погонах. Мама – ну вот хотя бы инженером! Приличная профессия, между прочим, нормальный рабочий график… А театр – в свободное время. Хобби! Кто ослушается мудрую еврейскую маму?! Семен получил золотую медаль в школе, поступил в Бауманское, стал инженером-механиком по котельному оборудованию, по вечерам играл в студенческом театре. Но однажды не выдержал, бросил свои котлы, которые не мог уже видеть, пришел к маме и сказал: «Я – инженер». Положил на стол диплом и пошел по жизни «скользкой» актерской дорожкой.

С легкой руки друзей по студенческой сцене – Геннадия Хазанова и Марка Розовского – начал выступать в «Москонцерте». А через три года оказался в святая святых -- в легендарной труппе Театра на Таганке. Судьба явно благоволила усатому счастливчику. Юрий Любимов махнул рукой на то, что у гражданина Фердмана (именно такая фамилия досталась от отца Семену Львовичу) и близко не было актерского образования. Кому нужен диплом, когда человеку «Бог плюнул на макушку»?! И очень любил экспромты новичка. «Оставляйте его отсебятину!» -- смеялся он, и в спектаклях появлялись реплики, заводившие зал.

ОН ЧИТАЛ МАЯКОВСКОГО, А ЗАЛ УМИРАЛ ОТ СМЕХА

А что наделало кино! «Хочешь большой, но чистой любви?» -- спрашивал он зрителей с телеэкрана, и мы всей страной умирали со смеха.

За Семеном Фарадой намертво закрепились «звание» «Гений эпизода». 130 ролей в самых популярных фильмах! «Гараж», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона», «Человек с бульвара Капуцинов» -- режиссеры жаждали его снимать, а зрители любили ничуть не меньше, чем «джентльмена удачи» Крамарова или Михаила Пуговкина.
Сам же Фарада в это время отчаянно мечтал сыграть трагедию. Короля Лира, например. А что? И донимал этой своей мечтой Любимова. По признанию сына актера – Михаила Полицеймако – программе «Судьба человека» однажды Юрий Петрович все же дал отмашку: «Читай на публику что-нибудь серьезное!» Фарада выбрал Маяковского. Когда он торжественно произнес: «Я достаю из широких штанин…», зал лег со смеху. На этом история с трагедией на сцене завершилась.

МАША? «УНО МОМЕНТО»!

Зато появилась другая линия – романтическая. Звали ее Маша Полицеймако. Замужняя дама, между прочим, на то время. Да и сам Фарада как бы «немножко» был женат -- уже во второй раз. Но кто устоит под водопадом любви?!

К моменту бракосочетания жених был уже давно с новой фамилией («Фердмана» за незаблагозвучность «зарубили» кинорежиссеры), а невеста – с большим животом, в котором готовился к появлению на свет первый и единственный наследник актера – Миша Полицеймако.

-- Нельзя сказать, что я задумал жениться на Маше сразу, -- писал в своей автобиографической книге «Уно моменто» Семен Львович. – Я к тому времени был женат, а Маша воспитывала сына от первого брака. Я шел на сближение очень осторожно…

Ну конечно же: как любой опытный мужчина! Но стратегия была выбрана верная. А в свете той трагедии, которая злодейски догнала Фараду не на сцене, а в обычной жизни – и вовсе спасительная.

«КРУГОВОРОТ ФАРАДЫ В ПРИРОДЕ»

Что происходит, когда человек разрывается между семьей, сценой, съемками, самолетами и поездами, зверски курит, мало спит и принимает рюмочку-другую для бодрости? Организм в определенный момент говорит «стоп». От выбранного темпа жизни Фарады чуть не взорвалось его сердце.

-- Папе сделали операцию –поставили искусственный клапан, -- рассказывает Михаил Полицеймако (44). – И сделали хорошо.

Самым правильным после этого было бы притормозить, поставить не на скорость, а на умеренность. Впрочем, тогда это не был бы Фарада. Чуть придя в себя, он опять запустил организм на полную катушку: такой круговорот Фарады в природе. И в 2000-м случилась беда.

-- Это было утром. Мама позвонила и сказала: «Приезжай, с папой что-то не то…», -- вспоминал сын.

Приехал – а отец не может говорить, издает лишь какие-то непонятные звуки. Почему-то повезли его в кардиологию, где раньше лечили артиста. Мише тогда было всего 24 года, в растерянности он сделал то, что первое пришло им с матерью на ум. Кто знал, что спешить надо было в институт неврологии? Когда через неделю отца наконец перевели туда, где профессионально лечили инсульты, врач устало спросил: «Почему так поздно?!Ему нужно было вводить совсем другие лекарства».

ЖЕНА УХАЖИВАЛА ЗА НИМ, КАК ЗА РЕБЕНКОМ

Что происходит с публичным человеком, любимцем целой страны, когда он оказывается в вакууме? Когда нужно бороться с болезнью, а за тебя цепко хватаются депрессия и отчаяние? Когда понимаешь, что всегда был добытчиком для семьи, а теперь нужно покупать за бешеные деньги лекарства для тебя самого?

Он пытался улыбаться. «Ничего, прорвемся!» -- подбадривал он жену. А та терпела все и ухаживала за ним, как за ребенком.

Лекарства для актера стоили баснословных для семьи денег – 7 тысяч в месяц по тем временам. А еще нужна была сиделка. Сундук с золотом в кладовке не стоял. Народный любимец Фарада получал 12 тысяч пенсии, его жена – 16 тысяч. У сына театральная зарплата – 14 тысяч. А на руках собственная семья, которую тоже нужно как-то обеспечивать.

-- Государство дало мне коляску, кровать, телевизор, -- хвастался журналистам сам Михаил Львович. Мол, вот как все здорово и замечательно!
Но правда была печальнее. Денег не хватало. Многочисленное окружение, постоянно крутившееся вокруг известного комика, рассосалось, семья осталась со своим горем практически один на один.

Что было делать?

-- Когда я понял, что ситуация затягивается, уволился из театра. Подрабатывал везде, где только мог: на свадьбах, вечеринках, в клубах, -- делится тяжелыми воспоминаниями Михаил Полицеймако.

ДОМА ВСЕ РЫДАЛИ

Отец категорически отказывался от прогулок: что скажут люди, увидев весельчака из «Калиостро» в столь жалком виде?

В какой-то момент Фарада так отчаялся, что попросил друга достать пистолет – хотел застрелиться…

-- Я никому не желаю это испытать, -- говорит сын. — У нас дома все рыдали…
Тогда еще никто не знал, что не за горами второй инсульт. А за ним -- очередная трагедия: перелом шейки бедра. И ведь из-за пустяка: Семен Львович уже пытался ходить, опираясь на ходунки, и тут любимая овчарка ринулась к двери на звонок, опрокидывая все на ходу.

Какая жизнь у лежачего человека? Фарада страдал. У него испортился характер. И все равно, утверждают близкие, он до самого конца отчаянно рвался к жизни.
Он ушел тихо 20 августа 2009 года от сердечного приступа. Все эти долгие годы испытаний знаменитый актер  был жив только благодаря своим близким. Фарада прекрасно это понимал и считал себя счастливым, несмотря ни на что.