Мы люди и имеем право на ошибку. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
    Строки из Библии:
«Вслед за оглушающими сознание словами в Марию полетели камни. Кто-то из нападавших схватил ее за руки, кто-то – за волосы, чтобы утащить в неведомое место для дикой расправы. Мария от ужаса закричала что есть силы.
   Иисус встал, по его губам пробежала тихая, спокойная улыбка. И, обратившись к собравшимся, он, с едва уловимой иронией, сказал негромко, но твердо:
– Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень!
  Люди задумались и постепенно, явно разочарованные, разошлись по делам насущным. И вскоре на ступенях храма, и на всей площади не осталось практически никого, кроме Иисуса и девушки, все еще охваченной мелкой дрожью. Мария видела перед собой свет, и видела мудрые глаза спасителя. Она словно сквозь сон услышала вопрос, относящийся к ней самой:
– Женщина, вот видишь, никто не осудил тебя. И я не судия тебе. Иди с миром, и не греши впредь».

   Жизнь человека состоит из проб и ошибок. Каждый, порывшись в своей памяти, найдет на дальней полке событие, которое заставляет его испытывать то стыд, то сожаление, то облегчение (это было давно и неправда).
   Вы чужое брали? Ну, честно, хоть раз в жизни руки протягивали к тому, что вам не принадлежит? Нет, нет и нет? Ну, вы святой. Не стыдно ошибаться, стыдно не исправлять своих прошлых ошибок. По сусекам помели, по амбару поскребли – и вперед, делитесь той стороной жизни, которую привыкли держать в тени.
   Еще Л.Н. Толстой сказал, что без эмоции нет памяти. Мы, выросшие в каменных джунглях, с детства приучены реагировать на события окружающего мира так, как положено в обществе. На занятиях предусмотрены упражнения на развитие эмоционального интеллекта.Через эмоцию учимся выходить на события давно минувших дней. Ученики, молодые, постарше и тем, кто далеко за 50, спокойно реагируют на задание и ... вспоминают чувство радости, горести, стыда, через это чувство выходят на события, спрятанные в глубинах нашей памяти.

Рассказ первый.

    Стараюсь гнать из памяти то утро. Конец семидесятых. Мы живём в длинном барачного типа, доме.  Жильцам первого этажа повезло: у них есть, пусть небольшие, но подвалы. Жильцы второго этажа оборудовали возле своих квартир деревянные лари, в которых хранили картошку, морковку, лук и тому подобный провиант. Лари никогда не закрывались: кому в голову придет лезть к соседу за тем, что у тебя самого в избытке?

   В доме полно ребятишек, но большей частью это мальчишки чуть старше меня. Поэтому я играла в соловьи-разбойники, гоняла мяч, лазила по крышам сараев. Кукол у меня не было никогда. Может, денег не было, не знаю.

   Двери в квартиры не закрываются, если хозяева уходят, то просто накидывают крючок на скобу. Мы целыми днями обитаем на улице, в плохую погоду запросто ходим из квартиры в квартиру. Нас никогда никто не гонял, но и мы никуда не лезли.
   В дом переехали новые жильцы. Для меня это был подарок судьбы: появилась на втором этаже девочка пяти лет, моя ровесница. У неё было две куклы, но я с ними играть не умела, и ей пришлось присоединиться к нашей уличной команде.
   Однажды она открыла ларь и достала из него горсть того, что для меня было незнакомо. Положила на мою ладошку несколько штучек и сказала:
- Попробуй, это изюм, он очень сладкий.
   Само слово показалось мне очень красивым, я несколько раз повторила его. Удовольствие мы растянули, клали изюминку на язык и сосали её, как леденец, только потом начинали жевать … Наверное, этот случай я запомнила ещё и потому, что нас редко кто угощал. Да ещё чем-то необычным …
   Прошло несколько дней. Я всё время вспоминала изюм, его бесподобный вкус. И решила прогуляться к чужому ларю. Помню об этом всю свою жизнь, как о великом преступлении. Поднявшись утром на второй этаж, я открыла ларь и взяла несколько изюминок. Спрятала в карман. Я знала, что все взрослые на работе, дети в садике или школе, поэтому не боялась … Нет, наверное, всё-таки боялась … потому что стала избегать встречи с мамой Гали, моей подружки: мне казалось, что она всё знает. Я вздрагивала, когда видела её с моей мамой: мне казалось, что сейчас, вот сейчас она всё расскажет маме …

Рассказ второй.

   Наверное, у каждого из нас в заначке ларчик, куда мы прячем (не от людей, а от себя) какие-то неблаговидные поступки. Мое «преступление» тоже из раннего детства.
   Всё, беззаботная пора закончилась, нас «сдали» в школу. Она мне не понравилась: сиди прямо, не крутись, не разговаривай, не спрашивай, слушай учителя. На переменке – не бегай, не шуми. Эти «не» даже перечислить времени не хватит. Плюс был один – новые друзья. Для нас всех обездвиженность была наказанием. Но мы не жаловались, потому что понимали, что стали школьниками и придётся жить по другим, взрослым правилам.
   У одноклассницы появилась маленькая-маленькая резиновая белочка. Она жила в пенале вместе с ручками, резинками, карандашами. Для детей, не избалованных игрушками, любая безделушка была чем-то нереально желанным. Белочка стала преследовать меня, я думала о ней день и ночь. И случай представился. Девочка оставила пенал на парте. У меня и в мыслях не было её взять. Я просто хотела её посмотреть, подержать в руках. Но дверь открылась, я быстро отскочила от чужой парты … Белочка осталась в моих руках. Мне ничего не оставалось делать, как спрятать её в карман фартука. Возможности подложить её не было ни в этот день, ни на другой. Весь класс волновал вопрос, кто, кто на это решился? И я боялась, я так боялась признаться: никто не поверит, да и время для признания было упущено.
    Прошло почти полвека, а краска заливает лицо, когда я вспоминаю тот случай.