Греча. ч. вторая, глава четырнадцатая

Владимир Цвиркун
               
   Противники России, желая принизить великую державу, по сей день утверждают, что словосочетание «русский дух» остаётся неясным выражением и никак вразумительно необъяснимо. Есть! Есть ему теоретическое объяснение в исторических трудах Державина, Ключевского, других философов. А как это выглядит на практике, на себе испытали многие народы Европы и Азии. Суть в этом одна: бесконечная внутренняя духовная и физическая сила. Истинным носителем русского духа всегда было казачество. Ой, как на поле брани боялись воинов-казаков  наши враги. Боялась этого организованного этноса и Советская власть. Боялись, потому что те и воевать, и трудиться, и праздновать умели. И за себя умели постоять.

   Ещё не совсем стемнело, а после ярмарки большое семейство Ефима и его родня собрались в светлице повеселиться. Пришли похристосоваться и две дочери хозяина дома со своими мужьями и детьми. Все встали, помолились и шумно сели. Остался стоять лишь старший в роду. Он взял со стола кружку с хмельным напитком и сказал:
  - Вы все, собравшиеся за этим столом - моя отрада и услада, вы - мои свет и утеха. Помните род наш. Сколь я помню, зачинался он с Ефима Гречи, который обосновался когда-то в местечке Епифань, что неподалеку от Москвы. Помните это и передавайте даля. Помните завсегда род свой, дорогие мои.
  - Любо! Любо! Любо! - прокричали все и встали.
Молча выпив всяк своё, перекрестились, закусили, разговорились.
   - Маманя, - вставая из-за стола, произнесла старшая дочь. - Мы тебе от нашего семейства подарок принесли.- Подай, Григорий, - обратилась она к мужу.
   - И мы нашу маманю помним, - спохватилась младшая  Ариша.
   На плечах немного уставшей, но счастливой матери оказались два платка - один краше другого.
   - Папаня, свет наш и покровитель, а тебе от нас жилет и кисет.
   Вместе с женой, получая подарки, прослезился и Ефим. Скрывая наполняющую душу радость, старший казак, закрутив усы, налил себе небольшую чарку и показал рукой, чтобы все последовали его примеру.
   - Давайте выпьем за ваши подарки, за ваше внимание. - Потом, поправив ещё раз усы, мягко добавил: - А ну, Марья, где там то, что с ярмарки привезли? Давай всё на стол. Будем и мы одаривать.
   После сказанного дедулей, немного стесняясь, подошли самые младшие - внуки и внучки. Взяв подарки, они окружили его и поочерёдно поцеловали. Уже не сдерживая слёз радости, Ефим обнял их всех счастливый и гордый за свой казачий род.

               Продолжение